|
Быть или иметь.Автор статьи: Исаковский Артем Иванович
Быть и иметь я представляю в этой заметке как две позиции, как два взгляда субъекта на себя и на другого. На рисунке представлены в схематичной форме те аспекты этих двух позиций, которым я бы хотел уделить внимание. 1) Другой-объект. Основная особенность данной позиции заключается в стремлении всё внешнее сводить до уровня объекта, которого можно полностью понять, измерить, завладеть. Это позиция естественных наук. Есть отстранённый наблюдатель, который дифференцирует, разделяет на части то, что видит, используя ту или иную концепцию. Сверяет территорию с картой, и то, что не вписывается в карту, отбрасывает как несуществующее. Речь в данном случае выступает в качестве убийцы вещи, потому что акцент ставится не на вещи, а на понятии, которое редуцирует вещь до объекта. Желание познать всё базируется на желании власти, так как то, что мы понимает, этим мы можем манипулировать, преобразовывать и т. д. Если данная позиция появляется в сфере межличностных отношений и в отношениях с собой, то начинают сыпаться разного рода проблемы. Например, сведение партнёра только лишь к тому, кто удовлетворяет потребности. Всё что выходит за рамки этого и противоречит такому «предназначению» не принимается. Отсюда могут вырастать корни желания переделать человека под себя В позиции «другой-объект» есть часто неосознанный идеальный образ мира (как внешнего, так и внутреннего), которому в жертву преподносится всё остальное. В этом и есть отчуждение от мира и от себя. Примерами могут служить образы Дракулы, Терминатора, Тёмного Властелина, Доктора Франкенштейна.
2) Я – объект. В данной позиции человек стремится стать тем, чего не хватает другому. Он ищет отклика, просчитывает, чего не достаёт другому и после этого становится этим объектом, которого другой хочет и к которому стремится. Речь в этом случае носит характер дополнения. Она выражает не то, что хочет сказать человек из себя, а что он хочет сказать другому, дополнив его, пытаясь создать иллюзорную целостность. Другой здесь выступает в роли Господина. Основное неосознанное желание - быть признанным. Раз на меня обращают внимание и хотят, значит я есть и обладаю ценностью. Тут причиной отчуждения является идеальное Я, создателем которого выступает Другой.
Два аспекта позиции «Быть» я решил выделить Диалог и Творчество. 1) В позиции иметь диалог отсутствует, там человек общается с чем-то известным, со своим представлением, там все роли расписаны. В диалоге же партнёр является кем-то неизвестным, к которому есть интерес как к иному. У обоих есть свои желания, воля и уважение к противоположной стороне. Не конфликт и отстаивание своей позиции, а поиск истины, создание чего-то нового. Диалог тесно переплетён с творчеством. Речь в данном случае является лишь приблизительным отражением того, что находится внутри, отражением субъекта (того, кто имеет своё желание и волю). 2) Позиция творчества предполагает диалог. В нем важна не цель, как в позиции «Иметь», а сам процесс создания нового. В позиции отделённости невозможно что-либо создать живое и настоящее. К позиции «Быть» относится искусство, так как в нем нет отчуждения. ИМХО любая подлинная пси-практика должна быть ближе к искусству, чем к науке, так как наука по сути своей есть инструмент отчуждения и овеществления, упрощения жизни.
Касатик. Одинокий мужчина Фёдор Касатик жил в квартире на улице Фрунзе. На улице Ленина у него была работа. Он пылил плёнки тонкие в НИИ имени Якова Лыкова. Утром вставал рано, в 6:00. С кровати вскакивал Касатик как солдатик. В его квартире было чисто, потому что он тратил каждый день целый час свободного времени для того, чтобы пыль отсутствовала, а все вещи были разложены по своим местам. У него даже была женщина. Иногда он ей звонил спросить для проформы «как дела?» и пригласить к себе на ужин. Ездить к женщинам в гости он не любил, там было слишком пыльно и жёстко спать. Он отдавал себе отчёт, что женщина для него это то, что удовлетворяет его потребности в еде и в плотских утехах, поэтому стабильно раз в месяц к нему в гости приходила женщина с другим лицом. Иногда он удивлялся, но не долго, минуты две. Тихо шепотом под нос проговаривал «надо же» и шёл заваривать чай. Имён он старался не запоминать, так как это уже свидетельствовало о близости. Как только он видел в женщине слишком много земного, то выгонял грозно и неумолимо, без лишних объяснений. А земными были морщины, волосы в ванной и запах. Он терпеть не мог естественный запах женщины, лучше, думал он, когда пахнет сиренью или ванилью
Порой, после очередной уборки, он любил сидеть на кухне у окна с сигаретой в правой руке, так близко, чтобы дым обволакивал лицо, но не очень попадал в нос, и смотрел на себя: на себя грустного, на себя печального, возвышенно тоскующего о высоком.
Иногда хотелось просто, чтобы рядом был кто-нибудь красивый и противоположного пола, просто сидел и молчал. Тогда он звонил, вызывал и просил, чтобы она просто сидела в красивой позе, молчала и не шевелилась. Если какое-либо условие не соблюдалось, то он бил по лицу, хлёстко, наотмашь. Потом, конечно, доплачивал из-за чувства вины.
Касатика женская речь раздражала, но к женскому телу тянуло, поэтому он научился отключаться, воспринимать её разговоры как шум. Иногда она говорила о нём, тогда он немного вслушивался и внутри улыбался. Снаружи оставался неподступен и невозмутим.
Когда он умер, на его похороны пришла мама и воткнула два живых цветка, которые завяли как-то быстрее обычного. Может, просто, было холодно на улице.
Девочка Клава. В промышленном городе Н жила женщина, которую звали Девочка Клава. Настоящее имя ее никто не спрашивал, да она и не знала. Может её просто забыли назвать, или память у неё была девичья.
Она работала оператором в call-центре: отвечала на звонки и говорила заученные фразы. Иногда вопросы были очень для нее загадочны с той стороны, тогда она немного смущаясь, просто говорила «Да» пока не вешали трубку с той стороны. Клава любила свою работу, когда не думала о ней, а это было очень часто. Директор её уважал и вознаграждал достаточно регулярно, раза два в неделю. Он говорил ей, что она очень его выручает, помогает его семье не развалиться и способствует хорошему кровообращению. Тренирует сердце, опять-таки. Теперь отпала нужда ходить в баню. В общем, как ей казалось, в выигрыше были все.
По выходным она много читала книжек о том, какой должна быть настоящая женщина. К слову, мужчины её любили, но почему-то долго не задерживались. Её бы это не волновало, если бы не одна глава из книжки «Семь секретов настоящей женщины», в которой говорилось о важности замужества. Эта мысль как гвоздь торчала из головы и отпугивала претендентов.
Она очень любила нравиться, смотрела в рот очередному избраннику с лупой. Как-то раз, летом, молодой человек стоял напротив солнца, и она прожгла ему язык своим огромным увеличительным инструментом. После этого случая она стала ходить на свидания только в пасмурную погоду.
Как ни старалась девочка Клава стать настоящей женщиной в глазах всех встречающихся мужчин, ничего у неё не выходило. Постоянно им что-то недоставало и они уходили. По крайней мере, она так толковала себе их внезапное исчезновение.
В конце концов, это ей всё надоело, она плюнула на всех и пошла заниматься роликовыми коньками. Там, правда, тоже были мужчины.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|