|
«Старенький» подросток или «Мне скучно жить!»Автор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Тревожный звонок мамы: «Запишите моего ребёнка 14 лет на консультацию, срочно!» В чём ваш запрос», - уточняю я. «На все мои вопросы он отвечает только одно: мне скучно жить!» - горестно и тревожно отвечает мама. Мне приходится слышать подобные запросы от родителей разного социального статуса, увы, довольно часто. Беседую с мамой при встрече. Это обязательное условие, так как "взгляд" мамы на данную ситуацию и "взгляд" подростка могут быть разными. К сожалению часто встречаюсь с тем, что родители отказываются от консультаций и личных сессий. Это понятно и объяснимо. Есть страх,что осудят, поставят оценку, как в школе. Нельзя быть виноватым в том, чему не научился,в том, что делаешь первый раз. Не получается, попроси помощи. Это нормально. Так мы делаем в быту. Прежде, чем приготовить блюдо по новому рецепту, обязательно всё уточним, выясним все детали, а потом делаем. Очень деликатно и мягко мы вместе с родителями разбираемся в причинам данной ситуации. Это быстро и качетсвенно меняет взаимоотношения между детьми и родителями. Как же родители пытаются своими силами справиться с данной проблемой? Пример первый. «Мы её день рождения отметили в Америке всей семьёй, а вернулись, она опять твердит «мне скучно», - рассказывает мама про свою старшую дочку 14 лет. «Расскажи мне о себе», - прошу я девочку, когда мы остались наедине. «Мне нечего о себе рассказывать! Мне всё неинтересно!», - вздыхает девочка с такой скорбью в глазах, что несоответствие образа и произнесенных слов, проявляет абсурдность данной ситуации. Милая и юная девчушка говорит словами познавшего всё и вся в этом мире и уставшего человека. Молодость разговаривает словами Старости. Печально, что такие "старенькие" подростки среди нас. Следующий пример. «Мы отвозим дочку на выходные дни к бабушке. Она там отдыхает от школы, ничего не делает, гуляет с друзьями, зависает в интернете. Всё как хочет. А когда возвращаемся домой, то начинается одно и то же «мне скучно». Почему тебе скучно? – спрашиваю я. «Не знаю!» - отвечает девочка. Что ты хочешь? – продолжаю я задавать вопросы. «Не знаю!» - отвечает она. «Зачем ты здесь?» - хочу прояснить для неё и себя цель нашей встречи. «Не знаю!» - повторяет она одну и ту же фразу. Я ей верю! Я верю всем подросткам, которых приводят родители на консультацию. Они не знают зачем живут, дышат, едят, спят, зачем ходят в школу, в секцию, в музыкальную школу, спортивную секцию. Обычно они, да и родители отвечают: «Так принято, а как же иначе? Так все, так надо!» Кому надо? Что надо? Зачем надо? Где ответы на все эти вопросы? Мы начинаем вместе их отыскивать. Это первый шаг на пути к интересной и увлекательной, а главное, приносящей результат жизни! Я предложу вам метафору. В лодке несколько человек. Плывут, плывут и никак не доплывут до твёрдого берега. Пришло понимание, что-то надо изменить, как – то иначе грести или направление поменять. Согласились с этим. Самый мудрый, старший по возрасту воспользовался своим опытом и взял на себя ответственность за то, как надо грести. Все согласились. Все стали грести по-новому, а наш мудрец продолжает грести по-старому, ему так привычнее. Вопрос: «Приплывёт ли лодка к твёрдому берегу, а если всё же приплывёт, то понадобиться больше или меньше времени? Какие эмоции будут рождаться у других участников к нашему Мудрецу?» Как вы думаете, про кого эта метафора? Кто в лодке? Родители и дети. В каком случае лодка быстро и успешно доплывет до твёрдого берега? Когда каждый услышит и поймёт другого. Необходимо каждому изменить свой стиль «гребли», и родителям и детям. Терапевтическая работа с подростком начинается и идёт успешно, но подросток возвращается домой, в обычную среду/лодку, где мама и папа «гребут» по - старому. А он уже слышал от них неоднократно: «Так, как ты живёшь, ничем не интересуешься, ничего не хочешь, жить нельзя». Он преодолел свой страх и согласился учиться жить по-другому. А родители? Вы боитесь! И это нормально! Этот страх имеет место быть. Есть маленькие секреты, возможно, что они вам помогут:
Милые мамы и папы, это не стыдно, не опасно, это такое наслаждение, когда после «обучения на берегу», вы вместе со своим подростком быстро и радостно доплывёте до твёрдого берега и успешно будете двигаться вперёд вместе. Какой вид и формат работы я предлагаю в этом случае. Параллельная работа с подростком и кем-то из родителей, обычно это бывает мама. Оставьте папе обязанность обеспечивать всей семье комфортные условияю. Ребёнок и мама видят одно и то же по-разному. Предлагаю маме посмотреть на это глазами ребёнка, ребёнку посмотреть с позиции взрослого. Удивительные открытия происходят в этот момент. Учимся отвечать на вопрос: «Зачем?» и просчитывать последствия принятых решений или действий. Очень часто оказывается, что мама, как и её ребенок, пропускают этот этап. Отыскиваем опору внутри себя и учимся видеть её друг у друга. Как видите, выбор есть у каждого участника данного процесса. Брать столько, сколько возможно. Арт-терапия делает этот процесс менее болезненным и более приятным. Страшно встретиться с собой, увидеть свои болезненные эмоции, которые запрятал глубоко внутрь или вытеснил. Арт-терапия позволяет расстаться с этим страхом навсегда, с помощью цвета, образа, метафоры, а значит двигаться вперёд легко и успешно. Здесь ещё есть скрытая выгода. Открывается творческий канал, а творчество – это энергия, которая наполняет твою собственную жизнь и растворяет, нейтрализует, утилизирует препятствия. Все участники создают свои картины красками на холсте. Творчество приходит в личную жизнь, в бизнес, в профессию, улучшается здоровье. Я убеждена, каждый из нас имеет право быть успешным и жить в радости. Выбор за нами. Для тех, кто живёт далеко есть возможность он-лайн занятий. Я предлагаю выездные арт-экспедиции на берег Средиземного моря, к озеру Светлояр, где по легенде скрыт град Китеж. Это приятно, красиво и результативно! Для того, чтобы убрать страх перед «официальной встречей» в кабинете, а у нас есть неприятный и болезненный опыт из прошлой жизни посещения различных инстанций и кабинетов, я приглашаю в арт-экспедиции. Подростки из интереса к новизне соглашаются, отключают своё сопротивление. Неформальная обстановка благотворно действует на всех участников. Мозг успокаивается. Я наблюдаю за взаимоотношениями мама – ребёнок в неформальной обстановке. Именно здесь открывается истина. Очень часто мы понимаем себя так, как нам удобнее. Объясняем это себе удобными фразами. Этими же мыслями делимся на консультации у специалиста. Пространство выездных арт-экспедиций показывает те отношения, которые на самом деле есть!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|