С ним мы знакомы относительно давно, более 4 лет.
Сначала я видела его на улице, во дворе, бегающим с другими детьми.
А потом узнала среди толпы любопытных глаз в отделении Центра, куда я прихожу для работы с детьми.
Детьми, которые попали в разные ситуации.
Детьми, которые много пережили.
В своей заметке я расскажу МИР глазами этого ребёнка через призму психологии и важных психологических процессов.
На вид, ему не более 5-6 лет, хотя он по возрасту может уже заканчивать второй класс.
Первое, что НЕ бросается в глаза обычному человеку - это услужливость ребёнка. Желание сделать вам приятно. Порадовать вас, даже если это будет во вред себе. Общество поддерживает такое поведение, закрепляя его фразами "Какой хорошенький мальчик А.", или "Какой умничка, что делаешь это..", "Какой ты добрый, даже не смотря на..."
В семье этого ребёнка - это основной стиль, позволяющий сохраниться и не проживать травмы.
Мама и папа улыбаются - значит все хорошо.
Мама и папа улыбаются - значит я молодец.
Мама и папа улыбаются - значит мир безопасен.
В психологических отношениях со мной мальчик А. применяет его активно - стараясь очаровать меня. И получить обратную только положительную реакцию. Так я много слышу о том, что он умеет, знает, смотрит, читает, слышит - и не важно, что вопрос чуть глубже (по теме услышанного) вводит его в ступор, онемение. Главное ведь не то, что часть его рассказов чистая фантазия - главное, что результат достигнут - он получил похвалу.
Такое поведение есть и у взрослых, в рамках трансактного анализа (терапевтический метод) его называют - драйвером, который связан с жизненным сценарием человека.
Драйвер "Радуй других" и "Будь лучшим"
Так мы можем увидеть женщину, которая не в контакте со своими чувствами, а целиком зависима от внешних факторов и обстоятельств.
Или мужчину, который жертвуя собой (в прямом и переносном смысле) вкладывается в какие-то ситуации, стараясь..."Ну не обижать же человека, что мне трудно что-ли..." А может и не трудно, только "А надо ли?".
Так выстраивается ранний жизненный путь.
Так проигрывается сценарий, который уже написан в первые 4-6 лет. К 7 года в него вносятся существенные детали, а с 7 до 12 - он совершенствуется. В юношеском возрасте сценарию придаются реальные черты (так вы встречаете людей, которые его поддерживают, так складываются обстоятельства - будто бы, так происходят разные события в вашей жизни - когда вы оказываетесь именно там, именно с теми и именно ТАК)
Мальчик А. активно писал свой сценарий, когда мы "познакомились".
Моё знакомство началось с чтения его личного дела.
Его - с занятий и встреч со мной.
Были не раз ситуации, где наш контакт разрывался - он попадал в больницу, на 2-4 дня.
С диагнозом «ревматоидный артрит», который начинался неожиданно в какой то из дней и заканчивался ещё более неожиданней. Если мы обратимся к психосоматике, то узнаем, что пациенты данного заболевания отмечаются, как «сдержанные, тихие, малозаметные люди», их отличает повышенная старательность и добросовестность, альтруистичное поведение, с большими трудностями в подавлении своих враждебно-агрессивных импульсов. А агрессии в мальчике А. – было много, которая просыпалась, когда никто не видел. В тихую. В спину других детей, которые жаловались. В некоторых ситуациях, которые ещё не удавалось скрыть. Не хватало сообразительности и опыта.
Подобно о психосоматических заболеваниях опорно-двигательного аппарата я выложу чуть позже.
Так шли месяцы.
Я имела много заметок, по мальчику, которые сейчас выкладываю как связанный текст для возможности посмотреть КАК складывается мир ребёнка, растущего в непростой семье, ЧТО он делает и, возможно, чувствует.
Второй момент, который НЕ виден обычному взрослому без специальных знаний и опыта – это идеализация семьи, которая зарождается как форма психологической защиты психики. Если вы спросите этого ребёнка «Как живут твои папа и мама?» - вы всегда получите улыбку и стандартный ответ «Все хорошо. Мы счастливы». Только иногда, в специальной обстановке (созданной мной в терапевтических целях) можно услышать одно-два предложения реальности «Они пьют» и т. д.
С возрастом идеализация может и оставаться.
Так взрослые тети и дяди, уверяют меня, что «Если бы отец не бил – я бы не вырос(ла) нормальной», «Если бы меня не наказывали лишением – я бы сейчас …», «Родители воспитывали меня в полной любви и согласии – мы НИКОГДА не ругались»… «У нас была образцово-показательная семья и я не понимаю, почему супруга считает, что я неверно воспитываю детей»…и многое другое…
Пока ребёнок, а потом уже и взрослый, продолжает жить в идеализации, он не знает реальности. Не соприкоснуться с ней, а значит и не может что-то изменить в своей жизни, даже когда что-то идет не так в его уже жизни. Люди просто не связывают себя и свой опыт с тем, что происходит позже в их жизни. А жаль.
Третий момент, чисто психологический.
Это неосознанное повторение судьбы своих родителей, в начале в игре, а позже и в жизни.
Данное «повторение» я увидела в процессе песочной терапии, которую мы проводили. В песке стояли стол, стул, и рюмка с бутылкой. «Мой идеальный мир».
На данный момент работа все ещё ведется.
И сколько ещё её потребуется – неизвестно.
По мере наблюдений я буду выкладывать информацию, которая будет полезна для осознавания ВАС, вашей жизни или вашего окружения.
С уважением.