Несколько слов об идеализации

Идеализация – это психический процесс, в результате которого положительные качества и достоинства выбранного объекта преувеличиваются, а сам он воспринимается как нечто совершенное. Фрейд писал, что идеализация – это процесс, при котором объект, не меняя своей природы, превозносится и преувеличивается в сознании субъекта. 

Идеализация свойственна всем еще в детском возрасте, когда мы наделяем родителей сверх качествами: безмерной силой, справедливостью, любовью и т.п. Это важный этап, на котором формируется такая инстанция как совесть, а кроме того здесь закладываются идеалы, к которым мы стремимся в нашей будущей жизни. Но постепенно мы перестаем идеализировать родителей, когда понимаем, что они не будут нас удовлетворять во всем. Особенно ярко процесс свержения родителей с их почетного пьедестала проявляется, когда ребенок становится подростком. Он видит, что родители слушают не ту музыку, отстают от прогресса, в общем, «устаревают». Было бы хорошо, если родители могли признать, что они далеко не идеальны, и, как любой живой человек, они способны переживать весь спектр чувств, в том числе и агрессию. Когда родители позволяют ребенку подвергнуть сомнению их идеальный образ, то этим они позволяют ребенку повзрослеть. Но родители, к сожалению, зачастую держатся за свою идеальную роль, что связано, в свою очередь, с их собственными непроработанными инфантильными конфликтами. Любая попытка дискредитации со стороны ребенка будет вызывать у них агрессию. Это обычно приводит к тому, что взрослеющий ребенок боится выйти со своей инфантильной позиции, т.к. опасается потерять любовь родителей. Родителям тоже может быть выгодно, чтобы уже не маленький ребенок, как и в более раннем возрасте, продолжал видеть в них буквально полубогов – так поддерживается иллюзия, что они справляются со своей ролью прекрасно. 

Любой из нас стремится наделять любимых людей особыми возможностями и качествами, ожидая порой большего, чем они способны дать – вспомните состояние влюбленности. Вначале влюбленные идеализируют, превозносят друг друга, затем проходит время, розовые очки спадают и они начинают видеть партнера другим, более настоящим, удивляясь, как можно было ранее этого не замечать. Так вначале мы наделяем человека необыкновенными чертами, но позднее убеждаемся, что он вовсе не такой и разочаровываемся. В процессе психоанализа часто наблюдаются ситуации, когда за недолговременным процессом идеализации объекта наступает противоположный процесс – обесценивание. Возникает ненависть, в человеке видится только плохое. От умения человека видеть партнера разным и принимать его, зависит дальнейшее развитие отношений. 

Идеализация для нашей психики естественна, но иногда она будто «зашкаливает» и тогда человеку очень сложно построить близкие отношения с окружающими людьми. В таком случае идеалы всегда должны быть недосягаемы, а их фигуры табуированы – их нельзя ненавидеть. Злость по отношению к ним настолько может быть запрещена, что порой не доходит до осознания, человек не переживает свои чувства, он прячет их от самого себя, как если бы их проявление причинило вред любимому человеку или разрушило привычный мир. Именно такие пугающие фантазии озвучивает человек на кушетке в кабинете психоаналитика, когда говорит об идеализируемом человеке и о трудностях в своей душе в отношении к нему. А эти трудности действительно возникают. Человек не всегда может сказать, чувствует ли он что-то к объекту своего поклонения, любит его или ненавидит. Нередко вместо того, чтобы назвать свои чувства к какому-то лицу он сухо отвечает, что другой для него идеален или очень хороший. Чрезмерная идеализация лишает человека чувств. Дело в том, что когда мы подавляем агрессию, подавляется и любовь. Возможно, это происходит потому, что мы много энергии в таком случае тратим на подавление агрессии, а на переживание любви энергии не остается. Иногда отрицаемая ненависть к идеализируемому объекту может быть адресована совершенно другому лицу или самому себе. Так оберегается идеал, а в случае направления агрессии против себя, человек еще и неосознанно наказывает себя за плохие помыслы и чувства. 

Механизм идеализации закладывается вначале когда родители требуют со стороны ребенка идеального поведения, чтобы они сами чувствовали себя уверенно. Затем сам повзрослевший человек предпочитает находиться в этой позиции идеального ребенка для идеализируемого родителя (или для того, кто потом выбирается в качестве идеала вместо родителей). И, конечно, в этом есть выгода: например, можно получать любовь и заботу как в детстве. Если поклоняться идолу — он наградит своим вниманием и любовью. Но эта позиция в то же время очень сложна, т.к. кроме любви ребенок (или позднее взрослый) способен чувствовать ненависть к родителю. Ненависть возникает потому, что родители, во-первых, не идеальны на самом деле, и они неспособны удовлетворить ребенка на сто процентов. Во-вторых, за внешней идеализацией всегда стоит глубоко запрятанная ненависть, т.к. быть в крепкой связке с родителем сложно, становится тесно, некомфортно и болезненно. Естественная потребность оторваться от матери/отца дает о себе знать. Но для этого отрыва опять же необходима агрессия, которая трагически может быть воспринята родителем, и человек будет терзаться чувством вины, что причинил вред. Это чувство вины, которое не всегда осознается, может иногда привести к тому, что дочь/сын вернется в родительское гнездо – под действием внешних и, на первый взгляд, непредвиденных обстоятельств — и откажется от своих желаний из страха разрушить иллюзии родителей. 

Агрессия, тем не менее, может проявляться в отношениях с идеализируемым человеком в виде конфликтов, когда не выраженные вовремя чувства накапливаются и, в конце концов, прорываются сквозь блокаду защит. Либо агрессия может проявиться в форме аддиктивной реализации, когда человек прибегает к помощи алкоголя, наркотиков и т.п. Но это поведение родителям привычно, они знают, как себя вести, чтобы сын или дочь не смогли вырваться из их объятий. А ребенок продолжит тратить массу энергии на подавление агрессии, что приводит к страданиям. 


Что же делать в этой затруднительной ситуации? Человек может ее преодолеть, когда способен осознавать свои переживания и чувства, когда может своевременно выразить негатив, не доводя дело до конфликтов. Но если человеку самостоятельно это сложно сделать, то путь от идеализации до крушения идеалов человек может пройти в психоанализе, переживая естественные процессы в кабинете психоаналитика. Человек может увидеть, что разрушение идеалов вовсе не страшный процесс, это вполне естественно, т.к. все мы живые люди, мыслящие, переживающие, чувствующие. При бережном подходе все наши чувства не разрушают окружающий мир и нас самих, а наоборот, помогают любить, созидать и творить.



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Иногда любимый человек может сделать вам больно
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Когда удобный человек перестает быть удобным
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда человек теряет себя
  • Человек может все!
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Может ли человек измениться?
  • Может ли человек похудеть?
  • Может ли человек измениться
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания
  • Почему человек не может исцелиться в 1 миг?
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь