"Сделайте одолжение: войдите в мое положение!" или мантра жертвы

Автор статьи: Наталья Лысенкова

Истоки формирования жертвенной позиции идут из детства. Большую роль в его формировании играет внешняя среда в виде родительских предписаний и посланий: «Терпи и не высовывайся», «Это наш семейный крест», «Нам все должны», «Ты такой несчастный (больной, бедный)», «Как тебе с этим жить», «Ты еще намаешься», «Ты один не справишься» и т.д.

В результате этих посланий у человека с позицией жертвы не развивается жизненная стратегия преодоления трудностей, препятствий. Чаще всего ответственность перекладывается на других, игнорируются собственные потребности и возможности. Однажды испробованные способы удовлетворения собственных потребностей с помощью жертвенной позиции   закрепляются и удерживаются, и будущая жертва понимает, что ее стратегия срабатывает моментально и при этом ее одобряют взрослые.

Как это происходит?

Рассмотрим на примере муравьиной семьи. Вечер. Солнце клонится
к закату. Выходит из муравейника пожилой муравей и кричит муравьям: «Эй, муравьи, муравьихи и муравята. Пора домой! Домой пора! Помните, сразу после заката муравейник закрывается до утра».

Сделайте одолжение войдите в мое положение или мантра жертвы

Мама зовет маленького муравья: «Мурашка, ползи домой. Солнце сядет.
У муравейника все входы-выходы закроют. Тебе придется на улице ночевать».

«Ладно, поспею» - ответил мурашка и пополз дальше по березе вверх.

По дороге он наступил на бабочку, которая благодаря своей защитной окраске была незаметна. Увидев большую тень от пролетающей птицы, мураш затрясся от страха и обратился к бабочке: «П-п-п-пусти под крылышко».

На слова бабочки о том, что муравью бояться нечего, потому что их птицы не клюют, муравей возмутился: «Почему это не клюют? Я что, хуже тебя что ли?».

Здесь сталкиваются две противоречивые потребности: потребность
в безопасности (спрятаться, стать незаметным) и потребность быть значимым (выделиться, стать заметным).

После того, как опасность миновала, разрядка напряжения от конфликтной ситуации находит воплощение в обесценивании помощи от бабочки и словесной тираде в ее адрес: «Эх, ты…нет у тебя никакого самолюбия».

С чувством превосходства муравей пополз дальше вверх по дереву. Вдруг поднялся ветер, и муравей с криком: «Спасите! Помогите!» закружился на оторванном ветром березовом листке по воздуху.

«Эх, пропала моя головушка!» - сидя на земле проговорил муравей
в пространство. Магические слова о жалобе не могли быть не услышанными теми, кто находится поблизости от жертвы и имеет склонности
к спасательству. Помощь поспела незамедлительно в виде гусеницы со славами: «Что случилось?»

.

Мураш моментально включает жалобные нотки: «Ой, миленькая землемерочка. Я с неба свалился. Ножку зашиб. Отнесите меня, пожалуйста, домой». Гусеница, видя, что в общем-то муравей стоит на ногах и с виду живой-здоровый, отвечает: «Сам доползешь», показывая, что муравей сам может справиться со своей проблемой.

И тут мгновенно начинается жалобная мантра, которая может ввести
в трансовое состояние любого спасателя: «Сделайте одолжение – войдите
в мое положение. Я – инвалид. Ножка болит. Солнце скроется. Муравейник закроется. Придется мне на улице ночевать. Через полчаса - упадет роса. Через час - отсырею. Через два - заболею. Глядишь, к утру околею и вовсе помру. Вам же совестно будет!».

Образ больного умирающего муравья тут же рисуется в голове
спасателя, возникают мысли о безопасности и враждебности окружающего мира, приправленные чувством вины через задетую струнку совести.
И только он единственный может помочь муравью – восстановить справедливость и избавиться от чувства вины.

«Ну, ладно. Садись, подвезу» - откликнулась гусеница, посадив муравья на спину. Она его довезла до забора (ограничивающие возможности) и сказала: «Дальше сам добирайся. Через забор. Я не могу». «А кто может?» - возмутился муравей. «Кузнечика попроси» - ответила гусеница, дав направление к действию, и поползла дальше. На зов муравья: «Кузнечик! Кузнечик! Кузнечик! Кузнечик!» кузнечик тут же прискакал, как будто только этого и ждал: «Что случилось?».

Однажды положительно сработанная стратегия мантры - «Сделайте одолжение – войдите в мое положение. Я – инвалид. Ножка болит. Солнце скроется. Муравейник закроется. Придется мне на улице ночевать. Через полчаса - упадет роса. Через час - отсырею. Через два - заболею. Глядишь,
к утру околею и вовсе помру» не дала сбой и на этот раз. «Ладно. Садись на загривок!» - пригласил кузнечик муравья и перелетел с ним через забор
к озеру.

Как только кузнечик доставил муравья до озера, случайно его опрокинув, муравей, отряхнувшись, тут же возмутился: « У.. не знаешь, как прыгать,
а берешься. Дальше я на тебе не поеду».

По совету кузнечика муравей стал просящим голосом кричать: «Водомерчик, водомерчик, водомерчик…». Не дождавшись отклика водомера, соорудил плот из бревна и поплыл по озеру, причитая по дороге: «Помогите, спасите!». Водомер, как истинный спасатель, услышав сигнал - крик в никуда о помощи, примчался с уже коронной фразой: «Что случилось?».

«Ой, миленький водомерчик, добренький водомерчик. Сделайте одолжение – войдите в мое положение. Я – инвалид. Ножка болит…». Водомер, не дожидаясь окончания всего объяснения и просьбы, мгновенно догадался, что хочет муравей (отличительная черта спасателя – предугадывать желание жертвы), тем более, что  изначально к нему обратились как к милому и доброму.

«Ха! На тот берег перевезти что ли? Садись!».  Добравшись до суши, муравей на всякий случай проверяя возможности водомера спросил: «А по земле не можешь?» На ответ водомера, что он не может, муравей тут же выдал претензию: «Эх, ты … Чему тебя только учили?!".

Если заканчивается миссия одного спасателя, проходит немного времени, чтобы появился другой спасатель со своей миссией. Спасатель
и жертва быстро находят друг друга. Увидев ползущего прямо на муравьишку майского жука, мурашик обратился к жуку: «А Вы рысью ползать не умеете?»

Майский жук с достоинством ответил: «Рысью? Ползать? Не умею. Мы летучие!»  Отчего муравьишка закатил глаза, не веря своему счастью, так неожиданно свалившемуся на него в виде жука, и воскликнул: «Летучие?!... А!....». И дальше продолжил: «Дяденька жук. А, дяденька жук. Сделайте одолжение – войдите в мое положение. Я – инвалид. Ножка болит. А Вы – могучий. А Вы – летучий. Не дайте погибнуть. Довезите до кучи». «Так, где ваша куча?»- откликнулся жук, не оставляя себя никаких шансов на отказ маленькому беззащитному муравью, услышав такое ценное мнение о себе. «Там, за лесом»- махнул лапкой муравей. «О, далеконько» - оценил свои возможности жук, - «Ну, что с тобой делать. Садись!». Посадив муравья на голову, жук полетел к муравейнику, подгоняемый просьбой муравья: «Дяденька, миленький, поживей».

«На муравейник не полечу» - отдышавшись от долгого пути, сказал жук. «Дальше сам добирайся. Уж больно вы, муравьи, кусаетесь» - развернулся жук. «Ага, тебя укусишь…» - возмутился муравей вслед уходящему жуку.

Увидев, что солнце уже клонится к закату, муравьишка огляделся. Он тут же увидел работающую листовертку.

Заняв жертвенную позу (ноги на коленях и протянутые руки), муравей запричитал жалобным голосом, ускоряя темп: «Гусеничка милая. Листоверточка родимая. Сделайте одолжение. Войдите в мое положение. Муравейник закроется. Последняя мне минуточка осталась».

«Отстань» - отмахнулась листовертка – «Видишь, дело делаю. Пряжу пряду». Не привыкший к отказу муравей тут же преобразился, сменив жалобные нотки в голосе на агрессивные: «Все меня жалели. Никто не гнал. Ты – первая!». Листовертка только успела ойкнуть, как муравей мгновенно вцепился в нее, и по ней стал спускаться, раскачиваясь, чтобы попасть прямо на муравейник.

«Ты где пропадал?» - вопросительно-угрожающе спросил муравьишку работающий возле муравейника муравей. «Пока вы тут ползали я вот сколько подвигов насовершал» - парировал в ответ мураш. И начал петь песни про то, как он штурмовал ствол березы, как воевал с хищной птицей, пешком ходил по воде, заставил майского жука лететь, вил из гусениц веревки, обесценивая все усилия спасателей.

Человеку с позицией жертвы свойственны демонстративность, завышенные требования к другим (ему все должны), перекладывание ответственности с себя. Жертвы негодуют, когда им не делают скидки
и поблажки. Часто провоцируют по отношению к себе либо опеку либо агрессию со стороны окружающих. Настойчивое желание жертвенной позиции часто приводит к созависимым отношениям.

Под маской хвастовства, неадекватно завышенной самооценки, повышенных требований к окружающим может прятаться страх одиночества, страх будущего, бегство от реальности в мир иллюзий.

Не подпитывая жертву в ее иллюзиях, мы даем возможность ей личностно вырасти через понимание собственных потребностей, признание своих способностей и возможностей, принятие ответственности за свою жизнь на себя.



Просмотров: 748
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хотите, чтобы вам через месяц подняли зарплату? Тогда сделайте следующее
  • Забыть, перешагнуть через это, идти дальше и не вспоминать… Как?
  • «...Любовь может быть жестокой?..» или отказ от близости через лишний вес
  • Производственные будни… муравья
  • Развитие через страх или через интерес?
  • Если просим прощения через чувства, то мы каемся, если через вещи – откупаемся
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Движение вперёд через преОДОЛЕНИЕ. А может не сейчас? ч.2
  • Топот через копыта, опыт через попытки
  • Подсознание очищается через тело, через болезнь
  • От больных к здоровым отношениям через выстраивание собственных опор и любви к себе
  • Как получить возможность сказать «Я люблю тебя» и через 50-60 лет.
  • Фильм - исследование отношений людей через призму секса. Он может вас шокировать...
  • Глубокий смысл проделанной работы я поняла только через 2 дня!
  • Как понять других через понимание Себя
  • Только через тело возможно добраться до души, напрямую никак.
  • "Звездные войны". Возможность предъявления актуальных, часто невыраженных чувств через игру.
  • Дальше так продолжаться не может
  • Знакомства через Интернет: 5 правил успешных Знакомств через Интернет (для девушек и женщин)
  • Материнство через принятие своей матери...
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • Мы сами ограничиваем свои возможности. Что дальше?
  • Достигай порядка в своей жизни через порядок в голове: преамбула
  • Познание себя происходит через другого...
  • Когда психика "кричит" через тело
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • "Полюби себя" через этапы работы горя/утраты
  • Суицидальные мысли: как жить дальше, если жизнь потеряла всякий смысл?
  • Мне часто говорят, почему ты работаешь через архетипы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь