Кратко о Психологии Эмоций (Эпизод 1)

Автор статьи: Макс Ильин

Решил изложить целостную теорию эмоций, которой сейчас пользуюсь. А то постоянно об этом говорим, но представляем предмет себе как-то туманно и абстрактно.

Итак, эмоция - это... Да на самом деле, даже определение сложно дать. С этой проблемой столкнулся ещё Уильям Джеймс, и тут же категорически отказался даже пытаться (см. его труд "Психология", 1893 г.). Однако, Джеймс (и его отчасти коллега Карл Ланге из Дании) "подарили" нам один из важнейших "инсайтов" в природу эмоций.

Кратко о Психологии Эмоций Эпизод 1

А именно, теория Джеймса-Ланге состоит в том, что эмоции - это целостный пакет сенсо-моторных, телесных ощущений и переживаний. Если из эмоции удалить этот телесный компонент - то практически от неё ничего не останется; только сухое суждение. Обосновано это тем, что например, невозможно переживать страх или испытывать тревогу, если они не сопровождаются характерными соматическими "подкладами" - учащённый пульс, поверхностное дыхание, расслабление конечностей/напряжение "внутренностей" и так далее.

В её оригинальном виде - теория принадлежит истории, но последние исследования нейропсихологов и физиологов подтверждают её основной посыл и предлагают различные "модифицированные" версии "соматической теории эмоций". 

На этом принципе основаны многие "трюки" для быстрой психологической помощи - скажем, знаменитое "хочешь порадоваться - улыбайся!". Не так всё просто, конечно, но иногда и это работает :)

* * *

Другая влиятельная теория - принадлежит в оригинале Ричарду Лазарусу, и получила большое распространение, особенно в русле "когнитивной революции". Можно условно её назвать "Теорией Когнитивной Опосредованности Эмоций". Обстоятельно ознакомиться можно, например, в "Stress, Appraisal and Coping", 1984 года.

 Фрейд?! - НЕТ! :)

Согласно ей - эмоция это "альянс между чувствами и познанием". В общем виде, процесс порождения эмоции выглядит так (термины не Лазаруса, это современное изложение):

1) Субъект, находясь в определённой ситуации, испытывает различные воздействия среды - стимулы, условно. Что не очень важно сейчас, но в то же время стоит помнить - стимулы доходят только те, что находятся в диапазоне органов восприятия.

2) Все стимулы автоматически проходят "первичную оценку" (primary appraisal) - т.е. делятся на важные и нерелевантные; а важные, в свою очередь - на "перспективные" (положительные) и "опасные" (негативные). Соответственно, первые ведут к позитивным эмоциям, вторые - к негативным. 

3) Затем, если вести речь в контексте стресса - опасные стимулы проходят через "вторичную оценку" - которая определяет, достаточно ли ресурсов для того, чтобы справиться с этой опасностью (вызов, угроза, потеря и т.п.). 

"Оценка" производится специфическими когнитивными схемами - то, что в РЭПТ принято называть "Верования/Убеждения", в советской школе распространено "Установки"; в общем, это такие пред-сознательные "матрицы", в которых содержится (упрощённо) конкретная потребность и условия для её удовлетворения (необходимые ресурсы, мотивы, "угрозы", "уязвимости" и прочее). Это - вполне "реальные" (в том смысле, что гипотетически можно посмотреть и пощупать - правда, владелец не очень обрадуется...) внутри-мозговые "органы" из нейронных цепей и синаптических сетей.

4) В любом случае - оценка запускает (опять же, всё автоматически и бессознательно) в организме цепь гормональных и физиологических реакций на воспринятый стимул.

5) Эти реакции, одновременно отражаясь "по обратной связи" в сознании, получают целостный характер, и образуют такой "сенсомоторный-когнитивный гештальт" - собственно, эмоцию.

6) В зависимости от эмоции, её степени, вектора и т.п. - субъект получает моментальные импульсы к действию, автоматические мысли и всё прочее на этом сознательном уровне (бежать, орать, падать и притворяться шлангом, whatever :)). 

Или покороче: Стимул - Восприятие - Оценка - Физиологический ответ - Отражение-Оценка физиологии - Побуждения. 

Если обозначить шаги 1-5 как "Эмоция" - можно правомерно утверждать, что именно "эмоции управляют поведением", как многие любят это делать (разумеется, не уточняя этой системы). Впрочем, не на 100% - с шага 6 и "далее", у субъекта есть выбор; но выбор, находящийся в рамках уже включённой эмоции, "рабочей матрицы". 

* * *

Моменты, которые остались не освещены:

- Эмоцию, таким образом - можно назвать "чувственным гештальтом"; многообразие и вариативность эмоций обусловлены почти неограниченно различным "комплектом" телесных чувственных переживаний, разной сили и характера.

- Соответственно, множество эмоций тоже формирует другую целостность-гештальт, которую мы называем настроением. По умному - аффект :)

- Постоянное заблуждение, которое очень редко обсуждается - такой достаточно дилетантский подход к психодинамике; мол, сознание и бессознательное обладают одинаковым содержанием, различие исключительно в... Осознанности :) Это не так - они и содержательно отличны; не существует "бессознательных мыслей", "неосознанных эмоций" и т.д.

В бессознательном, если примерно набросать - содержатся потребности, драйвы, мотивы, установки, те же гештальты... Которые, будучи "включёнными", актуализированными - отражаются в сознании в виде мыслей-эмоций-импульсов к действию. И да, обратное верно тоже - не существует "сознательных установок", например; так мы условно можем называть наши вербальные описания и эмоции, с этими комплексами связанные.

В целом, надеюсь, что-то об эмоциях прояснил и несильно запутал. Спасибо за внимание.



Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь