Агрессия

Агрессия

Слово "агрессия" (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает "двигаться на", "наступать". В первоначальном смысле "быть агрессивным" означало нечто вроде "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения" (Э. Фромм).

Под агрессивностью чаще понимают относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Г.Э. Бреслав).

Психологический словарь дает следующее определение агрессии как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности).

В психологии существуют разные точки зрения на то, что собой представляет агрессия, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Большинство современных авторов (Р.Бэрон, Д.Ричардсон) считают, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств не только через форму (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань). Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться.

Проблемами агрессивного поведения занимались многие ученные. Представители первых двух направлений, этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З.Фрейд), понимают агрессию как инстинкт. В. Холличер в книге «Человек и агрессия» проводит исследование Дж. Х. Крук, показывающее, что «у высокоразвитых животных и у человека… в поведении присутствует значительный компонент агрессии, который проявляется в тенденции отвечать нападением или враждебностью на определенные виды раздражителей. Однако не существует достоверных доказательств в пользу генетически (наследственно) обусловленной потребности в агрессивном поведении».

Проблему детской агрессивности наиболее последовательно развила А.Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребенка существуют самоагрессивные действия.

А. Адлер утверждал, что каждому человеку присуще чувство неполноценности, порождающее стремление индивида к компенсации дефекта, и врожденное побуждение - стремление к привязанности (социальное чувство), которое регулирует поведение индивида. Ученый пришел к выводу, что социальное поведение является следствием недоразвития социального чувства, он отрицал понимание агрессивности как неизбежной стороны личности. Аналогичных взглядов придерживался и основоположник этологии К. Лоренц. Однако он считал, что отождествление агрессии с «инстинктом смерти» неверно.

Фрустрационная теория Дж. Долларда и его коллег положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Основное положение теории: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а движущей силой развития человеческой личности является фрустрация. Она существует всегда, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются физические, моральные, духовные препятствия.

X. Хекхаузен уточнял, что не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации и не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии. Аналогичного мнения придерживается и К. Левин, считая агрессию лишь одной из возможных реакций человека на фрустрацию. А.В. Александрова, отмечала, что агрессия не проявляется, если человек успевает найти конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации до того, как будет превышена пороговая величина уровня напряжения.

Дж. Доллард различает агрессию, направленную на живые существа и на неодушевленные предметы. В первом случае агрессия принимает вид физической или словесной атаки; во втором она преследует цель уничтожения неодушевленных предметов. Такого рода поведение называют деструктивным.

М. Мандель различает агрессию, направленную наружу и внутрь (т.е. самоагрессию), В.В. Лебединский в зависимости от направленности выделяет внешнюю и внутреннюю агрессию. Д. Майерс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют агрессию враждебную (главная цель агрессора - причинение страданий жертве) и инструментальную (агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда).

Все мы, естественно, относимся к проявлениям агрессии негативно, однако переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие "агрессия" в целом. Между тем, это не совсем правильно: многие исследователи отмечают, что агрессия - естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология. К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные.

Того же мнения придерживается и Э. Фромм, отмечая: "Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни".

Г. Паренс разделял два вида агрессии:

1. Недеструктивная агрессия - настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворение желаний, достижение целей, развития познания и способности положится на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав.

2. Враждебная деструктивность - злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).

На сегодняшний день существуют следующие ниже изложенные классификации видов агрессии, которые не являются исчерпывающими, они лишь позволяют сориентироваться в многообразии подходов, и в широте теоретических толкований явления агрессивности.

По направленности на объект:

  • гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.;
  • аутоагрессия - направленность на себя: самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

По причине появления:

  • реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и прочее);
  • спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

По целенаправленности:

  • инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и прочее;
  • целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену, и прочее.

По открытости проявлений:

  • прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и прочее;
  • косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка; и прочее.

По форме проявления:

  • вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;
  • экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и прочее. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику;
  • физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультуральными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизации направлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками. Как считает Х. Хекхаузен, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.



Просмотров: 269
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Человек без агрессии". О вреде не присвоенных чувств
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • Самая большая проблема в детской агрессии, - нет, не в самой агрессии, а в реакции на нее родителей.
  • Лицо агрессии. Работа через зеркальный образ "я".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Клиническая иллюстрация "наказательных" механизмов реализации вытесненной агрессии
  • Как реагировать на детскую агрессию? Замкнутый круг агрессии
  • Конспект 3 О.Кернберга "Неразделимая природа любви и агрессии" 11.06.2017
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • О родительской агрессии. Беседа "Благослови зверей и детей"
  • Конспект второго дня семинара доктора Кернберга "Неразделимая природа любви и агрессии"
  • Стигма "Яжемать" как ведро для слива агрессии
  • Детская агрессия, как крик: " Повернись ко мне. Посмотри на меня. Мне плохо"
  • Накопленная агрессия. Как выражать агрессию конструктивно? (Часть 2)
  • Пассивная агрессия или "без вины виноватые" /заметки полевого практика/
  • Детская агрессия или Ребёнок, как "подушка для маминых слёз".
  • Агрессия, как топливо для "заведенной машины". Буллинг.
  • Причины агрессии у человека: в чем корень зла?
  • Конспект книги "Эго, голод и агрессия"
  • "Немотивированная" агрессия. Аудит причин.
  • "Черная" и "красная" агрессия.
  • Ярость и Радость - Два Огня Жизни Человека. Или агрессия и беспечность?...
  • Агрессия. Детская агрессия и взрослая.
  • К чему приводит проявление непроявленной агрессии?
  • "Границы и агрессия"
  • "Не моя тема". Агрессия
  • Уровни проявления агрессии. Как противостоять
  • Астма как способ проявления агрессии.
  • Особенности проявления агрессии у созависимых



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь