|
О детской благодарностиАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Современный родитель старается дать ребенку как можно больше. Театры, музеи, зарубежные поездки, разнообразные кружки, изобилие игрушек, дорогая одежда, гаджеты… Все это окружает обычного ребенка. Однако нередко от родителей можно слышать, что всего этого ребенок не ценит. И обида родителей порой связана не только с тем, что ребенок теряет или ломает вещи, а с тем, что ребенок воспринимает все, что у него есть, как должное, порой обесценивания родительскую заботу. Родители же, которые в детстве не имели тех возможностей, которые они обеспечивают сейчас своим детям, сильно расстраиваются. Им кажется, что если бы у них было то, что есть сейчас у их детей, они были просто счастливы. Интересно, почему же дети, действительно, не ценят того, что дают им родители? И должны ли ценить? Может быть, мы, современные родители, совершаем какие-то ошибки в воспитании? Разобраться в этом вопросе нам может помочь знание возрастной психологии. Для маленького ребенка характерен эгоцентризм. Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека. Эгоцентризм ребенка проявляется в том, что ребенок считает себя центром Вселенной, а родители существуют только для того, чтобы удовлетворять его потребности. И действительно, если посмотреть на жизнь молодых родителей, то она вся подчинена желаниям и потребностям младенца. С появлением младенца меняется весь уклад жизни семьи, родители отказываются от развлечений, забывают о своих желаниях. Подрастая, ребенок продолжает считать себя центральной фигурой. В одном эксперименте у ребенка спрашивали, сколько у него братьев и сестер. Дети отвечали верно. Но когда у этого же ребенка спрашивали, сколько братьев и сестер у его брата (сестры), то в этом случае он называл на одного меньше. То есть, себя ребенок не считал. Это связано с тем, что ребенок не мог воспринимать себя как «приложение» (как брата или сестру кого-то), он мог считать себя только основной, центральной фигурой. Эгоцентризм мышления способствует тому, что ребенок считает все, что для него делают родители совершенно обыденным и нормальным. С раннего возраста родители заботятся о ребенке и он принимает эту заботу как данность. И это нормально. Не стоит ожидать от ребенка какой-то особой благодарности за то, что вы делаете. Во-первых, вы делаете это не ради благодарности, а ради любви к собственному ребенку. Во-вторых, мышление ребенка таково, что он просто-напросто еще не может преодолеть собственный эгоцентризм, посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения. Именно поэтому ребенок, к сожалению, не видит, что вы устали (хотя, казалось бы, это очевидно) и хотите отдохнуть. Его желание именно сейчас читать книгу или идти кататься на каруселях оказывается для него важнее. Именно поэтому ребенок просит новую игрушку, хотя вы несколько раз сказали, что сейчас у вас нет возможности. Именно поэтому он поёт, хотя у вас болит голова и вы просили не шуметь. Все это ребенок делает не потому, что он избалован. Таким образом проявляется эгоцентризм ребенка. Конечно, стоит попросить ребенка не шуметь и ждать возможности покупки новой игрушки. Но ожидать от ребенка полного понимания не стоит. Когда же преодолевается эгоцентризм? Неужели пяти-шестилетний ребенок все еще считает себя центром мира? Оказывает, эгоцентризм начинает преодолеваться в дошкольном возрасте, но при этом, как показывают исследования, эгоцентризм присущ детям даже в возрасте 8-10, даже 12 лет. К подростковому возрасту ребенок постепенно начинает осознавать, что чувствуют и думают родители, учатся прислушиваться не только к собственным желаниям, но и учитывать интересы других. В детском возрасте (примерно до 8-10 лет) любовь к родителям у ребенка обычно пассивная (родители для него только источник благополучия). И только вступив в подростковый возраст, ребенок преодолевает собственный эгоцентризм и тогда появляется активная (деятельная) любовь к матери и отцу. Именно тогда подросток начинает понимать, что у родителей есть собственные чувства, интересы и желания, что родители существуют не только для того, чтобы удовлетворять его потребности и желания. Подросток начинает осознавать, что родители заботятся не только о себе, а нередко отказывают себе в чем-то ради него. И тогда может появиться искренняя благодарность к родителям.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|