Отвержение себя.

Отвержение, непринятие себя бывают разного рода и направленности. Я, вместе с вами, буду разбираться с данной феноменологией. К внутреннему непринятию относится отвержение эмоциональных импульсов и их проявлений. Человек "решает" не чувствовать, потому что в чувствах много невыраженной, неассимилированной и непереносимой боли. Говоря об этимологии данного человека можно отметить, что в родительской семье за проявление эмоциональности ребенок нес наказание, в вопросах выражения детской непосредственности родители были категоричны и обесценивали любую спонтанность и естественность. Внутреннее отвержение формируется в детстве. Формирование отвержения складывается из уровня невротизации и психотизации родителей, с одной стороны, и нарушений в их детско-родительских взаимоотношений, с другой. В каждой семье существуют свои нормы и правила, устои, разные стили воспитания, что обуславливается личностью родителя и той семейной системе, где он воспитывался. Семейные системы бывают разного рода. Для одних семей обесценивание и унижение являются устоявшейся нормой, для других - высокий тон голоса воспринимается, как оскорбление. Каждый родитель воспитывает своего ребенка, опираясь на свой эмпирический опыт, полученный в своей семье. Если один из родителей вырос в обесценивающей семье, где было принято не придавать значения эмоциям, не встречаться с собой, то скорей и ребенок переймет данный паттерн взаимодействия с миром и собой. Для ребенка мнение родителей является самым важным и правдивым посланием к нему, даже если это послание несет негативную окраску. Мнение о себе ребенок формирует, опираясь на родителей и лишь только потом на социум. Возвращаюсь к внутреннему непринятию себя - родители часто ожидают от ребенка определенного поведения и имеют представления каким он должен быть, чем он должен заниматься. Личность ребенка, его планы на свое будущее могут сильно отличаться от представлений родителей. Здесь возникает конфликт интересов, разочарование от того, что ребенок не такой, каким он должен быть. В связи с эти родитель часто стремится поведение ребенка вписать в свой образ, не замечая какой ребенок на самом деле и что с ним происходит. Дети бывают энергичными, подвижными, шумными, им хочется играть, взаимодействовать с родителями, стремясь реализовать свою потребность в близости и контакте. Когда эта непосредственность подавляется или обесценивается, ребенок может прятать свои импульсы, стараясь больше никому ее не показывать. Данное решение связано с боязнью получить негативную реакцию со стороны значимого взрослого и трактуется ребенком таким образом: "я плохой, ведь родитель злиться на меня, значит нужно быть хорошим". Когда ребенок не соответствует ожиданиям и представлениям родителей, то родители понимают данное поведение как отклоняющим и неприемлемлемым, тем самым отвергая и не принимая, своего ребенка таким какой он есть. У ребенка формируется опыт того, что нельзя быть естественным, прибавляется знание, что он плохой, когда настоящий. У ребенка складывается устойчивое представление того, что разрешено делать и чувствовать, а чего допускать нельзя, как можно себя вести, а как не стоит. В дальнейшем данный паттерн начинает охватывать не только функционирование в семейной системе. Ребенок научается соответствовать ожиданиям взрослых, учителей, окружающих. С точки зрения социальных норм и правил звучит даже заманчиво. Ребенок прилежный, не хамит, не грубит, не мешает в классе, не отвечает агрессией на агрессию, не ввязывается в конфликтные ситуации, стараясь избежать осуждении со стороны школы и родителей, но рассматривая данную ситуацию с точки зрения личности, здесь мы видим, или скорей не видим, личность ребенка, не видим его Я. Ребенок рационалистически подавляет свои эмоции, чувства, свою непосредственность, не принимает себя, потому что он должен быть хорошим, ведь только таким его принимают дома, в школе. Принимают, когда он удобный. Вот одна из многочисленных установок родителей, которая впоследствии может оказать негативное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. "Мальчики не плачут, потому, что нужно быть сильным, плачут только маленькие дети и девчонки, нельзя быть похожим на девочку". Часто такие установки направлены и девочкам. Впоследствии, подступающие слезы неосознанно активизируют родительскую установку, которая прерывает контакт с самим собой. Непринятие своей чувствительности не дает возможности прожить сложные жизненные ситуации, формируя почву для иных, деструктивных паттернов. Еще один пример, когда в семье присутствуют эмоционально холодные отношения (между родителем и ребенком), когда чувства и эмоции недопустимы, поскольку семейная система устроена таким образом, что чувствовать - это плохо, нерационально. Послание родителей транслируется ребенку таким образом: "испытывают эмоции только слабые, а свою слабость показывать нельзя, люди этим пользуются, манипулируют и причиняют боль, поэтому надо держать все в себе и никому нельзя показывать". После таких интроектов дети блокируют свои эмоции и не разрешают себе их выражать, не принимают свои чувства, а часто отрицают наличие их вовсе. Интересным фактом является то, что человек не может дифференцировать где его мнение, а где мнение его сформировано в глубоком детстве, под воздействием родительских посланий. В случае же, если родительский, социальный или иной посыл не «удовлетворяется», то возникает чувства вины, самобичевание. Например: "я заплакал, как девочка. Как я мог это сделать?!" "Как я могла открыться ему, как могла показать свои чувства, какая я плохая". Здесь мы наблюдаем отвержение, непринятие своей потребности (поплакать, быть чувствительными и делиться свободно своими чувствами с другими). Другими словами, у человека формируется так называемый "внутренний критик". Задача внутреннего критика - поддерживать послание родителей, близких и окружающих, в независимости от потребности самого человека, унижать, обесценивать человека за несоответствие посланию. Внутренний критик всегда "на чеку", никогда не дремлет и ждет малейшей ошибки. И порой, даже когда человек не совершает ошибок, внутренний критик ищет почву для обесценивания действий. Часто клиенты ругают себя за истинные потребности и желания, которые лишь ситуативно идут в разрез с ожиданиями внутренних установок. В такие моменты клиенты склоны обзывать себя разными унизительными словами: "я криворукая", "я дебил", "идиот", "ничтожество", "сумасшедшая". Для людей, которые не принимают себя, стыдливость и чувство вины являются основополагающими чувствами. Чувство стыда возникает за то, что они могут быть непосредственными и настоящими, а чувство вины - после выражения негативных чувств в скандалах и ссорах. От внутреннего непринятия себя мы переходим к физическому отвержению, отвержению своего тела. Этот механизм единый, в том смысле, что если человек не принимает себя, свои внутренние субличности, то вряд ли он будет принимать свою телесность. Физическое непринятие себя обуславливается отсутствием уверенности в себе, заниженной самооценкой, жестоким обращением в детстве или во взрослой жизни (психологическое, сексуальное, физическое насилие). По мере взросления, человек переходит в пубертатный период, когда пытается идентифицировать себя со сверстниками. В этот период для подростка важно подтверждение с одной стороны его внешней и внутренней уникальности, привлекательности, а с другой стороны, его принадлежности к сверстникам. Когда подросток по каким-то причинам не получает подтверждение своей принадлежности группе, то формируется мнение, что «я не такой как все». Мнение переходит на критическую оценку своей внешности: «у меня прыщи", "повышенная волосатость", "нос слишком большой (или слишком маленький", "рост метр с «кепкой», "ноги кривые», и" вообще-то я не красивый, никто не хочет иметь дело со мной". У подростка складывается негативное критическое мнение о собственном теле, и в связи с этим, он пытается всяческими доступными способами изменить свой внешний вид: сделать пластические операции, набить разные татуировки, изменить себя до неузнаваемости. С таким глубоким критическим убеждением, подросток живет, в тот момент когда его поведенческая и эмоционально-волевая сферы подвергаются сильному дистрессу, самооценка снижается. Пропадает вера в себя и свои возможности, что оказывает влияние на выстраивание отношений с противоположным полом. Часто я слышу от клиентов : "он мне нравится, но я не могу к нему подойти потому, что я некрасивая, страшная, он от меня отвернется". Или такой пример из практики: "она красивая, восхитительная и у нас ничего не получится, потому, что я урод, непривлекательный, стремный». Здесь мы наблюдаем, что детский, подростковый опыт может фонить во взрослой жизни и мнение, которое человек сформировал о себе с помощью близких в детстве, бесследно не исчезнет, а будет раз за разом напоминать об этом. Полученные в детстве знания отвержения себя с разных сторон, даст почву для непринятия других людей, но важно помнить, что отвергая других людей, мы, прежде всего, отвергаем свою часть, которую не признаем. Вспоминается поговорка: "В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем". Это про то, как часто люди склонны вытеснять свой стиль взаимодействия с окружающими, свои эмоциональные реакции на что-либо, а замечать это в других, так как это эмоционально безопасно видеть в окружающих то, чего в себе принять травматично, больно и тяжело… Заканчивая рассуждения на данную тему, для меня важно поделиться тем, что я сознательно не описываю то, что нужно делать при отвержении, так как хочу избежать навязывания своих интроектов. Для меня было важно подчеркнуть и констатировать тенденции в проявлении некоторых аспектов непринятия своей личности. Я глубоко убежден, что каждый может и способен справиться со своим непринятием и найти пути решения этой задачи под силам каждому человеку. Принимайте себя такими какими вы есть, и только вы в состоянии оценить всю глубину и красоту вашего прекрасного внутреннего мира.



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь