Причины детских психосоматических заболеваний

Причины детских психосоматических заболеваний

Причины детских психосоматических заболеваний и их смысл в жизнедеятельности ребенка

(по материалам семинарских занятий для родителей)

«Болезни, особенно психосоматические,

                                                                          суть предостережения, что наша жизнь

                                                                          не протекает правильным образом,

                                                                           соответствующим законам  

                                                                           развития человека». (А. Кемпински)

 

 

Кто из родителей не встречался с заболеваниями детей?

          Вопрос, конечно, риторический. Дети и подростки болеют часто, гораздо чаще взрослых. Среди часто встречающихся болезней есть такие, которые почти не поддаются лечению обычной медициной. Родители водят детей от одного врача к другому, пичкают самыми различными лекарствами, кладут в больницы, но кроме временного эффекта эти действия ничего не дают – ребенок продолжает болеть.

            1.    К таким «неизлечимым» заболеваниям, которые часто встречаются у детей и подростков, относятся аллергические реакции; кожные заболевания (например, крапивница, нейродермит, зуд); пищевые нарушения и заболевания желудочно-кишечного тракта (булемия, частая тошнота, рвота, гастродуоденит); нарушения в  сердечно-сосудистой системе: головные боли в подростковом возрасте и подростковая гипертония, сердечные нарушения; патологические привычные действия: сосание пальца, раскачивания телом, битие головой о стенку, грызение ногтей, выдергивание волос.

           2. Эти заболевания и нарушения получили название психосоматических заболеваний и расстройств. В их основе лежат психологические и эмоциональные факторы: психотравмирующие моменты в личной, семейной, школьной, профессиональной, общественной жизни. В ситуации с ребенком это могут быть частые скандалы в семье, буллинг, отвержение значимыми другими. 

             Травмирующие ситуации могут быть как однократные, очень сильные психические травмы, так и более слабые, но длительно действующие. Последние, суммируясь, тоже приводят к развитию психосоматического заболевания или реакции.

           3. Для возникновения и развития заболевания значение могут иметь такие факторы, как

- наследственная предрасположенность;

 - родовые травмы;

 - органические заболевания раннего возраста, вызывающие повышенную чувствительность определенных органов;

- особенности воспитания в раннем возрасте (особенности отнятия от груди, приучения к туалету, укладывания спать и т. д.);

- переживание телесно травмирующего опыта детстве и младенчестве (напр. чересчур сильное пеленание, придавливание телом матери или отца и т.п.)

-переживание эмоционально травмирующего опыта в детстве и младенчестве;

- эмоциональный климат в семье и характерные личностные особенности родителей и сиблингов;

-  недавние телесные повреждения;

-  недавние эмоциональные переживания, связанные с интимными, личными и профессиональными отношениями.

        Вышеперечисленные факторы в различной степени имеют значение для этиологии любых заболеваний.

       Психические травмы, сильные эмоциональные переживания, стрессы, находя питательную почву в вышеперечисленных факторах, наносят мощнейшие удары по организму и психике, порождая психосоматические заболевания.

     4. Рассмотрим один механизм, благодаря которому эмоции могут стать, так сказать, эмоциональными факторами в развитии психосоматозов и неврозов.

        Из-за законов нашей социальной жизни, правил поведения, этикета, требований культурных норм, которые  усваиваются в детстве через воспитание, родительские послания, требования: - «мальчики не плачут»; «хорошие девочки не должны так себя вести», «не должны громко смеяться, прыгать, кричать, бегать» (т.е., запрещается радоваться) и пр. - многие эмоции не могут быть выражены свободно через произвольную активность, а сдерживаются, подавляются,  блокируются, вытесняются, - т.е. остаются внутри и  направляются по неверному пути:  вместо того, чтобы выражаться через поведение, эмоции и желания, будучи подавляемыми, приводят к хроническому эмоциональному напряжению, нарушающему функционирование внутренних органов, бьют по вегетативным функциям, таким, как пищеварение, дыхание,  кровообращение.  Человеческий организм  переживает расстройство своей «внутренней политики» - вегетативных функций, если нарушается его контакт с внешним миром, и психосоматические симптом или расстройство есть маркер нарушения этого контакта. Как писал польский психиатр и психолог А. Кемпински, «болезни, особенно психосоматические, суть предостережения, что наша жизнь не протекает правильным образом,  соответствующим законам   развития человека».

     5.   Рассмотрим некоторые психосоматические нарушения с точки зрения психосоматической  медицины и психологии.

 - Булемия

      Как и все психогенные расстройства процесса питания, булимия — это лишь один симптом в картине невротического расстройства личности в целом.

    Ни одна жизненная функция в ранние годы жизни не играет столь важной роли в эмоциональном хозяйстве организма, как питание. Ребенок впервые испытывает избавление от телесного дискомфорта во время грудного кормления; таким образом, удовлетворение голода крепко связывается с ощущением комфорта и защищенности.  Помимо ощущения защищенности, насыщение часто ассоциируется с ощущением того, что тебя любят. Для ребенка ситуация «быть накормленным» является эквивалентом ситуации «быть любимым». Ощущение защищенности любви, связанное с насыщением, основано на этой эмоциональной эквивалентности, когда  еда становится замещающим удовлетворением – т.е. суррогатом - фрустрированных эмоциональных потребностей, не имеющих ничего общего с процессом питания.

      Так что, когда вы решили «перекусить», не чувствуя голода, то полезно подумать, чего вам действительно хочется? И чего хочется ребенку, который часто и много ест, особенно сладкого.  Действительно ли он хочет ЕСТЬ? Может быть, ему не хватает вашей любви, заботы, внимания?

  • Гипертония
  •        В современном обществе свободное выражение агрессии запрещено. Человек часто испытывает враждебные чувства, но не имеет возможности выразить агрессию непосредственно, в поведении. Наше общество требует, чтобы человек полностью контролировал все свои агрессивные импульсы. Хотя это требование распространяется на всех, некоторые люди подавляют свою способность выражать агрессивные и самоутверждающие тенденции сильнее, чем другие, и, соответственно они живут в состоянии хронического подавления агрессии.

         На гипертониках были проведены систематические психоаналитические исследования. В одном из таких исследований было обнаружено, что хронически подавляемые агрессивные импульсы, которые всегда связаны с тревогой, сильно влияют на уровень кровяного давления. Несмотря на то, что в группе больных были представлены самые разные типы личности, общим для всех больных свойством была их неспособность свободно выражать свои агрессивные импульсы. Иногда у таких больных случаются вспышки гнева, но в целом у них достаточно высокий самоконтроль, так что при поверхностном обследовании они производят впечатление хорошо приспособленных, зрелых людей. Довольно часто эти пациенты были обаятельными, уступчивыми,  изо всех сил старались понравиться.

           Можно предположить, что хронически подавляемый гнев, вызываемый подобными ограничениями, может приводить к хроническому повышению кровяного давления, поскольку гнев не разряжается ни с помощью телесной агрессии, ни с помощью какой-либо сублимированной формы поведения, направленного на самоутверждение. Таким образом, невыраженные агрессивные чувства могут стать источником постоянной стимуляции сердечнососудистой системы; это аналогично ситуации, в которой организм постоянно находился бы в процессе подготовки к сражению, которое никогда не состоится.

  • Крапивница
  •          Хорошо известно, что кожа является важным opгaном для выражения эмоций. Этот факт иллюстрируют, такие явления, как покраснение от стыда или зуд от нетерпения. Кожа – это самый доступный для наблюдения орган, он сразу же «бросается в глаза», и любые проявления на коже сразу же привлекают внимание. Тем самым, человек с высыпаниями на коже (если эти высыпания не являются симптомом известных болезней) как бы кричит: «обратите на меня внимание», «мне плохо», «вы мне нужны». Запрет на выражение эмоций другим способом, не обращение внимания на просьбы ребенка, игнорирование его потребностей приводит к тому, что его эмоции и потребности манифестируются высыпаниями на коже. Часто это бывает, когда в семье появляется еще один ребенок, и родители все внимание отдают ему, а старший становиться заброшенным.

           Представители психоанализа описали определенную корреляцию крапивницы с подавляемым плачем. Здесь, как и при астме, с которой крапивница связана клинически и психодинамически, основное свойство - это подавляемое зависимое желание, объектом которого являются родители.

             Таким образом, имея в виду также то, что многим больным с крапивницей трудно плакать и что приступы крапивницы часто внезапно завершаются непродолжительным плачем, мы получаем дальнейшее подтверждение тесной связи между подавляемым плачем и крапивницей.

           6. Мы рассмотрели причины  психосоматических симптомов и заболеваний. Но причины – это только одна сторона медали. Причина  - это то, что было в прошлом. Другой стороной медали является будущее, т.е., другими словами – цель. Цель, ради которой и существует симптом или болезнь. Как бы дико это не казалось, но любой психосоматический  симптом, психосоматическая болезнь, а так же поведение, каким бы нежелательным, диким, абсурдным оно не являлось, имеет выгоду или смысл, причем смысл в системе жизнедеятельности человека: в семье, работе, личных взаимоотношениях, во внутреннем мире.

              Какая, например, польза может быть от постоянных мигреней? Удерживание мужа. Он, как заботливый и честный человек, не может уйти к другой от больной жены. Для женщины важно удержать его, и такой мигренью она удерживает его -  для нее проще потерпеть эти приступы, чем лишиться мужа.

              Цель может иметь место и субъективном мире человека, в его представлении о себе, сохранении самооценки и пр. Так, старосте студенческой группы студенческий коллектив поручил выступить на собрании преподавателей и студентов с докладом, в котором выражалась студенческая критика одного из пожилых преподавателей ВУЗа. Желая оправдать доверие группы, сохранить уважение и лидерские позиции, староста согласилась на доклад. Но одновременно ей было совестно критиковать уже пожилого и уважаемого профессора, имеющего действительные  заслуги в науке. В психике девушки  боролись две противоречивые тенденции:  не отказываться  от выступления  и тем самых сохранить позиции лидера и представление о себе как о лидере, и уважение и совестливость по отношению к преподавателю, представление о себе как о хорошем человеке, уважающем пожилых людей.  Она всеми силами искала выход, надеялась, что что-нибудь такое произойдет, что снимет проблему выбора, сохранив ее самооценку, «Я-концепцию». Наступил день «Т». Девушка вышла за кафедру, открыла рот – и не смола произнести ни слова. Она потеряла голос. Таким образом, проблема выбора была лишена, никаких претензий со стороны группы и собственной совести не было – какие могут быть претензии к больному человеку?

            Психосоматические болезни детей так же могут иметь какую-либо цель: привлечение внимания родителей, возвращение их заботы, просьбы об эмоциональной близости и мн. другое. Обвинение ребенка в том, что он этим самым манипулирует родителями, во многом бессмысленно – скорее всего, для ребенка это единственный доступный способ обратить на себя внимание. Болезнью он просит о помощи. Так что можно подумать, насколько ему плохо, если он вынужден обращать на себя внимание болезнью. А потому нужно не обвинять его в манипулировании, а обратить внимание на его жизнь, интересы, на него самого - все ли в порядке с его эмоциональным миром?

    Плетников В.В. 



    Просмотров: 424
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Мы болеем, потому что страдаем.. Эмоциональные причины психосоматических заболеваний. (часть 1)
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Почему все так? За что мне это?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь