Как преодолеть нервный срыв у дошкольника?

Эта статья предназначена для тех родителей, чьи нервы уже на пределе, а вопрос о том, как преодолеть нервный срыв у любимого чада стоит очень остро, ведь скоро в школу, а учителя – не воспитатели…

Предлагаю разобраться во всем этом на обычном примере. Вот одно из многочисленных писем, которое пришло с просьбой о помощи:

Наталья, Москва. Моему сыну 6 лет. У него постоянные истерики и плохое настроение. Он запросто может раскричаться в магазине, требуя игрушку. И не остановится, пока не получит своего. Падает, бьется об пол и так далее. Между тем, мы с мужем живем очень мирно, не ругаемся, зато ребенок постоянно выдает нам такие концерты.  Что делать? Ведь скоро идти в школу? Может пора давать ребенку таблетки?

Это письмо – типичнейшая картина. Ситуации, когда мама и папа – воспитанные, добрейшие и тишайшие люди, а вот их дети склонны к ярким и громким эмоциональным взрывам (в том числе – на публике), в наше время – далеко не редкость.  Причин такого поведения может быть несколько. Если мы сразу исключим тяжелые семейные конфликты, алкоголизм родителей, разводы и крайнюю степень бедности семьи, когда детям нечего есть и нечем играть, чаще всего, варианты оказываются следующими.

ПЕРВОЕ. Специфика наследственности. Наследственность у человека довольно часто передается ребенку не напрямую от мамы с папой, а достается ему от кого-то из родных бабушек-дедушек, дядь-теть. Соответственно, в случае скандального поведения ребенка всегда следует проанализировать круг родственников – есть ли среди них явные эмоционалы, люди склонные то к неудержимым вспышкам и срывам, то депрессиям, имеющие опасные особенности характера (алкоголь, наркотики, игромания, суициды). Если с этой стороны все позитивно, идем дальше.

ВТОРОЕ. Сложности в детском саду. Чаще всего их две. Или ребенок является самым младшим в группе, его там притесняют, он не может дать отпор. И тогда пружина характера, которая не может разжаться в детском саду, разжимается при общении с родителями. Ребенок скандалит там, где он может себе это позволить, не боясь что его ударят или как-то обидят. Или вариант, когда в группе детского сада есть такой явно проблемный ребенок, который устраивает истерики в группе, но по каким-то причинам его не могут перевоспитать или удалить (влиятельные родители или одинокая мама). Если такой   одно группник вопит, кричит, бьется головой о пол, никого не слушается, это сходит ему с рук, воспитатели его боятся и выполняют его требования, это служит плохим примером для окружающих. А так как этот пример поведения по факту оказывается успешным, то нет ничего удивительного в том, что другие дети начинают подражать такому поведению, воспроизводить его уже с родителями.

ТРЕТЬЕ. Крайняя форма детской избалованности. Это часто бывает, когда ребенок или один в семье, или родители поздно его завели, будучи уже в возрасте. А еще в случае, если родители очень заняты, ребенок много времени проводит с бабушками-дедушками, те в нем души не чают и сдувают пылинки. В этом случае, ребенок быстро привыкает получать все от всех и малейшее неповиновение окружающих тут же провоцирует его на скандал. И если после скандала ему тут же все выдается, данный стереотип успешного поведения опять-таки закрепляется на уровне условного рефлекса, как у знаменитой собаки Павлова.

ЧЕТВЕРТОЕ. Явная нехватка родительского внимания. Бывает и так, что родители ведут себя в ребенком формально: хорошо кормят и поят, покупают качественную одежду и игрушки, но… общаются с ребенком как с Личность очень и очень мало. Он смотрит мультики, играет с игрушками, но в итоге не вырабатывает необходимых навыков коммуникации, в том числе навыков самоограничения, навыков учета чужого мнения, навыков терпеливого ожидания и т.д. Да и внимания по-прежнему не хватает!!!

ПЯТОЕ. Нехватка деятельности на улицы. Давно известно, что самое лучшее средство от истерик и депрессии (являющихся двумя сторонами одной медали) – солнце и свежий воздух. Именно на солнечном свете активнее всего вырабатывается гормон позитива – серотонин. Всякому здоровому человеку, тем более ребенку, жизненно важно каждый день гулять по два-три часа. Если ребенок, по вине родителей – домосед, истерики – весьма часты. Так возникает порочный круг: сидим дома – потому что скандалим на людях, скандалим на людях – потому что сидим дома. А когда малыш сидит дома, вновь работает схема: если пружину сильно сжимать, она будет стремиться где-то распрямляться… Причем, громко.

Спрашивается, что делать? Дам три простых совета:

– Умейте переключать ребенка. Если ребенок устраивает вам истерику на людях или дома, владейте нехитрым набором фраз, которые могут его отвлечь, переключить. Или имитируйте звонок бабушке, или расспрашивайте о том, что сегодня он делал в садике, а что бы он хотел покушать на ужин, какое именно мороженое ему нравится и т.д. В крайнем случае, имейте всегда с собой в запасе какие-то супер лакомства для такого ребенка. Но, желательно все же не давать немедленно ребенку тот предмет, из-за которого он устроил скандал, иначе выработается четкая привычка к такому поведению. Выработается как у той самой пресловутой «собаки Павлова», у которой вырабатывался устойчивый условный рефлекс слюна на включенную лампочку и без лампочки она потом не могла нормально питаться. И разрушить потом эту неправильную ассоциативную цепочку «Крик на весь мир – получение желаемого результата» будет крайне трудно. А вот если дать этот предмет через час, или на другой день уже без всякого крика и просьб ребенка, тогда рефлекс не сложиться. Или если вы одно замените другим, также. Тогда ребенок наглядно увидит, что получить предмет можно и без скандала, во всяком случае, без прямой связи со скандалом. И число скандалов пойдет на убыль. Особенно, если вы проведете несколько таких шумных «репетиций» дома, а не в общественном месте, усмирив тем самым опасный потенциал дошколенка.

– Чаще и дольше бывайте с вашим ребенком на свежем воздухе, давайте ему там свободу. Гуляйте, не привязывайте малыша к себе и коляскам, позволяйте ребенку познавать мир, прыгать в нем, лазать и все трогать. Запомните: Самообладание, то есть умение контролировать естественным образом идущие в нашем мозгу процессы торможения и возбуждения, быстрее всего вырабатывается именно в исследовательской деятельности! Чтобы приблизиться к голубю или кошке, дотянуться до чего-то далекого, требуется терпение и умение сдерживать себя. Поэтому активное и частое освоение мира за пределами квартиры – прямой способ борьбы с детскими срывами.

– Ежедневно играйте вместе с ребенком. Самое ценное в любой игре – социализация ребенка. Потому что любая игра – это обязательно какие-то четкие правила. Которые, если ты хочешь играть, волей-неволей приходится соблюдать, перебарывая собственные дикие желания, обуздывая свой эгоизм. Поэтому, в практике моей работы, именно терпеливая игра – основной способ постепенного обучения ребенка навыкам самоконтроля, умению подчиняться тому, что навязано окружающим миром. Это – главная инструкция для всех родителей детей от двух до десяти лет!

В общем, не спешите давать дошкольникам таблетки и не пытайтесь переложить родительские задачи по воспитанию ребенка на кого-либо. Лучше чаще играйте с дошколенком вместе. Или родите еще одного малыша, который не позволит сформироваться эгоизму у первого.

С уважением, Ваш семейный психолог, д.к.н., проф., Андрей Зберовский

Если вам потребуются советы психолога,

запись на личный прием и

онлайн консультацию (Viber, WhatsApp):

+7 902 990 5168, +7 913 520 1001, +7 926 633 5200.

 



Просмотров: 271
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Если ребенок закатывает истерики, не слушается. Часть 2. Отчет
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Если ребенок не хочет идти в школу...
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Что делать, если ребенок врет: советы психолога
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если ребенок манипулирует родителями (заметка для пап и мам).
  • Что делать, если ребенок чего-то испугался?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь