|
Контейнирование аффектов.Автор статьи: 404
На пути восстановления своего физического и психического здоровья одной из важных задач становится необходимость справляться с чрезмерными всплесками возбуждения, то есть сильными эмоциями и аффектами без подавления их и выплескивания вовне (контейнирование аффектов) . Если мы подавляем в себе сильное переживание получаем болезнь, если выплескиваем на окружающих – то теряем хорошие отношения и близких людей. В социальном мире оказывается очень важным удерживать в себе сильные переживания без захлестывания и захваченности ими, то есть контейнировать эти переживания. Это здоровая ситуация когда вы вполне можете справиться с возбуждением и аффектом без привлечения дополнительных ресурсов. Маленький ребенок учится овладевать своим возбуждением и своими импульсами постепенно. Сначала учится проситься на горшок и немного терпеть, а не сразу писать в памперс. Потом уже и подольше приходится потерпеть во время прогулки на улице или во время занятий в садике и т д. Так же с другими желаниями. Он понимает, что, если разозлился, то папу, например, можно ударить хотя бы в игровой форме, а маму нельзя. Надо подбирать слова и защищать свои границы устно. Таким образом, постепенно дети формируют внутренний контейнер для своих аффектов, своего возбуждения. И если у человека достаточно поддержки и достаточно прочные границы у близких ему людей, то ребенок со временем научается справляться практически с любым уровнем своего возбуждения или находить поддержку извне чтобы справиться со слишком сильным напряжением. А потом обязательно будет наступать естественное расслабление и отдых, когда можно выдохнуть и набраться сил для дальнейшего экспериментирования, роста и взросления. Если же в детстве были в семье размытые границы и возбуждение ребенка уходило сразу во внешнюю среду, он не получал достаточной обратной связи. Например, он мог истерить и бить маму/бабушку и не получал в этом ограничения, не чувствовал опоры о которую можно биться и останавливаться, то у него не формируется навык самому выдерживать свое возбуждение. Тут очень важно, чтобы степень напряжения с которой сталкивается ребенок была адекватна его возможностям сейчас с ним справляться. Важно чтобы задача была трудной, но решаемой. Обычно на другом полюсе в такой дисфункциональной, я бы сказала, зависимой семье этому малышу может «прилететь» в любой момент мамин аффект и он не будет знать, что с ним делать. У него не будет достаточно ресурсов контейнировать этот аффект . И этот ребенок кому прилетает от других членов семьи и при этом есть требование быть правильным, сильным, «не распускать нюни» и т д , будет пытаться все аффекты удерживать в себе. А мы помним что резервуара и буфера для такого удерживания у человека почти нет. И помимо обычных психологических сложностей, прежде всего пограничнго и нарциссического плана, мы здесь можем получить серьезные соматические нарушения и срыв вегетативной регуляции. В этом случае кроме психологической работы направленной на построение границ, отделение себя от родителей и других людей, выделение себя из системы, работы со стыдом и т д нужно еще отдельную работу делать по восстановлению чувствительности тела и по выработке здоровых способов справляться с возбуждением, практически формировать и тренировать способность к контейнированию. Иначе энергия возбуждения ходит старыми тропами и быстро приводит к сливу через привычные симптомы. Подробнее про то каким образом формируются симптомы. Возбуждение циркулирует по нервным волокнам, эмоция «захлестывает». Этому еще способствует скорость и неожиданность с которой ребенок оказывается вовлечен в какое-то переживание. Это возбуждение в подкорковых структурах, в лимбической системе моментально захватывает гипоталамус и через задние ядра запускает активацию вегетативной нервной системы и тут же еще через гуморальное звено стимулирует выброс адреналина и других гормонов и медиаторов стресса. В итоге у ребенка резко, например, начинает болеть живот. Мама, будучи до этого уже в аффекте и истерике, тут же реагирует на «болезнь» ребенка. В ней включается спасатель. Сразу нашлось куда в системе слить напряжение, ребенок получил симптом, который помогает маме не сойти с ума и направить своё повышенное возбуждение в «полезное» русло. Постепенно простой симптом свидетельствующий всего лишь о повышенной перистальтике кишечника закрепляется и может приводить уже к более серьезным заболеваниям. Таким образом, формируются те болезни, которые самым простым и очевидным образом регулируются вегетативной нервной системой: повышение и понижение артериального давления, вегето-сосудистая дистония, различные проблемы с кишечником (поносы, запоры, дисбактериозы), дискинезии желчевыводящих протоков, панкреатиты, язвы желудка и двенадцатипёрстной кишки, рефлюкс - эзофагиты, головные боли, голокружения и т д . Есть безусловно и другие механизмы формирования психосоматических заболеваний. Но здесь я описала тот, что связан с возбуждением в нервной системе и контейнированием этого возбуждения. И считаю, что развивать способность тела выдерживать напряжение в любом возрасте очень важный элемент лечения от соматических заболеваний и/или их профилактики. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|