|
Психологическая готовность «во всеоружии»: выход молодой мамы на работуАвтор статьи: Анна Мантикова
Отпуск бывает разный…в том числе и декретный, но «беда» любого отпуска – когда-либо он непременно кончается. С обывательской позиции, материнство – это всего лишь один из этапов в жизни женщины. По замыслу природы именно женщина должна быть с ребенком в первые месяцы его жизни, удовлетворяя все его физиологические потребности. Но наша социально-обусловленная среда вносит ряд значимых поправок в этот гармоничный этап. Например, отпуск по уходу за ребёнком оплачивается только до достижения ребёнком 1,5 лет, причем оплачивается в количестве, недостаточном для его содержания, и зачастую женщина поставлена в вынужденные условия преждевременного выхода на работу. Некоторые женщины воспринимают выход на работу как «возвращение к жизни»: возможность самореализации, коммуникации, пребывания в социальном контексте вообще. Женщины, стремящиеся скорее вырваться из «пелёночно-бытовой депрессии», быстрее адаптируются к работе, и даже неважно, к прежней или к новой. Трудности чаще возникают у тех, кто «затянул» с моментом принятия решения о выходе на работу, при этом не так важно, сколько времени прошло – полтора, три года или более. Основным критерием, определяющим, выходить на работу или продолжить посвящать себя малышу, является субъективное ощущение счастья. Если мама стала раздражительной, домашние заботы её утомляют, успехи малыша не радуют – это признак того, что необходимо что-либо существенно поменять в своём контексте. Если маму по-прежнему радуют забота о малыше и круг домашних обязанностей, то она вполне может продолжить этим заниматься – работа подождёт. Психологическую готовность к выходу на работу необходимо сформировать. Как правило, молодой маме некогда посещать консультации психолога, но она может справиться с этой задачей самостоятельно. Самым быстрым и эффективным способом самоанализа мы считаем использование в решении кардинального вопроса (выходить ли сейчас на работу) следующей метафоры из книги Роберта Энтони «Секреты уверенности в себе»: «Есть ли какая-нибудь книга радом с тем местом, где вы сейчас сидите или стоите? Если да, окажите мне услугу и возьмите ее в руки. Не имеет значения, что это за книга: просто возьмите ее в руки и посмотрите на нее. Теперь представьте себе, что книгу, которую вы держите в руках, вынесло на берег некоего уединенного острова. Жители этого острова умны и развиты в культурном отношении, но не имеют понятия об алфавите. Что произойдет? Они возьмут книгу и увидят прекрасно изготовленную бумагу. Они посмотрят на печать, увидят замысловатые очертания букв и знаков препинания. Они подумают, что это очень интересная форма искусства, и без сомнения оценят книгу с этой точки зрения. Поймут ли они книгу? Получат ли они какую-либо реальную пользу от этой книги? Не думаю. Конечно же, бумага и печатные знаки являются всего лишь крохотной тенью реального содержания книги. Сама книга существует в более высоком измерении. Она существует в области идей. Не так ли происходит и в нашей жизни? Мы смотрим на бумагу и чернила жизни: дыхание, питание, работу, сон, воспитание детей. Мы смотрим на обычные проявления жизни и говорим: "Это жизнь". Это все равно, что посмотреть на бумагу и печатные знаки и сказать: "Это книга". Но все мы знаем, что наша жизнь, как и книга, имеет смысл и, конечно же, цель жизни заключается не в ее бумаге и чернилах, а в ее смысле. Наша жизнь в первую очередь должна иметь смысл. Взгляните еще раз на чернила и бумагу вашей жизни. Сегодня вы собираетесь отправить детей в школу или поехать на работу, и это замечательно. Без бумаги и чернил мы не смогли бы выразить идею книги, но загляните за очевидный, поверхностный смысл ежедневных мелочей своей жизни и поймите их реальное содержание. Почувствуйте реальный смысл того, что делаете. Заглядывайте за поверхностный смысл своей жизни и ловите проблеск смысла в уже прожитом. С одной этой идеей вы продвинетесь к пониманию всей книги жизни. Один крошечный проблеск смысла в вашей жизни неизбежно приведет вас к поискам более глубокого смысла. Этот поиск никогда не бывает бесплодным: он ведет вас ко все более полным ответам, к более глубокой и содержательной жизни». Для того, чтобы жить полной жизнью и не жалеть о прошлом, необходимо научиться отделять главное от второстепенного, соизмерять желаемое, возможное и необходимое. Только в первые месяцы жизни малышу важно, чтобы мама просто была рядом, обеспечивая ему сон, питание и другие простейшие потребности. Но с ростом малыша растут и потребности: мама как бы проходит этапы развития заново - напевая детские песенки, радуя его своими кулинарными успехами, обучая его завязыванию шнурков, читая с ним первые слова, выводя с ним первые буквы, показывая нормы поведения в обществе. Это все обычные проявления жизни – так называемые «бумага и чернила». Без них не написать книги, но, если у автора скудное воображение, ему не удастся компенсировать его самыми дорогими и качественными чернилами и бумагой…Смысл у каждого, пожалуй, свой. «Взращивание» ребёнка не сводится только к удовлетворению всех его биологических потребностей, оно не сводится даже и к его социализации, оно гораздо масштабнее. Ребёнок усваивает модель семейного поведения, впоследствии транслируя её в собственной семье в полной либо редуцированной мере. А, главное, он, глядя на родителей, учится быть востребованным и счастливым в новой собственной жизни. Поэтому, если мама счастлива, если у неё есть возможность реализации себя помимо материнства, несмотря на меньшее время, которое она будет уделять чаду, эти контакты будут гораздо продуктивнее для обоих субъектов. В случае общения «мать-дитя» не работает закон перехода количества в качество: качество общения приоритетнее его однообразного обилия. Но, несмотря на то, какой смысл жизни мы себе выбираем: воспитать хорошего сына, «сделать все, для того, чтобы ребенок стал успешным человеком», добиться высокого социального положения и т.п., мы можем увидеть, что всегда важно чувствовать отдачу, видеть личный смысл в этой деятельности, иметь соизмеримый результат. В принятии решения о выходе на работу из декретного отпуска (и не только) могут помочь следующие вопросы: - Стоит ли … выходить на работу?/ посвятить себя ребенку? - Что случится, если … я не буду пока выходить на работу, а буду заниматься с малышом?/ я выйду на работу? - Нельзя ли поручить кому-либо … «зарабатывание» денег?/ уход за ребенком? - Как это согласуется с моими долгосрочными целями и задачами? - Как это связано с интересами и целями окружающих (работодателей, семьи, ребенка, ...)? - От чего придется отказаться, чтобы хорошо выполнить эту задачу? - Как бы в этой ситуации поступил авторитетный для меня человек? - Чего я хочу добиться, к какому результату прийти, поступая таким образом (выходя на работу или оставаясь с ребенком)? Лучше всего ответить на все эти вопросы в письменном виде, не раз перечитать их, и, утвердившись в своём выборе, аргументировать его своим близким. Ведь в случае решения мамы о выходе на работу им тоже придётся корректировать свой график и перераспределять домашние обязанности. И тогда всем домочадцам будет полезно познакомиться на практике с принципом организации рабочего времени Эйзенхауэра. Он не только поможет в кратчайшие сроки восстановить прежний рабочий темп, но и ускорит его вследствие работы каждого по приоритетам. Принцип Эйзенхауэра очень прост и удобен, потому что позволяет комбинировать всего два критерия — «важно» и «срочно». Ещё удобнее начертить ось с одноимёнными векторами:
Для успешного планирования необходимо проанализировать и классифицировать все стоящие перед вами задачи, благодаря которому вы будете знать что, когда и как нужно делать. Данный принцип многофункционален, поэтому так популярен: подобную матрицу можно составлять и на каждый рабочий день, и на определённые сроки, а также применять для планирования не только рабочего времени, но и любого аспекта деятельности. Никогда не хватит времени на все то, что вам хотелось бы сделать, и на то, чего хотят от вас остальные. Нельзя доводить себя до появления деструктивной мысли: «Мне же не разорваться между любимым дитём и его потребностями и должностными обязанностями!» Позаботьтесь о том, чтобы использовать свое время лишь на действительно важные для вас вещи, которые могут приблизить поставленную вами перед вами цель. А время вы можете выиграть лишь в том случае, если научитесь говорить «нет» и отказываться выполнять необязательные дела. Например, дела из группы «неважно, не срочно» можно перепоручить кому-либо. Помните: «важное» коренным образом отличается от «срочного». «Важное» приближает намеченную цель, но при этом оно не обязательно является «срочным». «Срочное» же, наоборот, требует вашего непосредственного внимания. Обратите внимание на так называемое «правило преимущества»: «важное» стоит перед «срочным». Большинство понимают это правило, но предпочитают быть загнанными срочными делами, и откладывать важные для себя дела до тех пор, пока они не превратятся в срочные. Но, к сожалению, не всегда свои перспективные цели, которые откладывались месяцами или даже годами «в долгий ящик» можно реализовать в срочной спешке за ближайшие дни…Получается, что важные дела «дрейфуют» до следующего приступа спешки. Понятно, что качество их реализации при этом серьёзно страдает, а иногда у их хозяев складывается впечатление, что они им непосильны. Необязательно выполнять всё то, что требует спешки. Постарайтесь не подчиняться больше диктатуре срочных дел, поскольку в ней таится следующая опасность: мы начинаем отвлекаться на то, что является срочным, но абсолютно неважным и необязательным. Для разумного планирования времени данный совет будет весьма полезен: всегда начинайте работу с задания, стоящего под номером 1 в группе, а не с того, что стоит под номером 3 или 4, как бы привлекательны и интересны они ни были. Если к концу рабочего дня не успели справиться со всеми задачами и делами из группы, то продолжайте работу с ними и на следующий день. Не делайте других заданий, пока не закончите с первыми. Также, каждый день уделяйте хоть немного времени делам из группы «важно, не срочно», требующей больших временных затрат. Наряду со своими повседневными делами вы должны также думать о своих «стратегических» важных задачах и целях. Только так вы сможете уже сегодня обеспечить себе «завтрашний» успех. Если вы решили использовать этот принцип и предложить использовать его своим близким, начните с приятного момента. Раздайте каждому в первый день своей новой рабочей недели лист с матрицей, где расписаны все 4 варианта сочетания важности и срочности или просто с двумя векторами, где на пересечении «важно» и «срочно» вашей рукой будет вписано главнейшее дело: принести самую удачную фотографию из семейного альбома и поставить на свой рабочий стол. Мы предлагаем специализированный тренинг в помощь мамам, которые могут позволить себе потратить временные и материальные ресурсы на формирование позитивно-эффективного образа мышления и действий: «ДекретOFF: включи КАРЬЕРУ в свою жизнь». Тренинг рассчитан на женщин, длительный период находящихся без работы и желающих её найти. Цель: социально-психологическая адаптация и формирование готовности к трудовой деятельности. Блоки тренинга: 1. Проработка ожиданий: «сухой остаток» после тренинга – что необходимо? 2. Формирование, повышение уверенности в себе; навык ассертивного поведения. 3. Процесс постановки целей (с использованием технологии «Альбом мечты»). 4. Работа с привычками и жизненным укладом – метод сортировки «Бабушка натрое сказала». 5. Гибкость поведения; саморегуляция эмоциональных состояний, самопомощь в стрессе. (Индивидуальная шкала стресса). 6. Самопрезентация «со всех сторон» («Интерактивное шоу», «документальная презентация»). 7. Позитивное мышление (техника «Дерево жизни»). 8. Основы тайм-менеджмента («Важно-срочно» - принцип Эйзенхауэра). 9. Блок домашних заданий (оформленные как книжка). 10. Блок сопутствующего бесплатного индивидуального консультирования. Удачи вам в реализации планов, какой бы путь вы не выбрали, молодые мамы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|