Метод Телесно-Ориентированной Психотерапии (Тренинга)
С чем работает и не работает ТОП метод 1 часть
Телесно-ориентированный метод создан для работы с различными проблемами в теле, в проявлениях органики и психосоматики. Можно перечислять, конечно, те нарушения, с которыми работает телесно-ориентированная психотерапия, в дальнейшем ТОП, но мы пойдем по другому пути, опишем то, к чему человек может прийти, используя потенциал разработок ТОП.
Ниже описаны базовые аспекты здоровья, которые достижимы для каждого человека, притом условии, что сам человек хочет почувствовать и обрести для себя один или несколько из этих аспектов.
Соматические аспекты здоровья: 1. дыхание регулярно, ритмично, сопровождается свободными движениями грудной клетки; 2. перистальтика не спастическая, но и не вялая, сопровождается ощущением "внутреннего благополучия" 3. мускулы готовы легко переходить от напряжения к расслаблению; 4. кровяное давление нормальное, пульсация в конечностях хорошая; 5. кожа теплая, с хорошим кровоснабжением; 6. лицо подвижно, мимика живая, голос и взгляд выразительны, "глаза контактны"; 7. оргазмические функции не нарушены; оргазм представлен ритмичной непроизвольной пульсацией, сопровождается глубоким удовлетворением и любовью к партнеру. Человек может испытывать к одному и тому же лицу и сексуальные, и сердечные чувства.
Психические аспекты здоровья: 1. способность связывать внешнюю экспрессию с внутренними потребностями; готовность действовать для удовлетворения жизненных основных потребностей и возможность отличать их от "вторичных пристрастий"; 2. способность к контакту с людьми без идеализации (или других психологических защит, искажающих взаимодействие); 3. способность к собственному выбору контейнировать (удерживать), либо выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет ситуация; 4. свобода от тревоги, когда нет опасности; 5. способность действовать, когда опасность есть.
Духовные аспекты здоровья: 1. контакт с глубинными ценностями; 2. сила духа принимать решения в период жизненных кризисов без "впадения" в отчаяние и безысходность; 3. свобода от невротического чувства вины и готовность к реальной ответственности; 4. уважение к собственным чувствам и к чувствам других людей.
Важные аспекты здоровья складываются из кирпичиков. Кирпичики состоят из реализации желаний. Нереализованные желания и мечты превращаются в солончаки. Солончаки в теле живут, до того момента пока мы не умрем.
Нереализованные солончаки, остаются в теле и передаются конституционально детям в виде наследственных предрасположенностей к возможным заболеваниям. У каждого ребенка есть свой набор заболеваний, т.е. заданная программа развития, в которую включены не только модели родителей, но и предков.
Переданные по наследству солончаки ребёнку, удваивают иногда даже утраивают, если и у второго родителя были солончаки. Ребенок не способен сам справиться и ему просто не хватит времени для избавления болезней как своих, так и тех которые ему достались по наследству, если ребенок смолоду не будет поддерживать свой позвоночник и системы органов в норме.
Соблюдение здоровой модели реагирования является одним из условий сохранения защитных свойств организма, повышения его устойчивости и выносливости. Большая роль в этом отводится семье, воспитанию детей и самовоспитанию родителей.
Ведь очень часто, требуя от детей соблюдения каких-то правил, родители сами их подчас не соблюдают. У ребенка отпечатывается в энграмму (долговременная эмоциональная матрица памяти) два варианта реагирования.
Двойная модель, как правило, долго в ребенке не живет, так как самосознание в нем проснется не раньше 21 года, то ребенок выбирает модель "ленивца". Ребенок, безусловно, выполняет наши указания, но в нашем присутствии. Как только мы выпадаем из его поля зрения, он включает модель "ленивца".
Тело и мозг неразрывно связаны. Тело создает, мозг организует. В теле появляется потребность, а мозг у ребенка, из-за незрелости (созревание головного мозга завершиться в 14 лет, при условии нормального развития) еще не способен организоваться, и ребенок просто вспоминает нашу "ленивую" модель.
Модель "ленивца" родителя, когда он её однажды продемонстрировал ребенку, для него является эталоном правильности и даже совершенства. У ребенка нет понимания что нужно и как. Ему не известны понятие качество, экологичность, критерии здоровья и т.д.
Начало формирования здоровой модели реагирования должно быть заложено в семье, несмотря на то, что в каждой семье свой образ жизни, свои проблемы со здоровьем, передающиеся из поколения в поколение. Грамотно будет, если формирование здоровой модели реагирования начнется с детских лет. Ведь детство - это фундамент нашей жизни, и всё, что будет усвоено ребёнком, пригодится ему в будущем.
Считается, что остеохондроз - заболевание, заложенное в генетическую программу человека, что с возрастом происходят необратимые дистрофические изменения в позвоночнике, в межпозвоночных дисках. Но наследственность - не приговор. В наших силах замедлить ход "биологических часов" и уж ни в коей мере не ускорять его.
Как "живет" и взрослеет наш позвоночник? Ускоренный рост позвоночника происходит от рождения до 3-х лет - 30% роста приходится на этот период. Ребенок рождается длиной 50 см, а к трём годам его рост достигает почти одного метра. Изменение формы позвоночника происходит уже на первом году жизни, с развитием движений формируются физиологические (нормальные) изгибы позвоночника.
От трёх лет до семи рост позвоночника замедляется и вновь активизируется в период полового созревания.
Возрастные деструктивные изменения возникают в позвоночнике только после 20 лет. После 50-60 лет появляются изменения в костных структурах - остеопороз, связанный с гормональными изменениями.
Появление остеохондроза и сколиоза в детском возрасте обусловлено, отсутствием формирования здоровой модели реагирования, той правильной модели движений, которая спасает наш позвоночник, весь опорно-двигательный аппарат от перегрузок и обеспечит его нормальную жизнедеятельность.
По большому счету, нарушение здоровой модели реагирования - это отсутствие культуры здоровья.
Конечно, менять своё мировоззрение, привычки, манеру поведения нелегко, но это первый шаг к сохранению здоровья, данного нам природой. Чаще всего мы наследуем не болезни, а модель поведения. Еще не заболев, мы переходим от здоровой модели реагирования к больной.
Чем старше становятся наши дети, тем больше они копируют нас, взрослых. К сожалению, им не с кого брать пример. Родители очень часто, сами безграмотны в этом отношении, никто не привил им культуру здоровья. Здоровая модель реагирования, данная нам изначально для сохранения нашего здоровья, с годами нами же и нарушается.
А ведь человек - существо разумное и должен здоровую модель реагирования сохранить.
Здоровье тела - это признак культуры человека. А некоторые люди даже не знают, как они устроены. Наша задача - помочь человеку преодолеть такую безграмотность, поэтому на первых встречах в индивидуальной работе или групповой идут диагнстико-эмпирические упражнения.
Они дают возможность познакомиться со своим телом каждому человеку. Есть люди, которые знают о правильной осанке, но двигаются неправильно. Знать и уметь не одно и тоже.
А осанка ведь своеобразная визитная карточка свидетельствует о том, насколько мы здоровы сейчас и насколько здоровы, будем в будущем.
Растут дети. Родители, проявляя заботу о них, отправляют в различные учреждения, в том числе и спортивные. Но если родитель не знает о здоровой модели реагирования, о том, как двигаться правильно в течение всего дня, занятия спортом не принесут желаемых результатов.
Болезни возникают не из-за отсутствия зарядки или массажа ежедневно, а из-за отсутствия практических знаний о здоровой модели реагирования, из-за того, что мы её не соблюдаем.
Не зная о здоровой модели реагирования, мы становимся "жертвами цивилизации". Всё, что создано человеком в процессе труда, против него и оборачивается. Мы неправильно читаем, пишем за столом, говорим по телефону, работаем за компьютером, машинкой, сидя в офисе или стоя за станком, просто стоя, мы перегружаем спину, позвоночник.
Все мы привыкли быть практически здоровыми. Есть такая шутка: "Практически здоровый человек - это, тот, у которого каждый день болит в другом месте". Некоторые даже привыкали к постоянным головным болям, к болям в руках, в спине, в коленях и т.д.
Наш подход - это путь к достаточно высокому уровню здоровья и качественного реагирования, как в повседневной реальности, так и в специфических условиях (стресс и т.д.), это когда вообще ничего и никогда не болит.
Непременно овладеть знаниями это реально и даже в короткий срок, но первое условие - это ответственность за своё здоровье, забота о себе, о том, чтобы вернуться к своим прежним ошибкам, к больной модели реагирования, чтобы расстаться с ней навсегда.
Исследования ряда организаций, открывают информацию о том, что планета Земля вышла на уровень пробуждения. Это в свою очередь, подводит жителей (людей и всех живых существ) к рубежу, когда будет планетой произведён отбор по критериям здоровья для дальнейшей жизни на планете Венера, на которой строятся экопоселения для здоровых людей и животных.
При соблюдении здоровой модели реагирования у детей формируется так называемый мышечный корсет, позволяющий держать осанку, потому что правильные позы и движения являются своеобразными упражнениями для мышц.
Противоестественные вмешательства (лекарства, операции) порой бывают, неприемлемы для организма. При нашем подходе процесс выздоровления идёт естественным путём. У каждого человека своя скорость. Формируя у человека здоровую модель реагирования, удается добиться гармонии, которую нам изначально дала природа.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.