|
Грязно-серый цвет, или поговорим об отвращенииАвтор статьи: Журавлева Ольга Владимировна
Эмоции играют большую роль в нашей жизни. Значимость чувств и эмоций невозможно переоценить: если они «зажигаются», значит это кому-то нужно… Отвращение… Выключение сочувствия Чувство отвращения – сложное чувство. Некоторые ученые считают, что чувство отвращения иногда выступает как «препятствие» на пути гуманных отношений между людьми. Например, негативное отношение к людям другой расы, социального слоя. При возбуждении отделов головного мозга, которые отвечают за отвращение (и страх), снижается деятельность отделов мозга, отвечающих за сочувствие, сопереживание. К примеру, грязный человек с улицы непременно актуализирует в нас отвращение. Мысль о том, что этот человек — личность, становится для нас практически недоступной. «Я плохой – все плохие» Если говорить о физических проявлениях отвращения, то можно отметить следующие: замедление сердцебиения, рассредоточенный взгляд, сжатые кулаки, комок в горле, мимика, сообщающая «ты мне противен». А если взгляд «ты мне противен» обращен на самого себя? Как же это случается? В результате – изначальное чувство неловкости перерастает в отвращение к самому себе. Затем – к окружающим людям, всему миру. Таким образом, модель «я плохой – все плохие» становится стилем мышления ребенка. Важно понимать, что злость и гнев по отношению к миру остается внутри маленького человека. И в этом случае вычурное поведение и неординарные поступки ребенка не удивительны: крик на родителей (и даже драки!), увлечение опасными видами спорта и т. д. Диалог с ребенком На приеме у психолога родители 11-летнего сына. Пришли с жалобами на то, что сын отказывается выполнять домашние задания. По рекомендациям специалиста отец, когда сын снова устроил протест, предложил ему заняться тем, что нравится. И вместе они пошли играть в футбол. Сын очень гордился своим отцом. По возвращению домой отец сделал следующий шаг – спросил у сына, чем ему неприятно выполнение домашних заданий. Ребенок ответил, что у него не получалось решить одну задачу, потому что не выучил предыдущую тему. Сыну предоставили выбор: разобрать тему с учителем или позаниматься самостоятельно с последующим обсуждением темы с родителями. Ребенок остановился на втором варианте. В результате сын освоил тему и решил задачу. Так как «капризы» в связи с выполнением уроков были не единичным случаем, мама спустя пару дней тоже включилась в процесс диалога с сыном и расспросила его о том, какие чувства у него возникают во время выполнения домашних заданий. Оказалось, что ребенок испытывает стыд, потому что не может оправдать ожидания родителей, и отвращение к самому себе. На приеме у психолога мама также рассказала о том, что ей стыдно, что ее сын такой капризный и ленивый, и что она испытывает отвращение к себе, потому что «никудышная» мать. Специалист предложил обоим нарисовать свои чувства. Как оказалось, цветовая гамма чувств у мамы и сына была одинакова: стыд – оттенок темно-зеленого, отвращение – грязно-серого цвета. Такой процесс открытого и честного диалога с ребенком сыграл позитивную роль: замеченное чувство отвращения у ребенка к себе остановило возможное внутреннее разрушение. Проявите сочувствие Стыд и отвращение – сильные по эмоциональному «заряду» чувства. Как увидеть эти разрушающие чувства в ребенке? Что потом делать с ними? Спросите у него, необходим ли ему отдых. Попробуйте поговорить с ребенком, наладить открытый диалог. Если ребенок не идет на контакт, уважайте его личное пространство, дайте ему возможность отдохнуть. Разговор можно отложить и на завтра. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|