|
Ненадёжная привязанность, психопатология и задачи психотерапииАвтор статьи: Снигур Владимир Сергеевич
Как известно, привязанность к родительской фигуре для ребёнка (и для детёнышей многих животных и птиц) выполняет две ключевые функции: это своего рода «аванпост», из которого происходят вылазки для исследования незнакомого окружения, а также убежище на случай опасности. Разные живые организмы по-разному реализуют эти функции и по-разному справляются с опасностью. У некоторых видов живых существ действует «привязка к местности» - для них убежищем и базой для исследования пространства является логово, нора или просто какое-то пространство, где они чувствуют себя в безопасности. Морские черепахи после рождения бегут через пляж к морю, ящерицы, будучи брошенными в воду, плывут в сторону суши, лягушки прыгают к водоёму. Если животное подвергается нападению, оно убегает в своё «логово» и отсиживается там. К примеру, гнездовые птицы и некоторые млекопитающие также привязаны к своему логову — гнезду, норе или берлоге. Но у птиц и млекопитающих основным механизмом реализации этих функций выживания является привязанность к другой особи, не обязательно своего вида и не обязательно к родителю. Известен феномен импринтинга, когда вылупившиеся птенцы привязывались к лаборанту, который присутствовал рядом с ними в это время, и воспринимали его как маму, всюду за ним следовали и тревожились, когда его не было рядом. В естественных условиях выводковые птицы, например, цыплята при опасности бегут к наседке, а большинство млекопитающих бегут к маме. Человек здесь не исключение. Если маленький ребёнок на определённом этапе развития ползает по комнате и исследует пространство вокруг, он старается держать маму в зоне видимости и следует за ней, если она уходит. Более старший ребёнок может удаляться от мамы на приличное расстояние и терпимо относится к тому, что не видит её, но если вдруг он ушибётся или испугается, он будет искать маму и побежит к ней за утешением. Она его погладит, успокоит, поцелует ушибленный пальчик, и ребёнок побежит дальше изучать, обо что такое он там ушибся. Но что происходит, если мама сама является источником опасности или стресса? Это ситуация совсем не характерна для животного мира, но весьма характерна для мира человеческого. Для человека стресс могут вызывать не только физические опасности, но и эмоциональные, причём не только от особей своего вида (что тоже не очень характерно для животных), но ещё и от особей своей стаи и даже от родителей. Итак, такая ситуация для ребёнка запускает двойную реакцию:
Получается парадоксальная ситуация: если мать или другая фигура привязанности является источником опасности, ребёнку нужно одновременно отдалиться от неё и сблизиться с ней. И тут стремление к бегству становится, скорее, ситуативным фактором, а стремление к привязанности перевешивает. Привязанность это фундаментальная жизненно важная потребность, и ребёнку приходится каким-то образом игнорировать опасность, которая исходит от матери, чтобы сохранять с ней привязанность. Такая ситуация была охарактеризована как «страх без разрешения», когда стремление к бегству от страха лишь усиливает его. И здесь запускаются механизмы, имеющие, по-видимому, общий знаменатель с третьим вариантом реагирования — оцепенением (англ. freeze, букв. «замораживание»). Ребёнку приходится в каком-то смысле «замораживать» свои переживания, чтобы быть в состоянии выдержать близость с матерью, которая ему необходима. Такие ситуации могут быть единичными и встречаются, пожалуй, в жизни каждого человека. Действительно, мать не всегда бывает мягкой и пушистой — у неё может быть плохое настроение, она может злиться, она может искать уединения и отдыха, осознанно или неосознанно отталкивая от себя ребёнка. Это нормальная и неизбежная часть жизни, и у ребёнка есть ответ на такое поведение. Он может прибегать к самым разным способам «манипулирования» матерью, чтобы добиться близости с ней — плакать, скандалить, ластиться, обижаться, просить её и так далее в зависимости от возраста, уровня развития и склонностей. Более того, рядом часто бывает вторая фигура привязанности (второй родитель), который может быть «на подхвате». Но что если такие ситуации повторяются и усугубляются в отсутствие другой фигуры привязанности, которая могла бы выполнить так нужную ребёнку функцию? Как показано во многих наблюдениях и исследованиях, такие повторяющиеся ситуации «страха без разрешения» оказывают дезорганизующее действие на эмоциональную сферу ребёнка. И тут можно проследить несколько параллельно действующих механизмов адаптации. Ребёнок начинает прибегать к защитным способам «отключения» своих чувств для сохранения привязанности. Идея в том, что повторяющиеся в детстве травматичные переживания (физическое или эмоциональное насилие, пренебрежение или брошенность) способствуют формированию разных психопатологических процессов, в основе которых, по мнению ряда специалистов, лежат диссоциативные механизмы. С такого рода опытом связано формирование диссоциативных расстройств, в том числе расстройства множественной личности, пограничного расстройства личности (при котором диссоциация также играет ключевую роль), а также ряда других расстройств, в том числе комплексного посттравматического расстройства (complex PTSD). Фактически, ребёнок учится фрагментировать свои переживания, «замораживая» часть из них, которая мешает поддержанию привязанности, - чувство боли, страх, обиду, гнев и др. На основе таких диссоциированных процессов в отсутствие должного разрешения могут формироваться отщеплённые части личности, хранящие в себе все эти переживания и активирующиеся в более взрослом возрасте. Их активация может происходить по типу «флешбеков», только вспоминаются не картинки из прошлого, как при классическом ПТСР, а ощущения и эмоции. Происходит это в том числе и потому, что такого рода травмирующие ситуации нарушают механизмы консолидации памяти — иначе говоря, разные аспекты одной ситуации начинают храниться как бы отдельно друг от друга: картинки отдельно, чувства отдельно, ощущения отдельно, понимание отдельно. В результате они могут «всплывать» также по-отдельности в ситуациях, которые служат «спусковым крючком» для них. Например, в ситуации расставания с юношей девушка может внезапно почувствовать затапливающее ощущение одиночества, боли и безнадёжности, которое вынуждает её всеми силами стараться удержать молодого человека, пытаться манипулировать им, шантажировать и умолять остаться. Если такой человек со временем обращается за психотерапией, по мере работы нередко удаётся выяснить, что чувство боли и одиночества относится к более ранней амнезированной (забытой) ситуации, связанной с родителями. Другой вариант «флешбеков» вследствие таких ранних переживаний — хронические болевые синдромы, не имеющие соматической основы. Обычно в основе их лежит телесная память о физическом насилии, которая была диссоциирована от других переживаний и забыта. Например, если в ходе такого рода травматичной ситуации ребёнка ударили по лицу, он может впоследствии забыть об этом, но в более зрелом возрасте страдать от загадочных болей в области лица или шеи. Вряд ли такие диссоциированные процессы появятся при единичных наказаниях, когда родитель остаётся доступным для утешения, адекватно объясняет и обосновывает своё поведение – иначе говоря, когда это происходит в рамках надёжной привязанности. Но систематические ситуации «страха без разрешения» также вынуждают ребёнка развивать другие способы адаптации ради сохранения привязанности. При многократных эпизодах эмоционального и тем более физического насилия в условиях ненадёжной привязанности диссоциативные процессы могут становиться более стабильными и не достигать интеграции. Для взрослого человека, получившего благоприятный опыт привязанности в детстве, ситуация насилия однозначно требует разрыва отношений с агрессором. Для ребёнка ситуация насилия со стороны фигуры привязанности становится неразрешимой задачей: он не может разорвать отношения с родителем, поскольку всецело от него зависит. Бегство из дома и бунт становится возможен лишь в подростковом возрасте. Поэтому для него жизненно важно сохранить отношения привязанности с родителем и сохранить идеализированный образ родителя. Это достигается несколькими способами.
С возрастом ребёнок развивается, учится новым способам поведения и мышления, его логический аппарат и эмоциональный интеллект также усложняются. Но до отщеплённых, «замороженных» эмоциональных процессов это развитие может не доходить: не имея возможности выразить себя и реализовать потребности, скрытые в их ядре, они не имею возможности научиться новым отношениям, новой логике существования и приобрести необходимый для развития опыт. Когда человек попадает в ситуацию, которая так или иначе требует активации этих процессов, он может сталкиваться с необъяснимыми и крайне интенсивными переживаниями, которые, как правило, списывает на текущую ситуацию и, следуя заложенной в них логике, делает ошибочные выводы, приходит к искажённому восприятию реальности. С такого рода динамикой может быть связана практически любая психопатология – тревожные, депрессивные, навязчивые состояния. Поэтому в задачу психотерапии входит тем или иным способом помочь человеку:
Как видите, эти задачи задействуют все сферы субъективного опыта, и к ним можно адресоваться с помощью самых разных психотерапевтических методов. Какую бы модальность терапии мы ни рассмотрели, в ней в той или иной форме происходит реализация этих задач. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|