|
Кратко о Психологии Эмоций (Эпизод 1)Автор статьи: Макс Ильин
Решил изложить целостную теорию эмоций, которой сейчас пользуюсь. А то постоянно об этом говорим, но представляем предмет себе как-то туманно и абстрактно. Итак, эмоция - это... Да на самом деле, даже определение сложно дать. С этой проблемой столкнулся ещё Уильям Джеймс, и тут же категорически отказался даже пытаться (см. его труд "Психология", 1893 г.). Однако, Джеймс (и его отчасти коллега Карл Ланге из Дании) "подарили" нам один из важнейших "инсайтов" в природу эмоций. А именно, теория Джеймса-Ланге состоит в том, что эмоции - это целостный пакет сенсо-моторных, телесных ощущений и переживаний. Если из эмоции удалить этот телесный компонент - то практически от неё ничего не останется; только сухое суждение. Обосновано это тем, что например, невозможно переживать страх или испытывать тревогу, если они не сопровождаются характерными соматическими "подкладами" - учащённый пульс, поверхностное дыхание, расслабление конечностей/напряжение "внутренностей" и так далее. В её оригинальном виде - теория принадлежит истории, но последние исследования нейропсихологов и физиологов подтверждают её основной посыл и предлагают различные "модифицированные" версии "соматической теории эмоций". На этом принципе основаны многие "трюки" для быстрой психологической помощи - скажем, знаменитое "хочешь порадоваться - улыбайся!". Не так всё просто, конечно, но иногда и это работает :) * * * Другая влиятельная теория - принадлежит в оригинале Ричарду Лазарусу, и получила большое распространение, особенно в русле "когнитивной революции". Можно условно её назвать "Теорией Когнитивной Опосредованности Эмоций". Обстоятельно ознакомиться можно, например, в "Stress, Appraisal and Coping", 1984 года. Фрейд?! - НЕТ! :) Согласно ей - эмоция это "альянс между чувствами и познанием". В общем виде, процесс порождения эмоции выглядит так (термины не Лазаруса, это современное изложение): 1) Субъект, находясь в определённой ситуации, испытывает различные воздействия среды - стимулы, условно. Что не очень важно сейчас, но в то же время стоит помнить - стимулы доходят только те, что находятся в диапазоне органов восприятия. 2) Все стимулы автоматически проходят "первичную оценку" (primary appraisal) - т.е. делятся на важные и нерелевантные; а важные, в свою очередь - на "перспективные" (положительные) и "опасные" (негативные). Соответственно, первые ведут к позитивным эмоциям, вторые - к негативным. 3) Затем, если вести речь в контексте стресса - опасные стимулы проходят через "вторичную оценку" - которая определяет, достаточно ли ресурсов для того, чтобы справиться с этой опасностью (вызов, угроза, потеря и т.п.). "Оценка" производится специфическими когнитивными схемами - то, что в РЭПТ принято называть "Верования/Убеждения", в советской школе распространено "Установки"; в общем, это такие пред-сознательные "матрицы", в которых содержится (упрощённо) конкретная потребность и условия для её удовлетворения (необходимые ресурсы, мотивы, "угрозы", "уязвимости" и прочее). Это - вполне "реальные" (в том смысле, что гипотетически можно посмотреть и пощупать - правда, владелец не очень обрадуется...) внутри-мозговые "органы" из нейронных цепей и синаптических сетей. 4) В любом случае - оценка запускает (опять же, всё автоматически и бессознательно) в организме цепь гормональных и физиологических реакций на воспринятый стимул. 5) Эти реакции, одновременно отражаясь "по обратной связи" в сознании, получают целостный характер, и образуют такой "сенсомоторный-когнитивный гештальт" - собственно, эмоцию. 6) В зависимости от эмоции, её степени, вектора и т.п. - субъект получает моментальные импульсы к действию, автоматические мысли и всё прочее на этом сознательном уровне (бежать, орать, падать и притворяться шлангом, whatever :)). Или покороче: Стимул - Восприятие - Оценка - Физиологический ответ - Отражение-Оценка физиологии - Побуждения. Если обозначить шаги 1-5 как "Эмоция" - можно правомерно утверждать, что именно "эмоции управляют поведением", как многие любят это делать (разумеется, не уточняя этой системы). Впрочем, не на 100% - с шага 6 и "далее", у субъекта есть выбор; но выбор, находящийся в рамках уже включённой эмоции, "рабочей матрицы". * * * Моменты, которые остались не освещены: - Эмоцию, таким образом - можно назвать "чувственным гештальтом"; многообразие и вариативность эмоций обусловлены почти неограниченно различным "комплектом" телесных чувственных переживаний, разной сили и характера. - Соответственно, множество эмоций тоже формирует другую целостность-гештальт, которую мы называем настроением. По умному - аффект :) - Постоянное заблуждение, которое очень редко обсуждается - такой достаточно дилетантский подход к психодинамике; мол, сознание и бессознательное обладают одинаковым содержанием, различие исключительно в... Осознанности :) Это не так - они и содержательно отличны; не существует "бессознательных мыслей", "неосознанных эмоций" и т.д. В бессознательном, если примерно набросать - содержатся потребности, драйвы, мотивы, установки, те же гештальты... Которые, будучи "включёнными", актуализированными - отражаются в сознании в виде мыслей-эмоций-импульсов к действию. И да, обратное верно тоже - не существует "сознательных установок", например; так мы условно можем называть наши вербальные описания и эмоции, с этими комплексами связанные. В целом, надеюсь, что-то об эмоциях прояснил и несильно запутал. Спасибо за внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|