«Ой, была я у вашего брата…», — с тяжелым вздохом хожденца по мукам сказала она. Молодая женщина, одаренная внешностью, да и, судя по отрывкам фраз, также успешная в бизнесе. Маленький сын, будто специально отирающийся рядом вместо детской площадки и постоянно о чем-то нудящий, добавляет ее картине страдальческих оттенков. «Три года отходила к трем разным психологам, выполняя дурацкие задания по описанию чувств, — загибая пальцы, делится она, — Один был психоаналитик, на которого выложила сумму достойную открытия нового бизнеса. Другой гештальтист… фашист… — фыркает она, — постоянно ловил меня за жесты и гримасы. Полгода параллельно ходила в аналитическую группу, в которой тренер только хмыкал и задавал абсурдные вопросы. Трижды была на расстановках, ничего не поняла. Более того, было ощущение плохого театра. А, да, еще мне сказали, что я не люблю своего ребенка, потому что меня моя мать не любила… Вообще ерунда! Я ему все, что ни попросит, даю!», — в этот момент сынишка, насупившись, просит посмотреть его успехи на айпаде, на что получает резкое «Подожди!». Он надувается еще больше с протяжным «ну…». «И что, совсем никакого результата?», — удивляюсь я, наблюдая за мальчиком. «Ну как сказать…- задумчиво посмотрела она в небо, — изначально я пошла, потому что мужу не нравились мои истерики, как он говорил. С истериками справилась, но потом пришлось с мужем развестись, и остальное время ходила в основном из-за сына… чтоб узнать, что я, оказывается, его не люблю», — усмехается, искоса глядя, на, сидящего в ногах, скукоженного над айпадом, ребенка. Сочувственно кивая, я размышляла о том, что же не срабатывало у этой молодой мамочки в ее поисках себя.
Из всей ее хронологии есть как минимум три нюанса, тонкости работы с психологом, которым она, вероятно, по незнанию не уделила должного внимания.
Доверие к психологу.
Многие, приходя на консультацию, продолжают воспринимать консультанта, сидящего напротив, не как профессионала, который готов выслушать, принять и понять любое содержание тревог и проблем, пришедшего к нему, а как чужого и враждебного всезнайку-кровопийцу. «Ну, конечно же, за такие деньги мог бы сразу сказать волшебный рецепт решения всех проблем! Их же этому обучают, психологов ентих!», — примерно это думают все новички, прикоснувшиеся к психотерапии. Но мало кто действительно знает, что отношения с психологом, включая все мысли, эмоции и маски, которые мы так любим носить – это мини-модель нашей реальной жизни. На консультации в отношениях с психологом выявляются те ошибки в установках и поведении, которые приводят к образованию проблем. Но чтобы до них добраться, нужно полностью довериться психологу, а нарушенное доверие очень часто первая ошибочная установка, которая родом из детства.
Когда ребенок рождается на свет, он абсолютно беспомощен и зависим от взрослого, который называется «Мама». Познавая жизнь, он проверяет ее, ставя маленькие эксперименты: заплакал – мама пришла и удовлетворила потребность в еде, ласке, тепле, сне. Мама для ребенка олицетворяет весь непонятный мир. Если мама появляется вовремя и избавляет от «проблем» — значит можно расслабиться, и расти – безопасность это первое условие для развития. Такая идиллия редка. Просто потому что мама — человек со своими потребностями, навыками, проблемами. Поэтому чем чаще мама не соответствует ожиданием ребенка, тем меньше ребенок доверяет – раскрывается миру. На бессознательном уровне он закрывается ото всех и во всем предполагает опасность. Разве можно выстраивать счастливую жизнь, подозревая «кидалово» во всех людях и событиях?
Конечно, нет. Вот на консультации обычно это и обнаруживается, как некий корень всех проблем. Безусловно, просто взять и начать доверять психологу не получится. Это риск, и риск должен быть сознательным, после некоторой оценки представленного специалиста. Понять и принять тот факт, что мы, по сути, приобретаем безоценочное и душевное принятие нас-каких-угодно этим профессионалом. Одно это требует усилий. Дальше нужно открыться, довериться, поэтому терапия это труд!
Желание перемен и понуждение себя к ним.
Без желания, без мотивации любая работа становится неподъемной. А с собственной психикой непросто сотрудничать. Открою секрет – волшебных пилюль, чтоб «хоп!» и все решилось, нет! К каждой цели лежит «желтая кирпичная дорога», и только шаг за шагом, пройдя по ней, можно обрести новое для себя. Под «новым» подразумеваются навыки, установки, взгляды, знания и некоторые инструменты, которые позволяют взять штурвал в руки и направлять жизнь в нужное русло. Потому что «старое» или не работает, или причиняет страдание. Чтоб это обрести, необходима личная инициатива, а не «так мама/муж/подруга сказала…», и старательность! Не всегда (но очень редко) бывает понятно, что за вопросы задает или задания предлагает психолог и зачем они, и здесь снова вопрос о доверии. Ребенок обычно не оценивает, что в ложке, которую мама ему в рот кладет. Он верит, что мама лучше знает. Впрочем, я не призываю слепо «кушать» все, что дает психолог. Здоровое любопытство, желание понять, как это работает, изучить себя в задании и сам результат – усиливают общую инициативность, что прекрасно для продвижения, для развития, для внутренних перемен.
Время.
На самом деле, редкий человек адекватно воспринимает себя во временном потоке. Он либо застревает в прошлом, бесконечно прокручивая воспоминания и «если бы…», либо постоянно предвосхищает нечто в будущем, выстраивая планы и предположения. Он не осознает, что жизнь как таковая происходит в том миге, о котором поют «между прошлым и будущим». Этот миг движется по линии из прошлого в будущее. Скорость же относительна и определяется личным восприятием. Например, у занятого человека время по его ощущениям несется, как гоночный болид по трассе, а у пациента в больничной палате минуты тянутся до выписки.
У процессов психики тоже есть свои законы времени. Многие считают, что способны за одну-две сессии переформатировать сознание из минуса в плюс. Но как невозможно за одну-две тренировку стать мускулистым атлетом, так и перестроить мировоззрение за короткий срок нельзя. Те, кто так считает, начинают менять специалистов, не дав шанса не только взрастить в себе новое, но и не позволив развернуться доверительным отношениям с прежним психологом. Все краткосрочные варианты терапии направлены на решение поверхностных проблем (пунктуальность, навыки коммуникации, рассеяность, и т.п.). но такие проблемы лишь симптом глубоких нарушений, которые образовались не враз. Сколько наматывался клубок проблем, столько времени необходимо, чтобы его размотать. Важно дать себе время, позволить некоторым невидимым процессам происходить как это нужно. Время – это та ценность, из которой соткана наша жизнь, и было бы странно отнимать его же у себя, тратя его на внешний мир, не правда ли?
Будьте внимательны к тому, что с вами происходит. Часто, мы проходим мимо того, что искали, потому что привыкли искать, а не находить. Если вы уже в терапии, возьмите от нее все, что она предлагает. Нельзя научиться игре на инструменте, не освоив скучные гаммы. А если вы все еще в поиске, заходите ко мне – моя дверь открыта вам!