|
Метод ФельдекрайзаАвтор статьи: Салиева Елена Олеговна
Метод Фельдекрайза предназначен для восстановления естественной свободы движений, которая есть при рождении у маленьких детей. Это метод предназначен для работы со сформировавшимися в течение всей жизни человека паттернами мышечных движений. Он помогает найти человеку наиболее эффективный для него способ движения тела и избавиться от ненужных мышечных напряжений, которые стали привычными в течение многих лет. Моше Фельдекрайз по образованию физик, также по физике он получил ученую степень и работал физиком до сорока лет. Он увлекался и занимался дзюдо. Так же Фельдекрайз изучал йогу, работал с Александером, интересовался психологией и неврологией, изучал фрейдизм, Гурджиева. Во время Второй мировой войны он со своей семьей переехал в Израиль, и в Израиле много работал с телом и посвятил этому остаток своей жизни. Телом он начал заниматься тогда, когда получил серьезную травму колена, и когда врачи, поставив ему диагноз, сказали, что он никогда не сможет передвигаться самостоятельно и его колено невозможно восстановить. «Я изучил массу литературы по физиологии и неврологии, а так же психологии, и был изумлен тому, что ни одна наука не подходит к использованию целостного подхода к человеческому существу. Я не нашел ни одной книги о том как мы функционируем". Фельдекрайз разработал около десяти тысяч упражнений, которые меняются от урока к уроку. Его упражнения начинаются с совсем небольших движений, даже можно сказать с микро и постепенно соединяются в более сложные. Которые, работают со сложными паттернами. Цель этих упражнений в том, чтобы человек в каждой части тела развил легкость и свободу движений. Он считал, что ответственность за себя, ложится на самого человека, и только он должен понять, как действует его тело, и только он может научиться жить в соответствии со своей естественной природой и своими способностями. Он отмечал, что движениями занимается, прежде всего, нервная система, и что паттерны движения человека отражают состояние его нервной системы. Каждое наше действие включает мышечную деятельность: смотрение, говорение, слушание. Он подчеркивал необходимость человеческого существа расслабляться и считал, что тогда он сможет находить свой собственный ритм жизни. Расслабление помогает преодолеть собственные привычки в неэффективном использовании тела. Освободившись, мы сможем, играть и экспериментировать с движением, это поможет нам учиться чему-то новому. Когда мы напряжены и находимся под давлением, или когда мы спешим куда-то, мы не можем учиться чему-либо новому для себя. Мы лишь повторяем свои старые паттерны. Все упражнения Фельдекрайза разбивают простую деятельность на ряд движений, которые связаны между собой и помогают выявить старый сформировавшийся паттерн. Эти упражнения развивают новый, более простой и эффективный способ выполнения движений той же деятельности. «Для того, чтобы научиться, человеку нужно время, внимание и различение; а чтобы научиться различать, человек должен ощущать. То есть для того, чтобы мы могли учиться, человеку надо обострять свои способности чувствования; если человек будет пытаться делать большую часть всего силовым образом, то он добьется прямо противоположного тому, что ему нужно». Фельдекрайз писал, что любая человеческая деятельность всегда проходит три стадии. Естественный способ - это первая стадия, когда как ребенок учится сидеть, ходить, говорить, драться и танцевать. Вторая стадия - когда люди развивают свой собственный, особый способ выполнения действий, который проявляется естественно. И третья стадия, когда человек изучает метод, в котором действие выполняется в соответствии с особым методом или системой и тогда естественность уходит из его движений. Усвоенный, систематический метод, конечно, обладает преимуществами эффективности и дает возможность развить уровень высокого выполнения. И никто не будет учиться «естественно» водить автомобиль или управлять яхтой. Преобладание формального обучения ведет к преобладанию профессионализма во всех областях человеческой истории. В связи с этим разработанные человеком сознательно различные системы научений заняли место научения индивидуального и интуитивного действия, которые выполнялись им естественно. И эти разработанные системы стали профессиями для специалистов. И многие люди сегодня даже не пробуют сами учиться играть на каком-то музыкальном инструменте, или плавать и прыгать в высоту и даже рисовать. Обычно люди считают, что они не умеют петь или танцевать, только потому, что этому не учились, хотя эти действия раньше считались как естественные функции человека. Работа Фельдекрайза направлена на работу с сенсорными участками коры головного мозга, на восстановление связей между корой головного мозга и мускулатурой. Он позволяет выстраивать новые нейронные связи, которые были утеряны или сокращены напряжениями и другими негативными воздействиями на человека, которые стали его привычками. Их цель заключается в том, чтобы тело двигалось с минимумом усилий и максимумом эффективностью, но ни в коем случае не с помощью увеличения мускульной массы и силы, а благодаря возрастающему внутреннему пониманию того, как тело должно работать естественно. По Фельдекрайзу сознавание и подвижность восстанавливаются, тогда когда происходит успокоение и уравновешивание работы двигательных участков коры. Когда кора активна, тем меньше мы сознаем тонкие изменения в деятельности нашего тела. Фельдекрайз указывает, что этот принцип хорошо представлен в законе Вебера-Фехнера, который утверждает, что любое значимое изменение стимула пропорционально интенсивности стимула. Чем сильнее усилие, чтобы заметить разницу, тем больше его изменение необходимо. Если вы переносите шкаф, то вы не заметите, что на него села муха, и не заметите, когда на него положат книгу. Уменьшая уровень возбуждения, и уравновешивая работу коры, Фельдекрайз обнаружил, что можно достигнуть расширенного сознавания, и тогда мы способны пробовать новые сочетания движений, которые ранее были невозможны для нас, так как связи между мускулатурой и корой замкнулись предписанными ограниченными паттернами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|