Модусы: как управлять собственной жизнью

Автор статьи: 404

Диссоциативное расстройство – вы наверняка о нём слышали, так?  Удивительное заболевание, при котором внутри одного человека умещается целая коммунальная квартира. О нём пишут книги и снимают триллеры (на память приходят «Цвет ночи» и «Сердце ангела», а еще скоро ДиКаприо сыграет  реального персонажа Билли Миллигана, расщеплённого аж на 24 части), про него любят рассказывать в журналах, и немудрено –  слишком сильно оно выбивается из общего ряда психических недугов,  слишком противоречивые, от ужаса до любопытства,  чувства оно вызывает.  И мы читаем, смотрим,  пугаемся и облегченно выдыхаем, зная, что нас это, к счастью,  не касается.

Но так ли?

Нет, я не стану подозревать кого-то  из вас во множественной личности. И в то же время мне хочется посеять зерно сомнений в том, что мы является цельными и монолитными. Зачем? А затем, что, лучше понимая себя и свои внутренние процессы, мы обретаем больший контроль над собственной жизнью. И речь сейчас идёт не о жёстком контроле-принуждении, а о возможности гибкого управления самим собой, умении быть адаптивным и способным добиваться нужных целей. Мы же все этого хотим?

Модусы как управлять собственной жизнью

Начну с того, что у каждого из нас время от времени меняется настроение, что влияет на ход нашей жизни, отношение к людям и продуктивность в работе. Пребывая  в добром расположении духа, мы чувствуем свою компетентность, довольны собой и тем, что творится вокруг, и напротив, приходя в уныние, испытываем сомнения как в себе самом, так в справедливости этого мира. Согласны?

Это самый общий подход, который едва ли даст  нам что-то полезное.  Для того чтобы получить пользу, мы должны понаблюдать за своими колебаниями настроения более пристально. И самое главное – не только за ними, но и за связанными с ними изменениями мыслей и установок – к себе, другим, прошлому и будущему. И вот  тогда мы обязательно заметим, что внутри нас действительно умещаются разные люди с непохожими характерами.

Находясь в настроении №1, N искренне считает свой брак удачным, а жену – надёжным и близким человеком. Однако же в настроении №2 он находит ту же самую женщину настолько отчуждённой, холодной и непонимающей, что не может удержаться, чтобы не выразить свою досаду.  Через некоторое время возвращается настроение №1,и отношения налаживаются – до тех пор, пока однажды, в настроении №3 N не начинает подозревать, что жена его постоянно обманывает, и он не начинает страдать от мысли, что  все женщины недостойны доверия.

Если подойти к вопросу серьезно и начать составлять ревизию чередующихся состояний (тех самых, которые обладают собственными сопутствующими мировоззрениями), мы, скорее всего, обнаружим, что среди них найдётся  наиболее сбалансированное. Среди его характеристик будут позитивная самооценка,  достаточная для продуктивной работы уверенность в своих силах, дружелюбное отношение к окружающим людям, оптимистичный взгляд в будущее и спокойное, без разъедающих сожалений, принятие прошлого.  Находясь в этом состоянии (или модусе – дальше я буду использовать это слово), мы наиболее гибко приспосабливаемся к текущей ситуации, взвешенно принимаем решения и в целом действуем разумно и осознанно. В различных направлениях психотерапии этот модус может рассматриваться как принадлежность сильного взрослого Я или Эго.

Само собой разумеется, что, находясь в этом модусе, мы и горюем, и тревожимся, и сожалеем –  то есть, нам доступна вся палитра человеческих переживаний. И всё-таки мы способны владеть своими чувствами и не позволять им брать верх, нарушая течение жизни. Мы понимаем, что жизнь продолжается и будет правильным жить дальше – полноценно, творчески, здесь-и-сейчас.

Чем здоровее психически человек, тем чаще он пребывает в сбалансированном модусе, который имеет смысл рассматривать как основной.  Однако и у здоровых людей время от времени происходят переходы в другие модусы, которые отличаются друг от друга степенью выраженности и сопутствующими мировоззрениями.

По сравнению с модусом сбалансированным,  другим модусам свойственна худшая связь с реальностью;  так или иначе, они ущербны, дефицитарны и лишают нас осознанности. Находясь в них, мы действуем импульсивно,  поддаваясь превалирующей в данном модусе идее. Мы сомневаемся в своей силе и ценности, не доверяем людям, терзаемся сожалениями и плохо адаптируемся к ситуации.

Один из распространенных модусов (подчеркну, что в каждом случае он проявляется сугубо ииндивидуально) – это модус обиженного ребёнка. Входя в него, мы исполняемся обиды и негодования на несправедливое и недостойное отношение. Нам кажется, что нам постоянно чего-то недодают, не ценят, не утешают и не заботятся, как должно. И потому мы ударяемся в слезы или уходим в обиженное молчание буквально на ровном месте – там, где, находясь в сбалансированном модусе, не нашли бы ни единого повода для претензий.

Другой возможный модус – это модус обвинителя. Обвинитель тоже давно  и серьёзно обижен, но он действует агрессивно и наступательно. В этом модусе мы можем испытывать настоятельную потребность выложить  другому всю правду, обличая, требуя, негодуя, пребывая в уверенности собственного превосходства. Нам сложно остановиться – аффект буквально захлёстывает, и облегчение наступает обычно лишь после того, как всё высказано.

Ещё один модус  может быть наполнен ощущением бессилия и страхом перед жизнью с её рисками и неопределённостью. Пребывая в нём, мы чувствуем себя сбитыми с пути и неспособными отыскать нужную дорогу; нам хочется найти безопасное место и спрятаться в нём, отказавшись от любых активных действий. В этом модусе мы практические не способны к общению, к открытости и диалогу; нам кажется, что мы тотально одиноки.

Переживание одиночества сильно и в модусе, центральным страх которого – страх быть покинутым. Когда мы в нём,  мы подозреваем себя недостойными любви и боимся, что даже самый близкий человек в любой момент готов отвергнуть нас и уйти. В этом модусе много параноидальных подозрений, ревности и беспокойства без каких-либо видимых причин лишь потому, что, находясь в нём, мы теряем доверие к миру.

Их может быть сколь угодно, этих модусов. Некоторые для нас – большая редкость, мы входим  в них лишь  под воздействием  строго определённых обстоятельств, тогда как в других пребываем разве что не каждый день. Иногда они следуют друг за другом в заведённом порядке, обуславливая один другой, иногда выглядят несвязанными. Неизменно лишь одно: каждый из них меняет наш взгляд на вещи, на переживание себя и мира. И это значит, что цельность наших личностей довольно условна.

«Откуда они, эти модусы, берутся?», — наверное, захотите спросить вы.

Из раннего опыта.

Они возникли как яркие впечатления на стыке реальных событий и фантазий, внешних стимулов и наших собственных интерпретаций этих стимулов, и вполне возможно, что много лет назад, там-и-тогда мы на самом деле были маленькими, беспомощными, обиженными и покинутыми. Эти впечатления были нашей персональной правдой, вне зависимости от того, что творилось на самом деле, и переживались как данность, которую мы не в состоянии изменить. Будучи острыми и болезненными, они законсервировались внутри в неизменном виде, несмотря на наше взросление, и сохранили свою прежнюю силу захватывать нас целиком — так, что мы перестаём видеть изменившуюся реальность.  Входя в один из модусов, мы автоматически выходим из текущей ситуации — это как машина времени, которая перебрасывает нас на много-много лет назад, где происходит ожесточённое сражение с  ветряными мельницами.  Но правда в том, что этих мельниц уже давно нет.

И это значит, что, негодуя на кого-то рядом, мы на самом деле обвиняем  совсем других людей. И возмущены мы не тем, что здесь-и-сейчас творится вокруг, а событиями далёкого прошлого. Если  называть вещи своими именами, то в эти моменты мы перестаём быть взрослыми, разумными и адекватными. Следовательно, как минимум, мы должны уметь вовремя останавливаться.

Как этому научиться?

Я предлагаю пять шагов.

  1. Для начала надо выявить все свои модусы. Занять исследовательскую позицию по отношению к самому себе и вылавливать их один за другим. Тот, кто никогда в этом не практиковался, поначалу может столкнуться с трудностями – ведь модус захватывает почти полностью. Но ключевое слово – «почти». Всегда есть зазор, маленький люфт между текущим состоянием и внутренним наблюдателем, и вот он-то и позволяет фиксировать происходящее. Эта работа, кстати, сродни работе психотерапевта, который шаг за шагом знакомится со всеми личностями внутри диссоциированного пациента. Обнаружив пребывание в каком-либо из модусов, надо письменно, как можно более полно зафиксировать его особенности – взгляды, убеждения, особенности самоощущения. То есть, на этом этапе мы заводим на себя подробное досье.
  2. Затем, когда каждый из модусов опознан и описан, можно спокойно проанализировать, каким образом они влияют на разные сферы нашей жизни (точнее, как они вредят). Особенно внимательно стоит изучить сферу отношений с другими людьми  — с кем, как и когда мы ссоримся, манипулируем, ревнуем или подозреваем;  сферу профессиональной деятельности  (отношение к работе, переживание своей компетентности-некомпетентности, установки, способствующие и мешающие продуктивной работе); область, связанную с собственным телом (внимательное или, напротив, попустительское к нему отношение, переедание или ограничения в пище, особенности самочувствия).
  3. Проделав эту работу и  познакомившись со всеми рисками, которые содержит в себе тот или иной модус, отличающийся от сбалансированного,  мы должны понять, в каких ситуациях и под воздействием каких стимулов мы в него входим. Для этого нужно зафиксировать, что именно предшествовало изменению состояния.  Обратите внимание, что речь здесь идёт не только о конкретных ситуациях или событиях, но и о явлениях внутри нас: воспоминаниях, физическом нездоровье, фантазиях, размышлениях о будущем и даже определённых снах. Чем более полный и точный список триггеров мы составим, тем легче будет вовремя остановиться.
  4. На этом этапе мы учимся говорить себе «стоп» себя всякий раз, когда оказываемся близки к какому-либо импульсивному поступку, диктуемому модусом. Как именно это делать – исследуем на практике.  Для кого-то будет эффективным произнести «стоп» вслух, для того-то лучше представлять себе знак «кирпича», кому-то поможет концентрация на дыхании или счёте, кому-то понадобится в буквальном смысле слова выйти из ситуации и походить быстрым шагом.  На самом деле вариантов переключения много, но общее у них одно: они помогают вернуться в реальность. Так что подойдёт и мытьё посуды, и уборка на офисном столе, и дыхательные йога-практики, и простые физические упражнения. Важно, чтобы вы это смогли сделать тут же, по горячим следам.
  5. Наконец, самый важный шаг – это выход из нежелательного модуса. Для этого мы должны не только удержать себя от необдуманных поступков, но и вспоминать, какими бы в данной ситуации были наши действия и мысли в модусе сбалансированном, и действовать правильно (да-да, через «не хочу»).  Поступая так, мы словно раздваиваемся:  поскольку наша взрослая  часть оппонирует текущим потребностям и мотивам, поначалу  между модусами будет борьба «кто кого». Однако по мере тренировок  наиболее устойчивый сбалансированный модус будет брать верх.  Таким способом мы продолжаем рефлексивную практику разотождествления со своими состояниями – практику, выводящую нас на принципиально иной уровень свободы действия и контроля над собственной жизнью.

В завершении добавлю, что есть и шестой шаг – выход на контакт со всеми своими модусами, дабы выяснить, чего они хотят и боятся и ответить  на их чаяния.  Но эта работа, похожая на утешение толпы плачущих и напуганных детей,  должна проводиться в рамках психотерапии – для неё нужен Другой. В то же время именно она позволяет укрепить сбалансированный модус, сделав его более интегрированным, разносторонним и сильным.©

 



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как нас собеседуют и что в этом самое важное
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Что нас не убивает, делает нас сильнее… или не совсем так?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Вселенная устроена так, что отражает нам именно то, что мы видим!
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Мы притягиваем к себе то, что есть внутри нас..
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Любовь или деньги? Что делает нас счастливыми на самом деле?
  • Самооценка: что же это такое на самом деле и как ее повысить?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь