|
Стареющие родственники. Часть 3: Жизнь как целое.Автор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Я писал, что в лампочке - ужас пола.Что любовь, как акт, лишена глагола.Что не знал Эвклид, что сходя на конус,вещь обретает не ноль, но Хронос. Старение - это многоплановый процесс. Можно говорить о физическом, личностно-психологическом, социальном и профессиональном аспектах старения. Старость – это завершающий период человеческой жизни. Старение - разрушительный процесс, который происходит с возрастом в результате вредоносного действия внешних и внутренних факторов. Виды старения: - природное – характеризуется последовательностью возрастных изменений; - замедленное – характеризуется более медленным, нежели в общей популяции, темпом старения; - ускоренное – характерено раннее начало возрастных изменений. Этот возраст имеет особое значение – именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времени и поколений, именно с позиций старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как целое, его сущность и смысл. На разных стадиях старческого возраста люди должны осознать себя в новой роли, осознать новый психофункциональный статус. Э.Эриксон подчеркивал социально ценные черты этого возраста. Возможность успешного перехода в этот возраст Эриксон связывает с позитивным развязыванием предыдущих возрастных задач. Сущность развития в этом возрасте состоит в достижении целостности личности, которая основывается на подведении итогов прожитой жизни. Социально ценной чертой старости явяется мудрость, которую автор определяет как состояние духа, одновременный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, что освобождает историю жизни от случайностей и позволяет осознать связь и наследственность поколений. Согласно П.Балтесу, мудрость – это экспертная система знаний, которая ориентируется на практичную сторону жизни и позволяет выносить взвешенное мнение и давать полезные советы в жизненно важных вопросах. Экспертные знания, которые ассоциируются с мудростью, разделяются на пять категорий: 1) знания, которые позволяют дать примеры возможных ситуаций; 2) знания, которые определяют стратегии сбора информации, анализ целей и способов; 3) знания возрастного, культурного и индивидуального контекстов для разных периодов жизни и разных сфер жизни; 4) знания, которые учитывают разность ценностей; 5) знания, которые учитывают отсутстивие идеального решения. В случае, если человек ощущает, что не достиг целей, которые стремился достичь, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, отчаяние от невозможности начать жизнь сначала. Развязывание финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не пассивного ожидания конца. Человеку в период старения неоходимо: -перейти к новому рассмотрению себя; -осознать факт ухудшения здоровья и старения тела; -преодолеть сосредоточенность на перспективе близкой смерти, принять мысли о смерти без ужаса, продолжать собственную жизненную линию благодаря участию в делах молодого поколения. Д.Б.Бромлей описывает основные позиции в старческом возрасте: конструктивное отношение к старости, зависимое отношение, защитное отношение, враждебное отношение к другим, либо самому себе. Л.И.Анцыферова показала, что можно выделить два основных личностных типа людей в старческом возрасте, основываясь на совокупности характеристик, среди которых: уровень активности, стратегии относительно того, как справиться с трудностями, отношение к миру и себе, удовлетворенность жизнью. Особенностями каждого типа являются: - люди, мужественно переживающие выход на пенсию, способные переключиться на занятие новым делом, способные устанавливать новые связи; все это ведет к переживанию удовлетворенности жизнью и способно ее продлить; - люди, которые пассивно относятся к жизни, ощущают отчуждение, сужается круг интересов, утрачивается интерес к самому себе, уважение к себе, нарастает ощущение ненужности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|