Феноменология интимности

Драма противоречивости человеческого существа является общепризнанным фактом. Она явилась основанием для создания многих диалектических моделей, описывающих и объясняющих функционирование мотивационной сферы человека (З.Фрейд, Э.Фромм, А.Маслоу и др.). В этом плане в качестве одной из наиболее значимых оппозиций многие исследователи (К.-Г.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Д.Майерс) рассматривают оппозицию между стремлением человека к свободе, независимости и автономности и его же направленностью на присоединение к другим, идентификацию с группой (на избавление от экзистенциального одиночества).

В современном мире урбанизации, роста мобильности общества и ускорения темпа жизни данное противоречие проявляется особенно ярко. Расширяется круг общения людей всех возрастов, сокращается непосредственное физическое пространство между ними. Одновременно развиваются процессы отчуждения. Происходит автономизация отдельной личности, интимизация её частной жизни. В связи с этим возникает особый интерес к содержанию внутреннего мира отдельного человека, к личным, интимным аспектам его жизни, скрытым от непосредственного наблюдения.

Работа со словарями позволила нам сконструировать следующее определение. Интимность «Я» - это тайна «Я», неповторимое, своеобразное содержание психической реальности человека, которое значимо для поддержания жизни и принадлежит только его «Я», скрыто от посторонних людей, являясь для них невидимым и недоступным.

Наше исследование было направлено на выявление содержания феномена «интимность «Я». Опираясь на представленное выше определение, мы пришли к выводу, что в качестве компонентов, оставляющих интимный аспект «Я», можно и должно рассматривать детскую тайну (или секрет); феномен лжи; воображение и фантазию; феномен понимания; дружеские отношения (рассмотренные нами на примере подростковой дружбы); любовь и сексуальные отношения.

Среди перечисленных феноменов и явлений воображение и фантазия формируются в наиболее раннем возрасте. Первые проявления воображения можно отметить у детей уже в 2-2,5 года, и связаны они с игровой деятельностью. В дальнейшем способность фантазировать совершенствуется. Особенно бурное ее развитие приходится на школьные годы.

Фантазии, или, как их называют в повседневной жизни, мечты, действительно представляют собой очень личные, индивидуальные и глубоко сокровенные переживания. Вряд ли найдётся хоть один человек, который согласился бы рассказать о своей заветной мечте или просто поделиться теми мимолётными фантазиями, которые возникают иногда в минуты спокойствия, погружения в себя, отвлечения от действительности. Фантазии - это целый мир, который человек создает для себя одного, куда другие не вхожи. В этом мире всё настолько лично, что его не открывают даже очень близким людям. Только иногда, в задушевном разговоре, в атмосфере глубокого доверия к другому, человек может приоткрыть ему тайны своих фантазий.

Появление у ребёнка такой психической способности – «представлять воображаемые образы на внутреннем психическом экране» - имеет огромное значение для его личности. Способность к воображению и фантазированию дает ребенку, его «Я» дополнительные, качественно новые степени свободы. Она позволяет ему быть чрезвычайно активным и самовластным в своем внутреннем мире, дает ощущение собственной силы и дееспособности.

Тайна (секрет) это хранящееся в душе, невидимое и недоступное другому человеку содержание, оберегаемое хозяином. Тайны есть у всех взрослых людей. Вообще, быть взрослым – это значит быть в числе прочего непрозрачным для других людей, иметь право быть закрытым и сохранять внутри себя тайны своей жизни, доверяя их только некоторым. Ребёнок в этом плане является противоположностью взрослому. Он очень открыт. У него многое можно выспросить. Тем не менее, первые тайны, или секреты, появляются именно в детском возрасте - приблизительно в 5-8 лет. Первоначально для ребенка свойствами тайны обладает какая-либо вещь – тетрадь, игрушка, коллекция марок и т.п. Ребёнок украшает эту вещь, отводит ей особое место в своей комнате. Подобное воздействие на определённую вещь, преобразование её позволяют ребёнку воспринимать её как свою собственную, лично ему принадлежащую, в некоторой степени как часть его «Я» - тайную часть. Ребёнок проецирует на неё частичку своей души. В этой вещи материализованы его сокровенные переживания, сугубо личные душевные ценности. Поэтому-то и открываются эти детские тайны (как впрочем и тайны взрослые) только избранным, самым близким – доверенным лицам.

Появление личной тайны становится для ребёнка важным моментом, «который позволяет ему прочувствовать своё «Я» как ограниченное, выделенное из окружающего мира вместилище своей внутренней жизни, впрямую недоступное для других людей» (М.В.Осорина). Суть интимности «Я» и тайны как её составляющей состоит в том, чтобы обособиться от других людей, сделать недоступным для них (скрыть) часть себя и тем самым защитить себя от воздействия и боли при непрошеном вторжении извне (насмешке, осуждении, навязывании чужого мнения, непонимании, разоблачении).

«Тайная» вещь, предмет - это овеществленный прообраз собственно тайны - в прямом значении этого слова - как тайны переживаний, которая появляется в более старшем возрасте и составляет основной компонент интимности «Я». В психологическом плане функция подобных «тайных» вещей заключается в том, что они помогают ребенку структурировать его психологическое пространство, а также обозначают и укрепляют границы «Я».

Далее обратимся к феномену лжи. Что она собой являет? Солгать – значит сказать что-то, что не соответствует правде, действительности, выдумать; солгать – значит проявить, выразить не те чувства и состояния, которые испытываешь на самом деле, притвориться. Такое поведение ещё называют неискренним.

Феномен лжи можно наблюдать у детей уже в 4-5-летнем возрасте. Практически все мотивы детской лжи (избегание наказания, неловкой ситуации, самозащита и др.) связаны с предотвращением возможного воздействия на разные стороны «Я» (мысли, чувства, возможности), которые представляют сферу интимности «Я». Воздействие на них может ущемить свободу, причинить боль и даже разрушить это «Я». В указанном возрасте поведение ребёнка становится многоплановым. Разделяются план реальный и план вымышленный, план предметный и отношенческий. Ребёнок уже знает о разных реальностях существования одного и того же предмета (в том числе и собственного «Я»). Это знание даёт ему возможность строить свою позицию в отношениях с другими людьми, обозначать своё «Я» для Другого. Ребёнок осваивает разные позиции – «пробует себя», пробует быть разным, в том числе и «неправдивым», показывая то, что не соответствует его настоящим чувствам. Ложь помогает скрыть от других (и тем самым защитить от воздействия) переживания, предназначенные только для себя, необходимые для сохранения своей автономности, своего «Я», поддержания жизни. Таким образом, ложь можно рассматривать как способ охраны глубинных пластов своего «Я», средство защиты интимности «Я».

Потребность в интимизации (в обособлении от других людей и сохранении в тайне своих переживаний) усиливается по мере взросления. У подростка появляется тайна в прямом значении этого слова (как тайна переживаний) и собственно интимность «Я» как скрытое от других содержание психической реальности. Основой этого является открытие подростком своего «Я», своего внутреннего мира, того, что отличает его от других людей и делает в собственном представлении и самоощущении уникальной личностью. Это глубинное «Я» воспринимается человеком (а тем более подростком) как некая интимная субстанция, таинство души. Поэтому подросток начинает оберегать это таинство в себе.Это даёт гарантию ощущения своей автономности, индивидуальности и самостоятельности. Внешне это проявляется в том, что подросток начинает отгораживаться от окружающих, становится скрытным. Обособление проявляется сначала в общении со взрослыми, однако потом начинает действовать и в отношениях со сверстниками, со временем усиливаясь. Подростку всё чаще хочется уединиться, помечтать или подумать о чём-то. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Структурируя окружающее пространство, он выделяет в нём интимную зону (ближайшие к поверхности тела 50-70 см.) Если у подростка есть собственная комната, он настойчиво защищает её от «вторжения посторонних», так как она переживается им как проекция его личности, которую надо оберегать. Если же своей комнаты нет, подросток мечтает о «собственном закутке – маленьком мирке, где будет всё своё».(М.В.Осорина).

Вместе с потребностью сохранить свою автономность приходит такое чувство, как одиночество. Глубинное «Я» подростка уже обладает настоящей и принимаемой другими людьми силой, но в то же время оно ещё недостаточно определённо и требует подтверждения реальности своего существования. У подростка возникает острая потребность в значимом общении, человеческой близости, принятии и понимании, необходимость в интегрировании различных проявлений жизни своего «Я», в строительстве собственной «целостности». Эта проблема становится разрешимой благодаря появлению другого человека - друга.

Интересный подход к определению сущности дружеских отношений предлагает Г.С.Абрамова. Она метафорически выделяет основные характеристики этих отношений исходя из толкования таких понятий как «друг» и «гость». Одним из первых проявлений дружеских чуств является приглашение человека в дом. Если гости приходят туда на время, то друг приходит, чтобы остаться надолго. Для него оказываются открытыми те двери, за которые обычных гостей не пускают. Поэтому с другом можно поговорить и поспорить о чём угодно, поделиться своими чувствами и не бояться выглядеть при этом смешным. С другом легко быть самим собой. С ним словно проявляется вся полнота собственной жизни. Дружба – это отношения, в которых можно и нужно быть собой, а не казаться.

За счёт этого дружеское принятие подтверждает реальность существования «Я» другого человека, его значимость и ценность. «Близкий», «задушевный» друг становится главным доверенным лицом, которому открывают сокровенные переживания, отношения с которым строятся на равенстве и понимании. Таким образом, друг воплощает в себе ту силу, энергию, которая необходима для интеграции «Я» подростка, строительства его целостности.

Обращаясь к феномену понимания, важно отметить, что понимание - это неуловимый интуитивный процесс, посредством которого человек может постичь глубокий смысл чего-либо (события, понятия, идеи и т.п.). В этом отношении синонимом понимания может служить термин «постижение». Смысл - результат понимания - субъективно уникален для человека. По мнению многих мыслителей (М.М.Бахтин, М.К.Мамардашвили, В.Франкл, Б.С.Братусь и др.) акт понимания всегда отмечен знаком индивидуального состояния. Постичь смысл чего-либо человек может только самостоятельно.

С проблемой понимания связаны проблемы постижения смысла жизни, выбора собственного жизненного пути, личностного развития и саморазвития. Развитие начинается с момента рождения человека, так как человек самим фактом своего рождения оказывается помещённым в мир культуры. В ходе взаимодействия его с объектами культуры, человек осваивает общечеловеческий опыт. На основе этого осуществляется его личностный рост. О саморазвитии можно говорить тогда, когда человек начинает активно и более или менее осознанно строить свои отношения с миром, искать своё место в нём, опираясь в своих поступках, мыслях, переживаниях на общечеловеческие духовные и нравственные ценности.

Личность человека претерпевает развитие в процессе осмысления нового опыта. Внутренняя, глубоко интимная работа по рождению и осмысливанию нового личностного опыта позволяет человеку не рассеиваться, не распадаться, а наоборот, «собирать» себя, строить свое понимание, реконструировать собственный смысл своих состояний и таким образом строить свое «Я».

Говоря об интимной стороне «Я», нельзя не обратиться к теме любви и сексуальной близости. Любовь может рассматриваться в том числе и как интимная общность одного человека с другим. Сексуальные отношения, будучи закономерным продолжением и выражением духовного единения, представляет собой весьма сокровенную и деликатную сферу, тайны которой известны только двоим. Любовь позволяет осуществиться всем компонентам внутреннего мира личности. В любви два человека соединяются, раскрываются навстречу друг другу и начинают воспринимать себя как единое целое, причём каждый из них сохраняет свою индивидуальность и обогащает себя. Любовь - это взаимопроникновение самостей, когда один становится частью другого и наоборот. В.Франкл писал: «В любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя любимому, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой». В этом, наверное, и заключается главный неразгаданный наукой парадокс любви.

Обобщая представленный выше материал, мы склонны думать, что интимность «Я» представляет собой функциональный орган, который служит для сохранения интегрированности личности, поддержания чувства идентичности, психологической автономности личности и сохранения «Я».

Интимность «Я» - это динамичная структура, она изменяется и развивается со временем. С приобретением человеком нового опыта интимность включает в себя новые переживания, касающиеся различных сфер жизни. Какие-то элементы являются в ней наиболее важными и глубинными, другие переживания со временем могут утратить острую значимость и интимность и могут быть легко открыты другому. Есть переживания, которые навсегда остаются личной тайной своего хозяина, и есть такие, которыми человеку в определённые моменты просто необходимо поделиться с близкими. Иными словами, человек постоянно определённым образом «взаимодействует» с интимной сферой своего «Я». Динамичность интимности «Я», осознанность переживаний, подвижность границ «Я» необходимы для поддержания психического здоровья человека, саморазвития и оптимального взаимодействия с другими.

Во второй части нашей статьи мы хотим обратиться к анализу тех психологических механизмов, посредством которых человек регулирует границы интимности своего «Я». По нашему мнению таковыми механизмами в первую очередь являются процессы самораскрытия и самопредъявления.

Самораскрытие - это обнаружение сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком, т.е. обнаружение содержания своего интимного «Я». Самораскрытие связано с риском - человек рискует потерять любовь и уважение других, свою автономность, рискует выглядеть глупо, нелепо, испытать чувство стыда и т.п. Поэтому человек, как правило, открывает себя близким людям - родителям, любимым, друзьям. В таком случае он уверен в том, что его уважают, ценят и принимают таким, каков он есть.

Границы «Я» отделяют каждого конкретного человека от всех остальных. При возникновении близких доверительных отношений между двумя людьми (друзьями, любящими) возникают границы иного рода - границы диады, которые способствуют открытию границ «Я» посредством самораскрытия. Два человека становятся более «прозрачными» друг для друга. На основе этого возникает «общность Мы» - она предполагает максимальную психологическую близость с максимальной доверительностью в общении, но в то же время обеспечивает сохранение индивидуальности каждого из этих двоих. Самораскрытие является необходимой составляющей продуктивных и здоровых отношений.

Самораскрытие может быть рассмотрено как механизм, так и критерий развития отношений. К самораскрытию в отношениях, как правило, приходят постепенно, люди не могут мгновенно обнаружить перед другими свои сокровенные переживания. Для этого необходимо время. И здесь очень важным является эффект обоюдного самораскрытия – тенденция к возникновению обоюдной откровенности при доверительном разговоре. Постепенное взаимное самораскрытие способствует установлению боле тесных отношений.

Кроме того, по теории И.Альтмана и Д.Тейлора, по мере развития отношений к более близким люди раскрывают больше информации о себе. Сама информация становится более интимной и начинает охватывать новые жизненные сферы. Самораскрытие начинает занимать больше времени.

Возникновение интимной доверительности в процессе развития дружеских, любовных отношений и отношений с родителями многие исследователи (К.Роджерс, С.Розенталь, Г.С.Абрамова и др.) считают критерием наиболее полноценного развития отношений, в противовес отчуждённости и одиночеству.

Самораскрытие обладает мотивационной силой. У каждого человека есть потребность открывать себя близким, значимым людям. Самораскрытие выполняет важные функции как для коммуникатора (того, кто раскрывает себя), так и для реципиента (того, кому открываются). Важность самораскрытия для коммуникатора состоит в том, что оно способствует психическому здоровью данного человека, развитию его личности, удовлетворению эмоциональных потребностей. Открываясь другому, человек может лучше осознавать свои глубинные потребности, он учится устанавливать «контакт» со своим реальным «Я» и тем самым приобретает способность управлять собственной судьбой. Искренне выражая свои переживания, человек остаётся собой, а не просто выполняет определённую, заданную извне, социальную роль.

Для реципиента самораскрытие перед ним коммуникатора означает, что ему доверяют, в нём нуждаются и его позитивно оценивают. Подобные переживания способствуют повышению чувства собственной значимости реципиента и как следствие – стабильности межличностных отношений.

Термин «самопредъявление» служит для обозначения бесчисленных стратегий, используемых людьми с целью контроля и управления впечатлением, которое они могут производить на окружающих. Предъявлять себя - значит обозначать своё «Я» для других, строить свою позицию во взаимодействии, «подавая» себя определённым образом и регулируя меру воздействия других на себя. В любом случае самопредъявление будет осуществляться таким образом, чтобы поддерживать на оптимальном уровне взаимоотношения с окружающими, получать одобрение, личную выгоду и сохранять интимность своего «Я» в недосягаемом для окружающих состоянии.

         В современной психологии термин «самопредъявление» имеет скорее негативный оттенок. Это объясняется тем, что самопредъявление ассоциируется с неискренностью, прагматизмом, манипуляцией и противопоставляется принципиальности, честности, открытости. Для обозначения такого поведения предлагаются даже специальные термины-метафоры: «маска», «фасад», «раковина».

         Однако смысловой акцент можно поставить иначе. Человек с момента своего рождения включён в систему социальных отношений. Как представитель этой системы он является исполнителем целой системы социальных ролей, задаваемых ему извне. С этой точки зрения владение разнообразными тактиками самопредъявления в широком диапазоне социальных ситуаций свидетельствует о хорошей социальной адаптации.

         С данной точки зрения рельефно представляется ещё одна позитивная сторона обсуждаемого феномена. Предъявлять себя – значит обозначать своё «Я» для других, «подавать» себя определённым образом, регулируя при этом меру воздействия других на себя. В любом случае самопредъявление осуществляется таким образом, чтобы поддерживать на оптимальном уровне взаимоотношения с окружающими, получать одобрение, личную выгоду и сохранять при этом интимную зону своего «Я» в безопасности.

         Следует отметить ещё одно интересное свойство самопредъявления. В некоторых случаях человек испытывает острую потребность «проявить свою подлинную сущность», остаться собой, независимо от того, какие последствия это за собой повлечёт. Он готов пойти на объективно неоправданный риск и испытать боль. В подобных ситуациях самораскрытие выступает в качестве одной из тактик самопредъявления.

         Таким образом, самораскрытие и самопредъявление – это процессы посредством которых человек регулирует доступ окружающих к той части его «Я», которую мы называем интимностью. Сама же интимность (интимная зона «Я»), по нашему мнению, является функциональным органом, включающим в свою структуру такие элементы как детская тайна (или секрет); феномен лжи; воображение и фантазию; феномен понимания; дружеские отношения; любовь и сексуальные отношения. Главной же функцией данного психического образования является сохранение интегрированности личности, поддержания чувства идентичности, психологической автономности личности и сохранение «Я» человека.

 

 

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М.: Академия, 1997. – 704 с.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988.

  1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 333 с.
  2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с.

5. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М.: Лабиринт, 1996. – 429 с.

  1. Маслоу А. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук» «Ваклер», 1997. – 300 с.
  2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
  3. Розенталь С.Г. Секс после сорока. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 256 с.
  4. Франкл В. Доктор и душа. – СПб.: Ювента, 1997. – 287 с.
  5. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: «Просвещение», 1989. –     448 с.
  6. Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

12. Юнг К. Психологические типы. - М.: "Университетская книга" АСТ, 1996. – 705 с.



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Ключи от своего дома: как быть собой в собственной личности?
  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Полюби себя. Личные границы человека. Часть - 2
  • Полюби себя. Личные границы человека. Часть - 1
  • Мы устаем не от других людей, а от своего отношения к ним…
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Поставьте себя на место другого человека
  • Молодой человек, который сам себя запутал...
  • Человек толпы и сохранение себя в тоталитарном государстве
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Контакт с собой, или главный человек в нашей жизни.
  • Какие причины заставляют человека оскорблять других людей?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Будучи собой, ты, не ведая о том, вдохновляешь других на то, чтобы быть собой (Побочный эффект контроля)
  • Признаки того, что вы действительно нашли своего родного человека
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как подтолкнуть себя или другого человека к изменениям
  • Когда ты встречаешь наконец своего человека, а он своего - нет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь