|
Возвращение в буддизм: Восьмеричный Путь как Интегральная Практика ПсихотерапииАвтор статьи: Макс Ильин
Многие слышали о том, что буддизм очень тепло упоминается в современных направлениях терапии. Менее многие - о том, что на формирование и философское наполнение первой когнитивной-поведенческой терапии - РЭПТ А. Эллиса, учение Будды Гаутамы повлияло ничуть не меньше, чем философия античного стоицизма и общая семантика А. Коржибского. Ещё меньше человек в курсе, что один из отцов психологии как "твёрдой науки" Уильям Джеймс не стесняясь брал именно из буддизма множество концепций насчёт психики; тот же Поток Сознания - это понятие школы Йогачара (Виджнянавада она же), "Читта-Сантана", в оригинале. Но сейчас речь даже не об этом. Вообще изучая категории и теории буддизма, приходишь к выводу, что это не совсем так, что "Западная" психотерапия начала что-то адаптировать из какого-то устаревшего учения. Вовсе напротив - буддизм является первой в мире системой психотерапии и "душевной" самопомощи, многие предложения которой до сих пор актуальны и валидны. Сегодня хотел бы представить свои комментарии к старинной модели "Благородного Пути к Пробуждению", которую описывал Будда и чему учил. Состоит путь-практика из восьми модулей-сегментов, которые образуют, как образно это называют сами буддисты, "Колесо Дхармы", основную философо-практическую доктрину. Эти элементы являются частями одного целого, и нельзя сказать, что следуют в каком-то строго определённом порядке - внимание стоит уделять всем одинаково, если хочешь достичь конечной цели, пресловутой Нирваны. Итак, описывая современным "психологичным" языком, эти сегменты буддийской практики таковы: 1. Верные Воззрения (Самьяк-Дришти) = Рациональные Установки (Верования) Санскритское влово "Самьяк" (и также оригинальное палийское "Самма") - имеет очень широкий диапазон значений, которому в русском аналогов нет. Чаще всего переводится как "правильный", "верный", "благоприятный", "полезный", "разумный", "гармоничный" и так далее. Это всё сразу и одновременно. "Дришти" - это буквально "воззрения", в смысле мировоззрения, менталитета, убеждений и верований насчёт Себя-Других-Мира. В буддизме, это означает осознание и принятие за истину, простите, Четырёх Благородных Истин (можно ознакомиться в соответствующих источниках), и также других теоретических концепций (Три Бремени Бытия и т.п.) С перспективы современной психологии - это, несомненно, необходимый элемент; тот же Альберт Эллис построил РЭПТ на основании, что причиной эмоциональных и поведенческих расстройств в большой степени являются иррациональные верования и представления, в том числе - знаменитые "должнанизмы". Эта позиция сохраняется во всех современных когнитивных подходах. 2. Верные Намерения (Самья-Санкальпа) = Рациональные Мотивы (Желания) Много шума по этому поводу, мол Будда проповедовал отказ от желаний и "духовное самоубийство" :) На самом деле, отчасти да - Будда проповедовал отказ от неразумных и вредных желаний, которые в оригинале именуются "Танха" = буквально "Тяга, жажда, влечение, похоть". Однако, ничего против разумных и обоснованных потребностями желаний принц Гаутама не имел - он что, совсем дурак что ли был :) Самым мега-рациональным желанием для человека считалось "загореться" идеей прекратить круговорит страданий, рождений и смертей, через достижение необусловленного, независимого высшего счастья - Нирваны. Что об этом пишет современная психология - да то же самое, см. предыдущий пост. Чтобы желания были рациональны, им следует придавать обоснованную, экологичную и внутренне-ответственную форму. * * * Пункты 1 и 2 условно определяются в категорию "Праджня" - Премудрость. * * * 3. Верная Речь (Самьяк-Вач) = Рациональный Язык/Лексика/Общение. Общий принцип - всё та же экологичность; не создавать своей речью и общением с окружающими себе лишних проблем. В частности, воздерживаться от клеветы, глупостей, лжи, оскорблений и лжи. В современной науке - существует целая отрасль психолингвистики, и отдельно - общая семантика (тоже о которой писал), которая занимается именно что исследованием влияния языка на поведение, мышление и вообще человеческие взаимодействия. Не очень верится, конечно, что в такой седой древности Будда получил "инсайт" насчёт столь тесной связи между языком, речью и деятельностью человека, однако как факт, верная речь является необходимым элементом "просветления" в буддизме. 4. Верное Поведение (Самьяк-Карманта) = Рациональное... Поведение :) Обычно, это воспринимается достаточно узко - подобно заповедям в христианстве: воздержание от убийств и насилия, от обмана и воровства, от прелюбодеяний и пьянства. Но вообще же - несомненно, как наши мысли влияют на поведение, так и поведение определяет ход мыслей. И более того - поведение, в определённых рамках, определяет и изменяет окружение, чем грех не пользоваться ради достижения "Благородной Цели". В современной терапии - даже далеко ходить не надо, бихевиоризм и поведенческие терапии наблюдают некоторый "ренессанс" последнее время. В частности, Терапия Принятия и Обязательств (Acceptance-Commitment Therapy), Поведенческая Активация, Функционально-Аналитическая Терапия... В общем, неотъемлемый элемент любого стоящего "душе-лечения" - лечение действиями. 5. Верный Образ Жизни (Самьяк-Аджива) = Рациональная Жизнь! Это так, небольшая аллюзия на "Guide To Rational Living" (Руководство по Рациональной Жизни), бест-селлер в жанре самопомощи за авторством того же (сколько можно уже) А. Эллиса. В буддизме - это базовые понятия, такие как: "экологичная" профессия, т.е. не связанный с причинением страданий или обманом заработок, умеренность в быту, чистота и прочее. В современной практике - терапия "Образа Жизни" набирает всё большие обороты; известный "прототип" - Терапия Реальностью Уильяма Глассера. Но и в прочих подходах (в частности, особенно ориентированных на преодоление аддикций, зависимостей) - изменению образа жизни уделяется много внимания; по той причине, что человек, откровенно говоря, сам себя, свою личность, не меняет особенно сильно - его меняет окружение. Но, влияя на окружение - личность может, используя "обратную связь", добиться и изменения себя! Вот такой удивительный принцип, который всё больше "поклонников" завоёвывает. Скажем, популярные нынче "ретриты" - это ничто иное, как краткосрочное радикальное изменение окружения и образа жизни; после них, участники непременно описывают множество удивительных инсайтов и озарений насчёт себя и своей жизни в "обыденной" среде - это неспроста :) * * * Пункты 3-5 объединяются в модуль "Шила" - Этика, Нравственность. * * * Как пишет википедия - "Следующие три этапа традиционно используются монахами в их психо-практиках". Ну а так как большинство читающих - пускай и не монахи, но точно "психопрактики" в некотором смысле, опишем и их. 6. Верное Старание (Самьяк-Вьяйама) = Рациональные Усилия. Здесь уже попадаем в область "тонких" концепций - объяснить, что такое "правильные усилия", на словах затруднительно :) Но всё же, есть два аспекта: А) Для чего стоит напрягаться, а ради чего - нет (это больше насчёт воззрений) Б) Каким образом именно совершать усилия. Второе - хорошо известно практикам такой системы, как Цигун (хотя это учитывается и в йоге, и в тантре, и везде, но без такого акцента). Верное усилие - по принципу "то ли есть, то ли нет"; но, при этом - регулярное, стабильное, систематическое и нарастающее по необходимости. В современной психологи, это примерно может быть "натянуто" к тематике развития воли, резильентности; советовал бы обратить внимание на последний "хит" в теме - книгу Grit: The Power Passion And Perseverance Анджелы Дакворт. А вообще, ещё тот же Джеймс описал, что такое воля: это психическая функция, управляющая вниманием. А внимание - это то, что определяет, о чём ты думаешь и что делаешь (вкратце); точнее, направляет твою энергию. 7. Верное Памятование (Самьяк-Смрити) = Рациональное Внимание (Осознанность/Осмысленность). Это тот самый набравший популярность аспект буддизма - "Сати", осознанность, "mindfulness". Из всей "когорты" современных западных подходов, на мой взгляд - "ближе" к оригиналу подошли Эллен Лангер (её книги по возрастной психологии, контролю и осмысленности являются в США частью обязательной программы обучения в сфере "Ментального Здоровья" и психологии); и отдельно хотел бы обратить внимание на методику "Отстранённой Осознанности" (Detached Mindfulness) из мета-когнитивной терапии Адриана Уэллса. На первый взгляд - осознанность и осознанность, то же самое, например, и в АСТ - принятие, наблюдение... Однако, есть несколько важных отличий, приближающих ОО к "истинному учению" Будды. В основном, они связаны с контролем внимания и наблюдением за мета-установками насчёт собственного мышления - короче, это отдельный разговор :) 8. Верное Сосредоточение (Самьяк-Самадхи) = Рациональный Фокус/Концентрация/Транс. Собственно, "центр лотоса" - именно через "Самадхи" происходит достижение контроля над умом, постижение "высших истин" и всё остальное, за что мы любим буддизм :) Школа дзен - вообще в некотором роде ради этого компонента "жертвует" многими элементами других. В буддизме, помимо прочего - разработана "карта" погружения в трансовое поглощение созерцанием ума ("Дхьяна", от которого и произошло "Дзен"). Так, описано "Четыре Дхьяны", а в школе Тхеравада ("Учение старейших", буддийский олд-скул, самая близкая к "корням") - также ещё четыре "внематериальных состояния", следующих перед постижением Нирваны. В современной практике - на ум приходит разве что фокусирование Ю. Гендлина, но и то не совсем о том же. Думаю, использование терапевтических возможностей буддийской техники транса - дело ближайшего будущего; научные исследования уже есть по теме (см. книгу "The Mind's Own Physician.." Джона Кабат-Зинна, Ричарда Дэвидсона и да, Далай Ламы). P.S.: да, эти три модуля (6-8) тоже объединяются, но называются попросту "Самадхи" - сосредоточение/медитация. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|