Совместный сон с ребенком - однозначное благо или вред? Предоставим слово науке

Автор статьи: Марина Фатеева

Совместный сон с ребенком  однозначное благо или вред Предоставим слово науке

     Доктор Джеймс МакКенна (James J. McKenna) - профессор антропологии, Директор поведенческой лаборатории сна Мать-дитя (the Mother-Baby Behavioral Sleep Laboratory) при университете Нотр-Дам. Он - всемирно известный эксперт по сну младенцев – в особенности это касается практики совместного сна с ребенком при грудном вскармливании. В нашем разговоре он поделился своими открытиями о совместном сне, двухфазных паттернах сна и предложил практические советы для родителей новорожденных.

   Вы поддерживали совместный сон (в дальнейшем СС) – расскажите о своих исследованиях в организации этого вида сна. У каких народов это общепринято? Каковы преимущества?
     Мои исследования СС матери и ребенка начались, когда мы с женой узнали, что она беременна. Как и большинство родителей в ожидании первенца, мы бросились скупать все книги об уходе за детьми. Но после прочтения нескольких книг о том, как лучше заботиться о новорожденном, мы оказались посередине, между двумя выводами: или все, что я изучал об антропологии, моей специальности, было неправильно, или западные схемы и советы о том, как ухаживать за малышом, не имеют никакого отношения к детям вообще. Возможно, это связано с тем, что в современных западных культурных идеологиях и социальных ценностях есть определение, чего от детей хотят и кем они должны стать, когда вырастут, вместо того, кем дети на самом деле являются и что им нужно.

    На любом, на первом же вводном занятии по биологической антропологии студенты узнают, что человеческий младенец - наиболее уязвимый, зависимый от контакта, наиболее медленно развивающийся и зависимый из всех млекопитающих приматов, потому, что люди рождаются неврологически преждевременно относительно остальных приматов-млекопитающих. Для того, чтобы человеческий детеныш мог безопасно пройти через отверстие в материнском малом тазу, который нужен человеку для того, чтобы ходить прямо, инфант должен быть рожден только с 25% от объема своего будущего взрослого мозга. Это значит, что физиологические системы не способны оптимально функционировать без контакта с материнским телом, которое продолжает "регулировать" ребенка почти так же, как и во время вынашивания. Эшли Монтагю, моя персональная интеллектуальная героиня, называет человеческих младенцев «экстеро-гестатными», т.е. вынашиваемыми извне. Прикосновение к младенцу изменяет его дыхание, температуру тела, уровень роста, кровяное давление, уровень стресса и т.д. Иными словами, тело матери - это единственная среда, к которой приспособлен человеческий детеныш. Как сказал доктор Винникотт (Дональд Винникотт, известный детский физиолог): "Нет такого явления - "новорожденный", всегда есть "новорожденный и кто-то еще".

    Вот вам глубоко правдивая и научная начальная точка зрения для понимания того, почему младенцы никогда не принимают и не соглашаются на тот посыл, что они должны спать в одиночестве. Младенческий сон в одиночестве создает человеческому новорожденному невробиологический кризис, так как эта микро-среда экологически невалидна (необоснованна) и не соответствует фундаментальным потребностям человеческих младенцев. На самом деле сон одному в комнате и отсутствие грудного вскармливания (далее ГВ) сейчас признано отдельным фактором риска для СВДС (синдрома внезапной детской смерти) - вот вам факт, который объясняет, почему в большей части мира никогда не слышали о СВДС.

       Когда родился мой сын, я обнаружил, что могу изменять его дыхание, изменяя свое собственное, как если бы мы находились в синхронизации друг с другом. Мое исследование позже подтвердило, что дыхание матери и ребенка регулируется присутствием друг друга - звуки вдоха и выдоха, поднятие и опускание их грудных клеток, диоксид карбона, который один выдыхает, а другой вдыхает, приводящий к ускорению следующего вдоха! Я отмечал в научных статьях, что это еще один сигнал, чтобы напомнить детям о необходимости дышать, система безопасности на случай сбоев в дыхании малыша.Мы с женой были шокированы, когда прочли, что говорят педиатры-исследователи сна о нормальном сне человеческих младенцев, об идее, что дети должны "успокоиться самостоятельно". Даже тогда мы понимали, что это не более, чем культурная конструкция без эмпирической доказательной базы.

   Я изучал негативные физиологические эффекты кратковременного разлучения с матерью у новорожденных приматов – такие, как влияние на сердечный ритм, дыхание, температура тела, восприимчивость к вирусам, уровни кортизола, пищеварение и рост вообще. Как я могу удивляться, что самый незрелый примат из всех - мы - еще более чувствителен ко всем сенсорным сигналам? Брать на руки, носить ребенка на руках, спать с ним вместе - это не просто прекрасная социальная идея, но и важное вложение в его благополучие. Я решил взять свои знания о поведении приматов и применить их к нам, людям, и проверить, действительно ли ночной контакт (ГВ и СС) влияют на человеческих младенцев так, как я описал, и что происходит, когда младенцы спят одни. Я возглавил команду ученых, которые впервые задокументировали поведенческий и физиологический эффект сна младенца в одиночестве, и то, как выглядит совместный сон с ребенком на грудном вскармливании.

    Мы показали, как сенсорные системы матерей и младенцев взаимно влияют друг на друга. Не только мать изменяет  качество детского сна и физиологическое состояние – но также ребенок регулирует поведение матери и ее  физиологический статус. 

    Важно помнить, что, в то время, как идея СС распространялась и развивалась, современные кровати и постельные  принадлежности - нет. Мы нуждаемся в безопасных условиях для СС. Но в сочетании с грудным  вскармливанием совместный сон может быть защищающим. Сейчас мы знаем, что многие кормящие матери выбирают  именно СС потому, что он позволяет спать больше, улучшает грудное вскармливание и связь с ребенком.

   Когда СС организован безопасно, то он делает матерей (и отцов!) и малышей счастливее и имеет позитивный эффект на  растущих детей. Конечно же, матери не должны получать осуждение или обвинения в безответственности за совместный  сон с ребенком. На самом деле, 90% всех человеческих существ, в той или иной форме, практикуют СС со своими детьми!

   Вас цитируют, говоря о том, что люди действительно склонны к двухфазному сну, говорят: "В Америке норма, и предполагается, что вы ложитесь спать в 11 вечера и спите мертвым сном до 7 утра, и если нет, у вас патология - бессонница."
   Как Вы реагируете на заголовки, дающие жесткие рамки для количества сна, которое человек "обязан" получать?

    Человеческий метаболизм склонен замедляться во второй половине дня, и, скорее всего, наша биология стремится к той или иной форме двухфазного сна. Тот факт, что в разных культурах большинство людей способно видоизменять это биологическое свойство, вне сомнения отражает наше эволюционное прошлое, развивавшееся в тропиках, когда была потребность избегать мощного дневного жара.

     Культурные ценности подчеркивают, если не регулируют, как и когда мы спим. В США есть выражение "не хочу, чтоб меня застали, когда я сплю", которое предполагает дневной сон своего рода нарушением. В других культурах, кстати, сон в дневное время или сиеста поощряются.
  Эволюционная потребность быть бдительным во время сна и быстро просыпаться позволила раннему человечеству адаптироваться к переменчивым социальным, физиологическим и эмоциональным вызовам. И поэтому так важно уважать индивидуальность нормы и рассматривать общее здоровье в множественной перспективе. Мне становится неудобно, когда я читаю эти заголовки со сметающими утверждениями, которые могут возбудить тревогу и беспокойство у людей с отличающимися привычками сна, особенно если они чувствуют себя хорошо отдохнувшими в течение дня. И когда все болезни и синдромы объясняются хроническим недосыпанием, необходимо признать, что на самом деле оценивать тут причины и следствия очень непросто.

Как эксперт по сну младенцев, какие рекомендации Вы можете дать родителям новорожденных, чтобы помочь их ребенку (и им самим) спать?

     Делайте то, что работает в вашей семье, доверяйте себе, вы знаете своего ребенка лучше всех внешних авторитетов. Вы больше всех  проводите время с ребенком, и каждый ребенок отличается. Младенцы, дети и их родители взаимодействуют различными способами. На  самом деле, нет единого образца для каких-то отношений, которые мы развиваем. Когда речь заходит об организации сна, многие семьи  воплощают в жизнь очень зыбкие понятия о том, где их ребенок "должен" спать. Родители с менее ригидными, жесткими идеями о том, как и  где нужно спать ребенку, намного более счастливы и реже разочаровываются, когда их дети не могут выполнить то, что "должны" – к  примеру, крепко спать всю ночь.

    И прежде всего, помните, что у младенцев не бывает "повестки дня"; они не пытаются прессовать вас или манипулировать вами. С таким  неразвитым маленьким мозгом они настолько близко к своим генам и инстинктам, насколько вообще может быть человек, и очень мало к  контролируют свое поведение. В первые шесть-семь месяцев жизни у них нет "хочу", есть только нужды. Всегда помните, что младенцы  такие же "жертвы" своего поведения, как и, возможно, вы.

    Ключ к удовлетворению от родительства - в непринятии того, что, как считают другие, вы обязаны делать, если это вам не подходит. Скорее, будьте открытыми к тому, как созвездия отношений, которые держат вашу семью, взаимодействуют и вступают в связь с теми решениями, которые работают для вас. Постарайтесь не судить сон вашего младенца. Не путайте медицинское благо ночного сна с моралью - идеей, что "хорошие дети" крепко спят всю ночь. Ведь наихудшим изобретением культуры для всех родителей стало понятие о "хорошем ребенке".

перевод Марины Фатеевой

http://www.huffingtonpost.com/arianna-huffington/james-mckenna-co-sleeping-expert_b_7119782.html

больше информации от Джеймса для тех, кто заинтересовался темой и читает по-английски http://cosleeping.nd.edu/assets/46498/safe_infant_sleep_who_decides.pdf



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Время спать, а мы еще не ели..." (техника "обратного планирования")
  • "На самом деле я хочу Вас всех видеть"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Хочу спать, но не могу" или Бессонница. Причины. Самопомощь.
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Дочки-матери": когда игра превращается в манипуляцию. Зарисовки
  • "Дочки-матери". Когда игра превращается в манипуляцию. Анализ проблемы
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • "Отношения минус эмпатия - когда услышать друг друга невозможно?"
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь