Психологическая помощь семье онкопациента.
«…У нас здесь другое измерение…»….
Слова маленького пациента
онкологической клиники.
При возникновении тяжелого (острого или хронического) заболевания люди попадают в ситуацию, которая нарушает привычное течение жизни. «Окутывает» страх, опасения за свою жизнь или жизнь ребенка, отсутствие определенности в прогнозах на будущее, порой отсутствие желания или возможности поделиться своими сокровенными мыслями, получить поддержку. Легко представить: молодая женщина обнаруживает у себя уплотнение в молочной железе. Она обращается к терапевту. Тот, естественно, дает направление к онкологу. Годами четко отработанная схема врачебного приема: назначается консультация на кафедре онкологии (иногда через день-другой). Дома грудной ребенок, женщина все эти дни остается один на один со своим отчаянием, страхами, предположениями…. Как же и зачем (?...) волновать маму, мужа, родных, близких….
В этой короткой истории переживания, первого соприкосновения с тяжелой болезнью, могут узнать себя многие. Те, кто вдруг, во время профилактического осмотра, получают направление к врачу-онкологу. Или на фоне полного здоровья ребенок падает на уроке физкультуры, образуется синяк, на который никто не обращает внимания. А спустя какое-то время окажется, что именно падение «помогло проявиться» опухоли.
Все сложнее, когда заболевает ребенок. До постановки диагноза большинство детей-пациентов онкологических клиник «практически здоровы». Можно порассуждать об их характере, доброте, особенностях, отсутствии умения сказать: «Нет!». О наследственности и экологии…. Можно. Но маме (в основном госпитализируются в стационаре именно мамы), кажется, становится легче от того, что она рассказывает: «Он был такой здоровый! Такой добрый! Так хорошо учился…». Мама полностью погружается в благополучное прошлое.... время "ДО...". И, выслушивая, приходится прерывать монолог! Изменять глаголы прошедшего времени на глаголы в НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ! То есть, начало работы психолога: вывести маму из состояния шока, перестроить с негатива на позитив. Дать возможность почувствовать надежду на успех лечения. Это очень, очень, … как говаривал классик – архисложно! И если мама сможет собраться в короткий срок, и уже !на следующее утро! (или спустя несколько дней) относительно спокойна, может говорить о происходящем, ребенку будет проще проходить лечение.
Бывает другой вариант развития событий: мама безутешна. Рыдает, ищет виноватых, по сути, «оплакивает» свое дитя раньше времени. Ребенку очень трудно все это пережить. В любом возрасте. К сожалению, у меня нет статистики, научно обоснованных выводов, но! Именно те дети, мамы которых, прожив первый шок, могут «мобилизоваться», выздоравливали! Те мамочки, которые отказывались верить прогнозам врачей, «вытаскивали», да-да! вытаскивали своих деток! Бессонные ночи, бдения возле ребенка сутками, записи в тетради наблюдений… "Перелито, съел, отказался, выпил, вымочил…". Это титанический труд. Это материнский подвиг!
Следующий этап испытания – лечение. У каждого ребенка свой путь…. Кому-то достаточно 3-4 курса химиотерапии (ХТ). В других случаях – после ХТ следует операция по удалению опухоли. Затем – снова ХТ, возможна гипертермия, лучевая терапия....
Сложность и в лечении, в возникающих осложнениях, в эмоциональном состоянии.... Случается, иногда из жизни уходят друзья по палате.… Усилия оказываются порой бесплодными.... Трудно представить, что пережили мамы ушедших детей…. Те, рядом с кем переживали дни, месяцы, годы напряженного, тяжелейшего лечения. Психолог - рядом. Чтобы поддержать, помочь пережить, просто помолчать.
При разных диагнозах разные протоколы. Их объединяет одно: они проверены временем. В те далекие годы, когда наши врачи начинали (выживаемость 5-10%) лечить детскую онкогематологию , в напряженном режиме работали врачи-ученые, врачи-исследователи. Из используемых протоколов оставляли именно те, которые помогали пациентам выздоравливать.
И вот оно! «Чудо! Лечение закончено! Едем домой!». А здесь (в очередной раз!) поджидают сюрпризы. Полгода, год, а то и два (зависит от диагноза) ребенок отсутствовал. В школе, в классе все развивалось по своему сценарию. Дети учились, общались, взрослели…. Хорошо, если классная – КЛАССНАЯ! И иногда вспоминала вместе с ребятами их одноклассника, даже навещали его в больнице. Чаще, увы!, бывает иначе! «Из другого измерения», онкоклиники, ребенок возвращается в тот мир, к которому стремился, которого так долго ждал! А там ему так сложно…. Его боятся, он боится…. Вроде и рады, но!... Именно теперь ему очень нужна помощь знающего психолога, который смог бы поддержать бывшего пациента. Поговорить с одноклассниками, учителями, родителями. Да, ребенку нужна ре-адаптация. Так же, как и его маме, братьям-сестрам. Папе, если у него хватило любви, сил и мужества остаться с семьей в это тяжелое для всех время. К сожалению, иногда отцы оставляют семьи.
А мамы живут, преодолевая страхи и опасения, наполняясь надеждой и сваливаясь от усталости, тупея от детской боли и вымаливая у Бога улучшения состояния ребенка. Это на всю оставшуюся жизнь становится смыслом их жизни. Перед каждым контрольным осмотром (через месяц, три месяца, полгода, год),... напряженное ожидание. И вздох облегчения после слов врача: "У вашего ребенка все хорошо!" На вопрос: «Где Вы черпаете силы?», - отвечают: «Господь дает». В их словах спокойствие, смирение; в выражении лица – достоинство Мадонны.
Многие мамы могут сказать, что подарили своему ребенку жизнь снова!
Нет никого в целом мире, кто знал бы ответ на вопрос: каков исход лечения? НО! и мать и ребенок приняли сторону врачей в тяжелой схватке с болезнью. Как это? Вот как: есть болезнь / есть врачи, медсестры, больничный персонал, психолог, есть пациент. Пациент, его семья, могут пассивно ждать, когда врачи вылечат…. При этом констатируя их слабые, отмечая (редко) – сильные, стороны. (О типах реагирования на заболевание разговор отдельный). Можно сказать, что в этом случае пациент скорее «помогает» своей болезни, нежели здоровью. И другое развитие событий: пациент и его семья меняют ракурс восприятия себя в ситуации, занимают позицию активных участников процесса исцеления. Помогают книги, знания по разным системам оздоровления, общение с психологом и теми, кто уже проходил этот сложный путь: исцеление от тяжелой болезни, совершенствование через болезнь. Психодрама во всем мире успешно используется психологами в работе с онкопациентами.
В сообществе детей – онкопациентов «Дети в беде» каждый год проводится праздник «Улыбка». На этот праздник приезжают бывшие пациенты. Многие уже со своими детками! Взрослые на этих встречах часто плачут. Это светлые слезы, слезы радости, слезы надежды. Жизнь продолжается!
Человек может вынести все, что угодно,
если в этом есть смысл.
(В.Франкл).