Фактов нет, есть лишь интерпретации (Ницше)

Автор статьи: Дмитрий Заболотский

Есть такой полуанекдот: приходит клиент на прием к психологу и говорит - "Я развелся". "Вам посочувствовать или за вас порадоваться?", - отвечает психолог.

Давайте сначала договоримся о терминах. Под словом "феномен" я буду понимать все то, что мы "объективно" замечаем в людях. Например, человек подскользнулся или вдруг заплакал. Под "смыслом" понимаются автоматические интерпретации этих событий. Если подскользнулся, то у него плохая и скользкая обувь (не заботится о себе), он не смотрит под ноги (самовлюбленный), коммунальщики плохо чистят улицы (государство тиран). Если плачет - она "истеричка" (не умеет себя контролировать), у нее горе (мало ли что, пусть поплачет), она хочет чтобы я ее утешил (я сочувствую ей). И все то другое, что приходит на ум, чтобы попытаться уменьшить свою тревогу, убрать неопределенность и создать причинность.

На самом деле этот автоматизм "феномен → смысл" помогает экономить энергию. Одно дело, если мы замечаем постороннего человека, а другое, если мы знаем этого кого-то очень долго. Во втором случае мы уже можем "угадывать" что именно послужило причиной события. И как-то себя успокоить этой причиной.

Пиаже и его известные эксперименты показали, что в возрасте до 5-7 лет ребенок проживает стадию эгоцентризма. Ребенок думает примерно так: "как мир вижу я, так его видят и другие", и только ролевые игры дают возможность начать эту стадию преодолевать и пытаться видеть мир с точки зрения других, вообще принимать тот факт, что существует другая точка зрения и другие люди отдельны от меня.

Моя идея такова, что стадию эгоцентризма мы все равно не завершаем и проживаем до конца жизни. Суть в том, что мы откликаемся на события в мире своим опытом. Только своим и ничьим больше, нам просто не на что больше опереться. Мы бессознательно расставляем акценты исходя из своих травм и переживаний. Нет никакой объективности. И потому совершенно точно один и тот же "феномен" разные люди будут интерпретировать по-разному. То есть придавать разный смысл.

Психологу в этом плане немного полегче, он знает про эту историю и старается сразу же не интерпретировать (хотя это сложно и не всегда получается). В известной шутке "психолог должен быть тупым, аморальным и ленивым" именно "тупость", по моему мнению, и свидетельствует об отказе от быстрой интерпретации феноменов. И расспрашиванию у клиента - что же он имел в виду.

Возьмем для примера фразу: "отец у меня умер 10 лет назад, вскоре умерла мать". В каком-то смысле это "чистая фраза", в ней перечислены феномены: у человека был отец, была мать, отец умер раньше. Но добавим в нее интерпретацию: "отец у меня умер 10 лет назад, вскоре от горя умерла мать". Очевидно, что добавление двух слов сразу же как-то окрасило фразу, добавило глубину. Мы склонны верить и сочувствовать, ведь сочувствие социально поощряется. Но ведь неизвестно как именно человек понял, что смерть произошла "от горя".

И усилие в этом мире - это как раз оставаться иногда в неопределенности, так как она дает больше возможностей реагирования. Поэтому попробуйте вспомнить как вас задевает какая-то реакция/эмоция людей и как вы автоматически приписываете всему одинаковую причинность.

Не спешите придавать смысл феноменам. Спрашивайте у окружающих - что именно для них значит то или иное событие.

 

Фактов нет есть лишь интерпретации Ницше Дорогие читатели, спасибо за внимание к моей статье. Я как автор статьи приглашаю вас подписаться на мой телеграм-канал, только начал его вести, буду рад новым подписчикам.



Просмотров: 647
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Папа, ты отец инвалида" (с). Как жить с "нелюбовью"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Коробочка горя" (инструмент для самопомощи из цикла "Пережить горе")
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь