Каждый из нас, ещё в детстве, время от времени думал о своей взрослой будущей жизни.
Наше повседневное поведение определяется рассудком (то как мы думаем), а о будущем можно только планировать или фантазировать (кому как нравится).
Возможно Вы мечтали о муже-красавце (читай Принце), о замке (квартире, загородном доме или просто участке земли, где вы будете жить и расцветать, словно роза), о карете (машине)... но так же вы рисовали себе не только вашу сознательную, взрослую жизнь, но и бессознательную (то, какие установки вы берете из семьи, то ЧТО и КАК вам говорят взрослые, то в КАКОМ окружении вы растете).
Сценарий (психологический термин) - есть жизненный план (путь), который формируется в раннем детстве под воздействием родителей (иили других авторитетных фигур их замещающих). Сценарием считают то, что человек хочет совершить в будущем, а жизненный план - то, что он совершает (и получает) в действительности.
Сценарии бывают культуральные (национальные), семейные (где тесно переплетаются личные сценарии мужа и жены), личные, сексуальные.
Я остановлюсь на последнем и, возможно, это поможет вам по другому посмотреть на свою интимную жизнь.
Мной уже была написана заметка по "Сексуальная энергия в семье" ( http://www.psyoffice.ru/article/30993/ ), в которой мы касались того, как люди замещают секс на другие, порой очень разрушающие, варианты. Каких партнеров выбирают, чтобы НЕ быть в близости, не быть удовлетворенной (-ым) сексуально, чтобы не получать безопасность и т. д.
Сегодня я углублюсь и расскажу, как это все формируется.
Сексуальный сценарий (СС) является составной частью жизненного сценария (ЖС). Компоненты СС состоят из таких вопросов и представлений (самому себе), как : кто? что? с кем? где? когда? как и почему должен? может или не может? должен или не должен делать в сексуальном плане.
Интимный контакт это не только половой акт, это и формы различного личностного поведения, которое может быть средством и :
- расслабления (уменьшения сексуального напряжения). Так мы видим пары или сексуальное поведение одного, где секс направлен на снижение и выступает "пилюлей" для расслабления.
- являться продолжением рода (глубоко религиозные пары или отдельный индивид). Секс не рассматривается как удовольствие.
- получения познания (часто встречается у людей, неуверенных в себе, где секс выступает как фактор повышения самооценки "Я нужный (-ая)", "Я привлекательный (-ая)", "Меня хотят, значит со мной все ок" )
- удовлетворение любопытства (присутствует в инфантильных представлениях о сексе, как правило у недостаточно зрелых (психологически) людей)
- общения (когда близость между двумя наступает через интим). Перекос тут хорошо показан там, где общение больше не возможно без вступления в интимную связь.
- самоутверждения (или даже демонстрации своих способностей). Тоже самое, что и о "получении признания".
- достижения каких то целей (иногда даже не сексуального характера). Скрытая и открытая манипуляция, которая используется и в брачных и не брачных отношениях.
- выполнения какого-то ритуала. Например, секс только после душа, только вечером и т. д...
В моей практике был случай, где секс был только после генеральной уборки.
- привычки или даже просто замены других, недоступных способов эмоционального удовлетворения. Часто встречающееся явление, которое связанно с личным сценарием.
Если разложить сексуальный сценарий, то как правило мы имеем их несколько: это сексуальные фантазии, которые могут быть никогда не осуществлены; планы реального поведения, которые более или менее реально присутствуют в жизни; промежуточные варианты, которые используются в процессе сексуального взаимодействия "я сделаю так, если он (она) сделает вот так вот..."; общие представления о целостности секса и сексуального поведения.
Итак.
Сценарий "НИКОГДА" может запрещать секс или запрещать любовь или запрещать и то и другое.
Ребёнок получает ряд токсичных предписаний от родителей, с помощью которых формулирует свой сценарий с таким итогом.
Если в семье, где рос ребёнок запрещена любовь, но не секс, то "рождается" разрешение на беспорядочную половую связь, которую мы можем видеть у неразборчивых мужчин (в быту мы их называем "кобелями" или "любвиобильными" ), проституток (да-да, корни их поведения лежат очень рано) и все формы поведения, где присутствует содержанство.
Если в семье, наоборот, запрещен секс, но разрешена любовь - то мы увидим другой перекос - "благодетелей", находящиеся во власти любовных искушений, но НИЧЕГО себе не позволяющие (или позволяющие, но очень ограниченно, как правило, это люди слабо отзывающеся на сексуальный контакт, но при этом бурно фантазирующие внутри себя).
Эта форма сценария "рождает" вечных холостяков, старых дев и производит на свет фригидных женщин (психологического, а не медицинского характера). Этот сценарий создает мужчин-импотентов, которые способны к оргазму только при отсутствии любви. Классический пример, описанный ещё Фрейдом "мужчина был импотентом со своей женой, но полноценным мужчиной с проститутками".
Сценарий "ВСЕГДА", как вы понимаете несет в себе полную противоположность.
Сценарий "ДО ТЕХ ПОР, ПОКА..."
Сценарий замученных и усталых людей, которые не способны расслабиться и получить пик наслаждения пока не будут законченны все бытовые дела или не решены ВСЕ волнующие вопросы. Даже возбудившись они не перестают думать о делах насущных, волноваться за какие-то события, переживать за то достаточно но ли они хорошо все сделалипровериливыполнили и т. д.
В этом форме сценария близость постоянно обесценивается тревожностью (обоснованной и нет).
Так, мы видим женщин, которые не могут получить оргазма и вообще расслабиться из -за страха забеременеть, а мужчин, которые слишком быстро до него доходят (преждевременное семяизвержение), использование в паре ППА (прерванный половой акт) по обоюдной договоренности (и не использующих никакие др. способы) держащий постоянно в напряжении обоих и не дающий получить ПОЛНОЕ удовольствие.
Сценарий "СНОВА И СНОВА"...
Этот сценарий проигрывается, как правило, у женщин-неудачниц, которые во время сексуальных отношений возбуждаются все сильнее и сильнее, но на подходе к пику наслаждения для женщины мужчина удовлетворенно вздыхает (возможно, с её подачи) и её желание получить оргазм сказывается вниз, так и не начавшись.
Такое состояние часто наблюдается в парах годами и делает секс и сексуальную радость вялой заменой.
Сценарий "С открытым концом"... виден в парах или отдельно у людей, которые (-ый) воспринимает секс как обязанность или нечто, требующее усилий или "считающими себя слишком старыми для ТАКИХ дел".
Иногда мне приходилось слышать:
"Ой, ну что вы, какие игры в постели - быстро сблизились и спать"...
"Ну что вы, какой пеньюар, в мои 40 лет, это для молодых только..."
Благополучное сексуальное развитие есть залог здоровой интимной жизни в будущем. Формирование сексуальности и сексуального сценария начинается с определенного периода и проходит по всех жизненным фазам.
Значительная распространенность и дисгармонии уходят КОРНЯМИ В ДЕТСТВО, именно в не закладываются предпосылки многих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем, с которыми в последствии мы сталкиваемся в более взрослом возрасте.
Я познакомлю вас с ними в рамках сексуального развития
Оральная стадия (0-3 год)
Основной зоной тела, которая является ответственной за получение удовольствия - является зона рта.
То, что младенец получает при грудном вскармливании удовольствие сходное с эротическим у взрослого человека (иногда мы даже можем наблюдать эрекции у сосущего младенца).
В этом возрасте дети играют в свои гениталии изучая таким образом тело и доставляя себе удовольствие - это совершенно нормальное, здоровое явление для детей и носит положительных отпечаток на психосексуальное развитие.
Здесь часто родители стараются пресечь игру (в силу собственных недостаточных знаний о этой стадии), что в итоге может породить пассивность, чрезмерной зависимости и др. сексуальных нарушений, в зависимости от частоты и глубины пресечений.
На этой стадии основной контакт с матерью идет через тело (телесный контакт), потому как дитя пока не разделяет себя от образа другого человека. Дефицит тактильного контакта приводит к нарушения сексуального поведения.
Так я лично, своими глазами, могу наблюдать детей которые испытывают огромный страх перед телесными контактами у детей, которые были оставлены матерями в раннем возрасте или проводили большую часть своей жизни в изоляции с ними.
На этой стадии образуются фиксации, которые связанны с сильными положительными и отрицательными подкреплениями какой либо потребности.
Например (пример из практики), 4х летний ребёнок постоянно сосет или засовывает руку (и др. предметы) в рот. Он делает это как осознанно, так и бессознательно. Было выяснено, что в возрасте 12-13 мес. мама забеременела вторым ребёнком и в силу усталости, токсикоза и сонливости "передала" сына на воспитание и присмотр др. родственникам.
Так мы видим у ребёнка фиксацию к более раннему опыту (инфантилизм) и желания получить контакт через рот, как у детей более раннего возраста.
Анальная стадия (3-5 лет)
На этой стадии внимание ребёнка перемещается с зоны рта, на область сфинктеров. Именно на этой стадии зависит эмоциональное благополучием.
Стадия совпадает с кризисом 3х лет, который характеризуется амбивалентным поведением в отношениях матери и ребёнка. В этот период ребёнок становится упрямым, говорит "нет", проявляет упорство, проверяет ранее сформировавшуюся привязанность на "прочность" и ЕЩЁ НЕ понимает, что и почему требует мама.
Ребёнку важно постоянно убеждаться в наличии материнской любви.
Если мама, по каким то причинам проявляет недостаточную привязанность к ребёнку, у малыша формируется бессознательный страх угрозы.
Например, мать серьезно реагирует на агрессию маленького ребёнка в свой адрес. Обижается и САМА несколько дней (это бывает реально!) не разговаривает с ним или строит контакт очень ограниченно, повторяя, как он её обидел. Ребенок формирует чувство брошенности и не любви.
Основным психологическим механизмом управлением ребёнка на этой стадии является, К СОЖАЛЕНИЮ, чувство стыда и ощущения собственной неадекватности.
Люди, неблагополучно прошедшие этот период на долгие годы сохраняют ощущение "неприличности", стыда всего, что связанно С ИХ ТЕЛОМ (что существенно затрудняет нормальную сексуальную жизнь).
Неблагополучно пройденная анальная стадия может оставить след в развитии личности в форме бессознательных садомазохистических установок и тенденции проигрывать в жизни роль ЖЕРТВЫ.
А при получении опыта от родителей, которые жестко контролирую все телесные проявления (например, когда ребёнок приносит свой продукт вам в руках, или размазывает его по полу получая удовольствие, или насильственное приучение к горшку и т. д.) дают глубокий запрет на сексуальность.
Так мы можем увидеть женщин и мужчин, которые тяжело переносят физиологические изменения в сексуальном контакте (брезгуют потом, стремятся чаще мыться и др.)
Эдипова стадия (5-8 лет)
У детей на этой стадии возникает интерес к различию полов, к своему происхождению, сексуальным отношениям родителей и др. людей. Обостряется интерес к своему полу.
К родителям появляются амбивалентные чувства: для девочки мама является одновременно и подражателем, и как конкурент в борьбе за внимание др. родителя (папы). С мальчиками ровно наоборот.
Не испытав гордости от принадлежности к своему полу и не проиграв все формы эротически окрашенных игр ("Доктор" на раздевание, "Дочки матери" как формирование семейных отношений и т. д.) - формируется неуверенность в себе и робость.
На этой стадии формируется психосексуальная идентичность и концепция о различиях и взаимоотношениях полов.
Латентная и пубертатная стадия (8-14 лет)
На этой стадии происходят качественные изменения в сексуальной организации. Вся сексуальная энергия идет на интерес к противоположному полу и заканчивается формированием половой зрелости на новом уровне.
Основная задача на этой стадии психосексуального развития - формирование у подростка эмоциональной поддержки от родителей через обретение "первой любви".
Нарушения на этой стадии несут проблемы в создании собственной семьи.
С уважением.
Использованная литература:
Л.Б. Шнайдер "Основы семейной психологии"