О структуре ноэтического измерения человека

О структуре ноэтического измерения человека

Осипова Елена Борисовна, логотерапевт, психолог, бизнес-консультант, Санкт-Петербург

Осипова Е. (Россия). О структуре ноэтического измерения человека // Экзистенциальная традиция: Философия, Психология, Психотерапия. Международный русскоязычный журнал по экзистенциальному праксису. №  23, Декабрь 2013, стр. 136-144 

 

Ноэтический уровень человека - это высший уровень развития человека, достигая которого человек:

- во-первых, становится свободным от заданности, от обстоятельств жизни, свободным силой духа, силой мысли;

- во-вторых, использует эту свободу для нахождения смыслов собственной жизни, смыслов бытия, т.е. развивает свои персональные компетенции.

- в-третьих, использует свободу воли, голос совести и ответственность, чтобы сделать мир лучше, т.е. способствовать развитию, эволюции человечества.

Еще в 80-ыгг XX века французский психолог Жан Поль Мартан определил основную задачу образования как развивать компетенции, способствующие преобразованию мира. Наши мудрые предки говорили: «изменяя, совершенствуя себя, можно изменить мир». С этой точки зрения такие компетенции исходят из ноэтического измерения личности. Для развития ноэтического человека, т.е. человека духовного, так же как и для развития всего человечества необходимы 4 вектора:

1. Вектор свободы воли, «Я». Понятие «самодистанцирование» также можно включить в этот вектор.

3. Свобода выбора = голос совести, который позволяет выявить, осознать ценности, смыслы, цели, которые будут вести к эволюции, одухотворять материю в виде человека разумного. Этот вектор в терминах логотерапии можно назвать самотрансценденцией.

3. Традиции культуры нации, предков, родины

4. Вектор на гармоничные отношения «Другие»

В рамках подхода логотерапии мы используем 2- вектора:

1) вектор свободы воли как самодистанцирование

2) вектор свободы выбора как самотрансцендентность.

Обратимся к 3-ему вектору – ориентация на традиции. Например, для обнаружения смыслов можно использовать традиции, культурное наследие разных народов мира. Огромное богатство метафор, притч содержится в восточной традиции. Приведем восточную притчу.

Притча о том, как изменить мир

Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.

«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир», - эти слова приписывают Архимеду. Перефразируя их, можно сказать: «Если я найду точку опоры, то я смогу изменить себя / стать более гармоничнее, счастливее». В рамках концепции логотерапии той самой «точкой опоры» для человека является ноэтическое измерение в 3-х меной модели структуры личности человека В. Франкла. Разрабатывая свою 3-х уровневую модель человека, Виктор Франкл базировался на физическом измерении личности человека по З.Фрейду, синтезировал ее с психическим измерением по А.Адлеру, а также с ноэтическим измерением Макса Шелера. Таким образом, Виктор Франкл в своей модели демонстрирует многоуровневость человека, развивающегося в 3-х мерном пространстве Земли. Для полноценного развития человека важны все три уровня, но, первичен – уровень ноэтический или духовный. Находясь на нем, ощущая в нем точку опоры, человек может изменить себя, свое отношение в миру, события вокруг себя, и, тогда он станет обладателем тех самых персональных компетенций, способствующих  преобразованию мира. А значит, человек сможет менять мир вокруг себя.

Тезис «человек – лицо духовное» составляет основное положение логотерапии. Во всех древних системах знаний говорят о 2-х путях, ведущих к восполнению целостности человека, к одухотворению материи: путь разума и путь сердца. Однако, бытие духа сложно доказать научно, ведь наука в современной цивилизации использует только «путь разума», который сведен к «логике, анализу». Наличие, присутствие Духа в человека (ноэтическое измерение) можно увидеть, доказать через путь сердца, однако, в современной цивилизации этот путь не признается. Поэтому логотерапия предлагает искать следы присутствия духа в человеке, «отпечатки» следов. Такие «отпечатки» можно увидеть в некотором психическом напряжении человека, которое В. Франкл описывал как нормальное, здоровое развитие человека. В понятие «здоровое напряжение» В.Франкл вкладывает следующую идею: у человека существует здоровое напряжение между тем, что есть сейчас, между его реальностью, и тем, что могло бы быть, тем, что предполагает поиск смысла более высокого уровня, чем тот, на котором находиться человек, или, если смысл уже найден, тогда второй полюс «напряжения» - это деятельность по реализации смысла (стратегия и тактика). Свою главную идею о ноэтическом измерении человека Франкл отразил в психологическом кредо: способность разума в человеке, при всех обстоятельства и условиях, дистанцироваться от всего происходящего, и быть здоровым человеком, найти свой смысл бытия.

В изучении структуры ноэтического измерения мы используем принципы духовной личности, сформулированные В. Франклом:

1) человек – всегда личность

2) человек всегда имеет здоровую часть

3) человек свободен и находиться по ту сторону от причинно-следственных цепей событий

4) интенационализация человека (духовная личность не зависит, не обусловлена типом нации, расы, цветом кожи и т.п.)

5) человек обладает совестью

 

В.Франкл предлагает следующие категории для описания духовного измерения:

свобода воли, свобода смысла, совесть, способность к самодистанцированию, юмор.

 

Свобода воли.

Человек не свободен от условий реальности, которая его окружает. И при этом, он СВОБОДЕН проявить ВОЛЮ: как он будет относиться к этим условиям: как к ограничению, или как к некому фону, при котором возможна другая деятельность, или на высшем уровне развития человека условия его жизни можно рассматривать как ресурс.

 

Свобода смысла.

Каждый человек может обнаружить свой, индивидуальный смысл. Каждый человек имеет свободу выбора: какой уровень смысла ему выбрать.

Смысл по видению Франкла – многомерное понятие, это не семантическая единица, а духовное ядро, которое исходит из духовной природы человека, это осознание имеющихся возможностей в рамках реальности человека.

По мере развития человека, он может видеть , переживать, осознавать разно-уровневые смыслы по поводу одной и то же ситуации, явления и т.п.

Каждая личность уникальна, так же уникальны и возможности, которые есть у личности. Персональная ответственность человека за свободный выбор, который он делает в момент времени, составляет уникальность смысла.

По идее В.Франкла смысл есть всегда, он обязательно должен быть найден, но, не изобретен. Смысл уже заложен на ноэтическом, духовном уровне /слое человека. Важно его извлечь. Если психотерапевт будет помогать клиенту его изобретать, то это будет нечто чужое для клиента.

По В. Франклу существует 3 уровня смысла:

1) смысл в жизни (im Leben). Это смысл проживания осознания каждого прожитого дня, принцип «здесь и сейчас». Это – смысл на психо-физиологическом уровне личности: Что я могу получить от жизни?

2) смысл жизни (des Lebens). Это смысл жизни человека от рождения до смерти. Что я могу дать жизни? Чем моя жизнь может способствовать общей гармонии общества.

3) смысли метафизический. Как я могу изменить свою судьбу? Что такое судьба? Какова роль моя в общей эволюции человечества? Какие мои мысли, слова, эмоции, поступки влияют, ведут меня к обретению сверхсмысла, находящегося за пределами земного бытия.

 

Совесть.

Совесть по В.Франклу – это духовный орган, орган смысла. В рамках традиции христианства совесть – это голос Бога в сердце человека. Восточная притча свидетельствует об этом же:

Притча о Боге

Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.

Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».

Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.

Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

 

Способность к самодистанцированию.

Самодистанцирование - это способность выйти за пределы себя, посмотреть на себя, свои мысли, чувства, поступки, т.е. это способность к осознанности себя как духовной личности. У человека, благодаря самодистанцированию, всегда есть возможность действовать иначе и свобода сделать такой выбор. Франкл говорит о том, что не надо от себя всего ожидать, не надо, чтобы все нравилось. Можно процитировать слова митрополита Антония Сурожского, который был современником Виктора Франкла, прошел войну военным хирургом и врачом антифашисткого подполья, оказывал моральную поддержку умирающим раненным, говоря с ними о смысле, или просто держа за руку. Он так же говорил о принятии себя: «Если мы не научимся любить самого себя, мы не сумеем полюбить кого бы то ни было.

Жизнь, опыт показывает, что мы можем одарить других только тем доверием, которое способны дать себе, той любовью, которую можем дать себе и т.п. Мы можем дать только то, что у нас есть. …

Одна вещь нам очень мешает любить себя: это то, что некоторые вещи в нас самих нам противны, нам не нравятся, от некоторых вещей нам делается стыдно. Если мы хотим начать любить себя творчески, так, чтобы стать действительно человеком в полном смысле этого слова, осуществить все свои возможности, мы должны принять – хотя бы предварительно – все, что в нас есть, не разбирая, что нам кажется хорошим или привлекательным, а просто все без остатка.

В нас есть свойства, которые неприглядны, но в данное время ничем не могут быть заменены.

… человек должен себя так любить, так ценить, так уважать свое достоинство человеческое, чтобы понимать: нет такого усилия, которое не стоило бы приложить, для того, чтобы стать достойным своего человеческого призвания

В этой цитате Антония Сурожского я вижу один из ракурсов для более глубокого понимания самодистанцирования.

 

Юмор.

По мнению древних мудрецов, «смех продлевает жизнь человека». Когда в жизни человека слишком много регламентов, ситуаций страданий, на которые он не может повлиять, именно юмор спасает человека от отчаяния и дает смысл жизни. Примером тут может служить огромная популярность плеяды советских сатириков: М. Зощенко, А. Райкин, И. Бабель и другие. На их творчестве воспитывалось не одно поколение жителей нашей страны. Способность человека улыбаться, хотя бы только мысленно открывает дорогу к свободе. Юмор как способность взглянуть на себя со стороны, немного менее серьезно, снизить «накал» ситуации является превосходным ресурсом человека, является составной частью самодистанцирования.

Одновременное применение в жизни свободы и совести предполагает наличие ответственности человека за реализацию своих возможностей или за их нереализацию, в случае, если возможности приведут только у личному благу, а для общества будет вред. Например, некоторые научные мировые открытия привели к созданию оружия массового поражения. Ученый, сделавший открытие, потом осознал, какой вред принес он миру тем, что использовал возможности, он сожалел, однако ничего сделать не мог.

 Для дополнительного, более детально рассмотрения структуры ноэтического измерения человека можно использовать принцип «что вверху, то и внизу», а также галлографический эффект: « в малом заключено подобие большего». Рассмотрим ноэтический уровень через 3-х уровневую модель человека В.Франкла.

 Соотнесем модель человека по Франклу с 3х -уровневой моделью восприятия из социальной психологии и с другими 3-уровневыми моделями, в которых отражается описанный выше эффект (см. таблицу 1. Взаимосвязь модели человека по В.Франклу с другими моделями, отражающими подобные структуры).

 

3-х уровневая модель человека по Парацельсу.

Парацельс отмечал духовную сущность (обладает мудростью, добротой, содержит божественный дар Творца), душевную сущности человека[5] . В соответствии с этим подходом он сформулировал и успешно практиковал такой подход в лечении больного человека, который предполагал кроме воздействия непосредственно на больной орган, влиять еще и на душевную сущность, тем самым активируя ресурсы человека из его духовной сущности. В структуру духовной сущности Парацельс включал волю, веру и воображение, отмечая, что с помощью этих трех параметров человек моет достигнуть высшее   совершенство. Воля - стремление человека к Богу, что для Парацельса тождественно пониманию законов мироздания, законов эволюции вселенной и человека. Вера — великая мудрость и знание, сила, способная создавать и исцелять, способность ощущения Божественного начала в каждом представителе одушевленного и неодушевленного мира. Воображение — способность человека творить, способность призывать и воплощать высокие мечты. Воля, вера и воображение согласно Парацельсу изначально даны каждому человеку, однако, для того, чтобы человек смог проявить эти способности, ему нужно развить у себя способность к духовному восприятию. В терминах логотерапии это соответствует способности человека к самотрансценденции.

 

3-х уровневая модель восприятия

В рамках подхода Б.Г. Ананьева Б.Г. [1] рассматриваем человека как совокупность трех составляющих: индивид (как биологический вид), субъект деятельности (как обладатель высшей формы психической деятельности – сознанием) и личность (в том числе, обладающая темпераментом, задатками, способностями, характером). Эти элемента структуры человека составляют индивидуальность.

 

Дух, душа, тело в других системах знаний

Христианство.

Христианская точка зрения говорит о 3- х частной структуре человека: тело, душа и дух [2, 13] . Существует взаимное влияние духовной и материальной сущности человека. Так, например, духовное воздействие на материю тела может происходить через нервную систему - орган психики. Согласно архиепископу Луке (Войко-Ясенецкому) «душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов». Душа выступает как посредник для познания и раскрытия в себе Божественного начала. Сердце является органом такого познания.

Иудаизм.

В иудаизме в сущности соединяются тело и душа, имеющая пять составляющих. В категории «душа» относятся, в том числе, такие категории как воображение, память, разум, воля и другие. Кроме тела и душа человеку присуща духовная сущность, которая связывает его с высшими духовными мирами, с «трансцендентными «корнями» нашего мира. [8, 15]

 

3-х уровневая модель человека согласно авестийской традиции зороастризма

Согласно авестийской традиции структура мира состоит из 3-х частей: мир миног (мир идей, духовный мир), мир гетик ( мир материальный) и промежуточный между ними – мир ритаг. Задача жизни человека на земле – стремиться к восстановлению своей целостности (идеального образа) через реализацию триады «благие мысли – благие слова - благие дела». Благие дела моделируют материальную составляющую мира, или на индивидуальном уровне проявляют тело человека. Благие слова выражают уровень эмоций и чувств, т.е. уровень души. Благие мысли отражают мудрость и знание принципов и законов развития индивидуального (человек) и коллективного (мир) развития, т.е. категорию «духа». Таким образом, способ достижения всеобщей гармонии и блага – это реализация принципов троичности нашего мира Миног (Дух) – Ритаг (Душа) – Гетиг (Тело) в персональном пути развития человека через свободу выбора именно благих дел, слов и поступков в каждый момент времени [3] .

Буддизм

В рамках буддиского подхода [12] человеку предлагают «верить, но читать, думать, практиковать, и получать результат», т.е. опять же, можно увидеть тот самый 3-хуровневый подход к структуре человека. На санскрите «человек» – это «монуса», что переводится как «существо – животное с высоким разумом». Путь совершенствования человека идет через практики ума, сердца и тела.

Через эти 3 уровня структуры человека в буддизме традиции тхеравада предлагается модель гармоничной супружеской пары [12], которая включает 4 параметра:

1) Наличие одинаковой жизненной цели у мужа и жены.

2). Одинаковое понимание доброты.

3). Одинаковая вера как одинаковое понимание, что такое хорошо и, что такое плохо, т.е. одинаковая система ценностей, отражающая понимание законов природы, жизни.

4). Одинаковая мудрость. В качестве примера приводиться ситуация, когда муж помогает жене с домашними обязанностями, даже если делает это не очень хорошо.

 

Анализируя различные подходы к структуре личности человека можно увидеть подобие описанных структур. Такое сопоставление подходов к развитию человека в различных системах знаний подтверждает логотерапевтический постулат В.Франкла о том, что концепция логотерапии подходит для работы с клиентами / пациентами, независимо от их вероисповедания и национальной принадлежности.

С помощью моделей, приведенных в таблице 1, можно предложить не только качественные параметры структуры ноэтического измерения человека, но и количественные. Однако, такая научная работа требует бОльшого внимания и бОльшего времени. Эти аспекты автор данной работы включает в сферу своих научных теоретических разработок и исследований в рамках работы над диссертацией.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – СПб.: Питер, 2001
  2. Архиепископ Лука (Войко-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. – Москва. - 1997. Библиотека Веб-Центра "Омега".
  3. Бойс М. 'Зороастрийцы. Верования и обычаи. - Перевод с английского и примечания И.М. Стеблин-Каменского. - Москва: Наука, 1988 - с.303, ил
  4. Введение в логотерапию (психотерапию, ориентированную на смысл): Учебное пособие. Конспект. — М.: Московский институт психоанализа, Издатель Воробьев А.В., 2013.
  5. Гартман Франц. Жизнь Парацельса и сущность его учения. - Издательство: Алетейя. – 1998. с. 272
  6. Орлов А.Б., Шумский В.Б.. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 65–80.
  7. Осипова Е.Б. Учить тому, каков есть сам: Виктор Франкл – основатель концепции логотерапии. // Материалы Международной научно-практической конференции «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» 5-7 ноября 2013г. – СПб.: Айсинг, 2013. –346 с. 315-319 с.
  8. Рамхаль Моше Хаим Луццато. Дерех Ашем. «Путь Творца». Пер. на русск. Яз. р. Пинхаса Зидмана //
  9. Франкл В. Воля к смыслу. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 97. 
  10. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. — С. 239. 
  11. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. 
  12. http://www.buddhavihara.ru/?page_id=119,Буддавихара Санкт-Петербург, раздел «Библиотека»
  13. Электронная библиотека "Митрополит Антоний Сурожский", http://www.mitras.ru/
  14. http://www.viktorfrankl.org
  15. http://toldot.ru/tora/articles

 



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Можно ли перевоспитать человека и как это сделать?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Логотерапия Виктора Франкла. Уникальность человека. Смысл и предназначение.
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Совсем коротко про мир, нас и реальные опоры в жизни человека.
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Смысл жизни человека на земле
  • Психологические границы человека, что это такое?
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Зеркальный мир, или роль отражения в жизни обычного человека
  • «Смысл жизни человека»
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Душа человека это...
  • Смысл жизни человека – в чём?
  • Цель и смысл жизни человека.
  • Смысл жизни человека. Часть 2.
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Почему секс так важен для жизни человека? Виды психологического голода.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь