Контейнирование аффектов.

Автор статьи: 404

На пути восстановления своего физического и психического здоровья одной из важных задач становится необходимость справляться с чрезмерными всплесками возбуждения, то есть сильными эмоциями и аффектами без подавления их и выплескивания вовне (контейнирование аффектов) . Если мы подавляем в себе сильное переживание получаем болезнь, если выплескиваем на окружающих – то теряем хорошие отношения и близких людей.

В социальном мире оказывается очень важным удерживать в себе сильные переживания без захлестывания и захваченности ими, то есть контейнировать эти переживания. Это здоровая ситуация когда вы вполне можете справиться с возбуждением и аффектом без привлечения дополнительных ресурсов.

Маленький ребенок учится овладевать своим возбуждением и своими импульсами постепенно. Сначала учится проситься на горшок и немного терпеть, а не сразу писать в памперс. Потом уже и подольше приходится потерпеть во время прогулки на улице или во время занятий в садике и т д. Так же с другими желаниями. Он понимает, что, если разозлился, то папу, например, можно ударить хотя бы в игровой форме, а маму нельзя. Надо подбирать слова и защищать свои границы устно. Таким образом, постепенно дети формируют внутренний контейнер для своих аффектов, своего возбуждения. И если у человека достаточно поддержки и достаточно прочные границы у близких ему людей, то ребенок со временем научается справляться практически с любым уровнем своего возбуждения или находить поддержку извне чтобы справиться со слишком сильным напряжением. А потом обязательно будет наступать естественное расслабление и отдых, когда можно выдохнуть и набраться сил для дальнейшего экспериментирования, роста и взросления.
Подробнее про контейнер. Наши мышцы реагируют абсолютно на любую мысль или эмоцию. Мы напрягаемся, всем телом или какой-то его частью в ответ на любое воздействие извне. В примере выше ребенок научается напрягать сфинктеры и мышцы вокруг них, когда нужно дотерпеть до туалета. Таким образом, его тело и прежде всего мышцы становятся вместилищем излишнего напряжения и возбуждения. Чтобы не показать начальнику, что мы на самом деле чувствуем, мы весь спектр аффектов: возмущение, злость, обиду, вину и стыд помещаем в тело и удерживаем его там. Говорят «внутри все кипит, а снаружи ни один мускул не дрогнул». Если выйдя из кабинета начальника обратить внимание на свои ощущения, то вы заметите, что напряжены так так будто держали балку которая могла упасть на голову. Так вот, насколько этот контейнер ёмкий и сколько человек может в свое тело поместить возбуждения не будучи захвачен, поглощен аффектом, настолько он устойчив. Мы иногда говорим «меня накрыло». Это значит, что возбуждение в нервной системе выше, чем мы можем выдержать. И в этот момент высока вероятность того, что мы будучи поглощены этой эмоцией наделаем глупостей, поссоримся с важными людьми, примем неверное решение. Наша задача замечать свои эмоции, переживать их, но не позволять, чтобы они захлестнули нас. Важно чтобы оставалась часть меня не захваченная этим чувством, а как бы наблюдающая со стороны.Контейнирование аффектов

Если же в детстве были в семье размытые границы и возбуждение ребенка уходило сразу во внешнюю среду, он не получал достаточной обратной связи. Например, он мог истерить и бить маму/бабушку и не получал в этом ограничения, не чувствовал опоры о которую можно биться и останавливаться, то у него не формируется навык самому выдерживать свое возбуждение. Тут очень важно, чтобы степень напряжения с которой сталкивается ребенок была адекватна его возможностям сейчас с ним справляться. Важно чтобы задача была трудной, но решаемой. Обычно на другом полюсе в такой дисфункциональной, я бы сказала, зависимой семье этому малышу может «прилететь» в любой момент мамин аффект и он не будет знать, что с ним делать. У него не будет достаточно ресурсов контейнировать этот аффект . И этот ребенок кому прилетает от других членов семьи и при этом есть требование быть правильным, сильным, «не распускать нюни» и т д , будет пытаться все аффекты удерживать в себе. А мы помним что резервуара и буфера для такого удерживания у человека почти нет. И помимо обычных психологических сложностей, прежде всего пограничнго и нарциссического плана, мы здесь можем получить серьезные соматические нарушения и срыв вегетативной регуляции. В этом случае кроме психологической работы направленной на построение границ, отделение себя от родителей и других людей, выделение себя из системы, работы со стыдом и т д нужно еще отдельную работу делать по восстановлению чувствительности тела и по выработке здоровых способов справляться с возбуждением, практически формировать и тренировать способность к контейнированию. Иначе энергия возбуждения ходит старыми тропами и быстро приводит к сливу через привычные симптомы.

Подробнее про то каким образом формируются симптомы. Возбуждение циркулирует по нервным волокнам, эмоция «захлестывает». Этому еще способствует скорость и неожиданность с которой ребенок оказывается вовлечен в какое-то переживание. Это возбуждение в подкорковых структурах, в лимбической системе моментально захватывает гипоталамус и через задние ядра запускает активацию вегетативной нервной системы и тут же еще через гуморальное звено стимулирует выброс адреналина и других гормонов и медиаторов стресса. В итоге у ребенка резко, например, начинает болеть живот. Мама, будучи до этого уже в аффекте и истерике, тут же реагирует на «болезнь» ребенка. В ней включается спасатель. Сразу нашлось куда в системе слить напряжение, ребенок получил симптом, который помогает маме не сойти с ума и направить своё повышенное возбуждение в «полезное» русло. Постепенно простой симптом свидетельствующий всего лишь о повышенной перистальтике кишечника закрепляется и может приводить уже к более серьезным заболеваниям. Таким образом, формируются те болезни, которые самым простым и очевидным образом регулируются вегетативной нервной системой: повышение и понижение артериального давления, вегето-сосудистая дистония, различные проблемы с кишечником (поносы, запоры, дисбактериозы), дискинезии желчевыводящих протоков, панкреатиты, язвы желудка и двенадцатипёрстной кишки, рефлюкс - эзофагиты, головные боли, голокружения и т д . Есть безусловно и другие механизмы формирования психосоматических заболеваний. Но здесь я описала тот, что связан с возбуждением в нервной системе и контейнированием этого возбуждения. И считаю, что развивать способность тела выдерживать напряжение в любом возрасте очень важный элемент лечения от соматических заболеваний и/или их профилактики.



Просмотров: 726
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Загадки вегетативной нервной системы
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Техника работы с образом себя через МАК
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Если ребенок плохо учится
  • Если ребенок плохо учится.
  • Если ребенок плохо учится



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь