|
Навыки психолога, опыт человекаАвтор статьи: Тимаков Андрей Сергеевич
Несомненно, у психолога, психотерапевта, гештальт-терапевта, арт терапевта и всех тех, кто оказывает психологическую работу для людей, есть навыки, которыми должен обладать специалист. На мой взгляд - это следующие умения и навыки, в которых специалист должен быть внимательным, чутким, наблюдательным, обладать более чем успешными навыками коммуникативной компетенции, быть гибким, уметь слушать, слышать, правильно, т.е. ясно и четко выражать свою мысль, уметь применять свои гипотезы/версии, выстраивать коммуникацию с клиентами в рамках сессии и общей работы, обсуждать условия и то, что происходит на консультациях/терапии (особенно то, что касается личности клиента и ведет к помощи ему и развитию, взрослению клиента). Многие навыки приобретаются в опыте, некоторым, возможно обучают на курсах, в институтах, специальных обучающих группах. Мне кажется безусловным, что есть навыки, которым специалист обучается в своем опыте, есть умения, которым его научили или о важности и необходимости которых рассказали коллеги или преподаватели. И так же безусловно я считаю, что есть профессиональные навыки и умения, которые граничат с личностным развитием психолога/психотерапевта, о которых, как правило не говорят, не учат, возможно обсуждают в обучающих/супервизорских группах. Есть и просто личностные навыки, которые первично не относятся к профессиональным, но могут являться наиважнейшими инструментами психолога/психотерапевта. Некоторые из личностных инструментов, которые применяет в своей работе психотерапевт/психолог, может быть на определенном месте, но здесь нет градации и порядка, в целом, каждый из профессионально-личностных качеств специалиста является важным. Тем не менее, сейчас я чувствую значимость и важность такого "параметра", как Устойчивость специалиста - устойчиость во взаимоотношениях, в контакте с клиентом, и с теми переживаниями, которые клиенты проживают во время сессий. Ведь то, что чувствует человек на сессии является безусловно важным, и задача специалиста поддержать в данных переживаниях человека. Быть вместе, быть рядом, проявить сочувствие и эмпатию. Бывает так, что какая-либо тема и связанные с ней чувства, поднятые на сессии сложны для самого психотерапевта, в такой "картине" важно быть чувствительным к себе своим переживаниям. Чувствительность к себе и своим переживаниям - это еще один важный "инструмент", который необходим в работе психотерапевта. Из моего опыта работы с клиентами, когда я действительно чувствую себя, свои переживания по поводу того, что рассказывает мне человек напротив меня, и по поводу того, что происходит в сесии между нами здесь и сейчас. Данная особенность является очень важным в работе и для помощи клиента. Когда коллеги говорят о включенности, то это не только про "слышать каждое слово" и пробовать понять смысл нарратива клиента, но и про включенность своих чувств. Ведь если специалист не способен принять свои чувства и сказать о них клиенту, то как Вы считаете, с какой вероятностью Ваши клиенты будут Вам говорить о своих переживаниях? Звучит наверное странно, но особенно для начинающих психологов и психотерапевтов, важна "чувствительность к своей нечувствительности". Вот предположим, если Ваш клиент уже готов расплакаться, его кожа на шее начинает краснеть и багроветь, а глазные мышцы изо всех сил напрягаются что бы не выпустить слезы, а психолог в этот момент продолжает задавать вопросы и, как следствие ничего не замечая и не чувствуя, то с огромным сожалением, здесь необходимо признать огромное сочувствие к клиенту в его глубоких переживаниях, с которыми он в этот момент остается совершенно один, находясь рядом с специалистом. И здесь, конечно же рядом осознанность, принятие себя и всего что именно с Вами происходит в работе с клиентами, потому что в этом месте важным является еще и чувствительность к границам. Границам своим и границам клиента. Когда речь заходит про "психологические границы", то здесь не раз в опыте я замечал как важно даже передвижение на стульях в приближении и отдалении от клиента, и то, как это влияет на ход сессии и изменения в клиенте. Открытость - очень важный компонент, который вполне может стать инструментом психолога/психотерапевта. Открытость своих чувств, открытость в признании того, что психолог, например не понимает, что говорит клиент или что злится, чувствует интерес, возбуждение... Это все тонкие ощущения и чувства, которые не могут быть исключены из взаимоотношений с клиентами и открытость в своих чувствах, мыслях, ощущениях приносит психотерапевту и клиенту качественно сформированное поле, комфорт, безопасность и положительные результаты для клиентов. В завершении хочу пожелать коллегам - уверенности, чувствительности, открытости и не забывайте про супервизию. :) А клиентам, конечно же успешной, результативной работы и внимательного выбора специалиста для себя.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|