Эго-состояния при биполярном расстройстве

В последнее время я довольно регулярно работаю с пациентами, чьё состояние я склонен квалифицировать как биполярное аффективное расстройство (БАР) 2 типа (гипомании-депрессии) или как циклотимию (в случае более лёгкого течения). Обычно они обращаются за помощью в депрессивной фазе, страдая от недостатка сил, упаднического настроения, апатии, тревоги и необъяснимой грусти. За время работы с этими пациентами у меня начали вырисовываться некоторые закономерности. Анализируя их, я склоняюсь к тому, чтобы относить БАР к расстройствам личности. Здесь мой взгляд базируется прежде всего на личных наблюдениях и клиническом опыте.

Такие пациенты имеют определённые закономерности в том, как они росли и развивались в детстве. Растут они в целом в достаточно безопасной среде. Для их прошлого характерен паттерн отвергающей (dismissive) привязанности к родителям: отсутствие интереса к их чувствам и желаниям, отсутствие эмоционального контакта, пренебрежение и психологическая агрессия, порой с несправедливыми наказаниями за малейшие проступки. Родитель редко встаёт на сторону ребёнка в его конфликтах и проблемах. Нередко происходит замещение эмоциональной теплоты материальными благами и подарками. В воспоминаниях таких людей обычно удаётся найти повторяющиеся эпизоды, наполненные чувством стыда перед окружающими, ощущением собственной неполноценности и некомпетентности. Характерно то, что к подростковому возрасту такие пациенты начинают вырабатывать способы справиться с чувством стыда и некомпетентности. В терминах схема-терапии, они вырабатывают стиль копинга на основе гиперкомпенсации: они протестуют, ставят себе цели, ради достижения которых упорно учатся и работают, преодолевая свои страхи и неуверенность, заставляя себя добиваться результатов в надежде, что это поможет заслужить уважение в глазах близких и обрести чувство собственной эффективности и уверенности в себе.

В среднем к восемнадцати годам у них формируется (а часто бывает заметен и в более раннем возрасте) отчётливый паттерн колебаний настроения: фазы подъёма, активности и вдохновения сменяются у них периодами истощения, усталости, стремления укрыться и отдохнуть от деятельности и общения. Восстановив силы, они вновь переходят в состояние подъёма и в таких фазах бывают крайне продуктивны на работе, в учёбе и в отношениях. Далее в среднем тридцати годам они начинают быстрее истощаться, фазы подъёма становятся менее продолжительными, их начинает мучить чувство тревоги и стыда, когда они недостаточно продуктивны. Часто оно бывает связано с затруднениями, которые они испытывают во время депрессивных фаз.

На ранних этапах работы с такими пациентами я обычно начинаю трансовую работу, в которой с помощью гипноза стараюсь исследовать основные эго-состояния и их ресурсы. Здесь я буду использовать термин «эго-состояние» в контексте терапии эго-состояний Уоткинсов для обозначения совокупности субъективного опыта, сгруппированного вокруг привычных паттернов настроения и поведения. Можно проводить параллели с режимами схема-терапии и эго-состояниями транзактного анализа.

При исследовании основных эго-состояний обычно удаётся выявить следующие:

  1. Детское травмированное и покинутое эго-состояние, которое несёт в себе переживания тоски, стыда, обиды и страха. В его поведении присутствуют две фазы: фаза тоски и уединения и фаза гиперкомпенсации. Фаза тоски обычно соответствует депрессивной фазе и связана с тем, что ребёнок погружается в свои болезненные переживания одиночества и тоски. Фаза гиперкомпенсации обычно следует за тоской и связана с эмоциональным подъёмом (гипоманией), в это время ребёнок активен и увлечён делами, пытаясь преодолеть навязнные ему ограничения и заслужить признание родителя. В зависимости от степени диссоциации детских эго-состояний может быть несколько.
  2. «Родительское» критикующее и карающее эго-состояние, чьё внимание обычно направлено на ребёнка и может также проявляться в отношениях с другими людьми. Оно требовательно и взыскательно, не прощает оплошностей, скудно в эмоциональных проявлениях. Тем не менее, во время фаз подъёма родитель может выполнять мощную мотивирующую функцию, поощряя активность, творчество и деятельность, но при истощении ребёнка это обращается безжалостной критикой за слабость.
  3. Отстранённое взрослое состояние. Это состояние активно во время «взрослой жизни» - на работе, в личных отношениях и др. Оно часто достаточно развито для того, чтобы позволять пациенту занимать высокое социальное положение, владеть сложными навыками и талантами, способно к достаточно стабильным межличностным отношениям. Ввиду нехватки в раннем опыте примеров здоровой привязанности, заботы и любви, взрослое эго-состояние с непониманием относится к борьбе между родительским и детским состояниями, не умеет утешать и успокаивать ребёнка, не знает, как противостоять агрессии родителя, склонно наблюдать, не вмешиваясь. Часто у таких пациентов нет детей. От них можно слышать, что они настороженно настроены относительно перспективы завести семью и родить детей.
  4. В более сложных случаях вместо одного детского и одного взрослого имеются несколько эго-состояний разных возростов, занимающих промежуточное положение. Исполнительным управлением занимается обычно самое старшее взрослое состояние.

Важно помнить, что слово «родительское» в контексте беседы об эго-состояниях не должно вводить нас в заблуждение: оно отражает лишь источник научения для конкретного эго-состояния, но по своей структуре и логике все «родительские» эго-состояния являются на самом деле детскими. Они также подвержены чёрно-белой логике, эгоцентризму, им трудно даются сложные логические построения. Их логика примитивна и обычно грубо копирует логику и поведение кого-то из родителей или опекунов. Оно часто проявляется привычным образом как реакция на собственные детские реакции во время депрессивных фаз. Это проявляется в виде идей самоуничижения, самокритики, повышенной требовательности к себе, раздражительности, граничащей с жестокостью и безучастным цинизмом по отношению к себе.

Интересно, что обычно взрослое состояние имеет крайне скудный сознательный контакт с остальными состояниями. Детское эго-состояние значительно диссоциировано, «отключено» от потока сознания. Пациенты часто до начала терапии не могут вспомнить многих подробностей своего детства, их рассказ о раннем опыте поначалу отрывочен и эмоционально невыразителен. В ходе работы по мере развития личностной интеграции они начинают соприкасаться с переживаниями тоски, грусти, одиночества, обиды и страха, которые приходят из детского эго-состояния, вспоминают множество эпизодов из прошлого, которые связаны с этими переживаниями, порой даже изумляются и ужасаются тем событиям, участниками которых стали. Кроме того, они начинают замечать собственные завышенные требования к себе, которые поначалу могут ощущаться как эго-синтонные, но далее всё больше выглядят неадекватными и искуственными.

В запросе на терапию у таких пациентов обычно звучит обретение большей устойчивости или точки опоры в себе. Терапевтические задачи, как правило, включают в себя 1) укрепление и стабилизацию взрослого состояния, развитие его ресурсов, навыков осознанности и саморегуляции с использованием гипнотических и медитативных практик, 2) исследование и признание детского эго-состояния, 3) отреагирование и интеграцию раннего опыта из детского эго-состояния, 4) конфронтацию с родительским эго-состоянием и его переструктурирование, 5) развитие «доброго родителя», в котором активно участвует взрослое эго-состояние.



Просмотров: 333
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Состояние Височно Нижнечелюстного Сустава - состояние всего тела и психика в целом!!
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей
  • Состояние высокой продуктивности. Новый код, или как играючи получать желаемое состояние?
  • Что вы хотели узнать о терапии, но обычно об этом не говорят.
  • Состояние души как время года
  • Обычно-необычная помощь в терапии бесплодия и невынашивания беременности
  • Как получить состояние покоя, и как войти в состояние война.
  • Психологическое состояние персонала во время кризиса
  • Как я обычно себя веду? Небольшое исследование
  • "Подводные камни" в работе психолога, о которых обычно молчат
  • Любовь к себе как состояние
  • Как это обычно происходит?
  • Почему советы обычно не работают?
  • Определить Психологическое Состояние ребёнка в детском саду, школе, дома с помощью рисуночных тестов.
  • Что обычно приводит людей к психологу
  • Что обычно происходит на психотерапевтической группе? Чего ожидать?
  • Как выйти из состояния уныния, тоски, печали?
  • Практические упражнения по физической активности, которые улучшат психологическое состояние!
  • [Сексуальное насилие] #6. С каким запросом обычно приходят клиентки - жертвы насилия?
  • Никогда не сокращайте себя, ведь после сокращений обычно остаётся ноль
  • Как получить удовольствие от работы? Состояние потока.
  • Как обычно справляются с неуверенностью?
  • Всё как обычно, только нет тебя....
  • Как обычно проходит прием психолога?
  • "Уходить нельзя остаться" (поставьте запятую там где вы ставите ее обычно в ваших отношениях)
  • Каким способом ты обычно достигаешь результат?
  • Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребёнка
  • Чего обычно боятся дети старше трех лет
  • О женской энергетике или Чего женщины обычно не замечают



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь