Смысл одиночества

Смысл одиночества

В жизни каждого человека есть некоторые данности, к которым он - осознанно или нет - определяет свое отношение. Одной из таких данностей является переживание одиночества - когда мы оказываемся один на один со своими мыслями и проблемами, когда мы изолированы от общества или когда мы чувствуем свою глубокую инаковость по отношению к окружающим.

Отношение к одиночеству определяет степень нашей самодостаточности и самопонимания, характер отношений с людьми и способность чувствовать глубокую взаимосвязь всего со всем. В этой статье я предлагаю исследовать разные грани одиночества, что, возможно, поможет нам извлекать из встречи с одиночеством больше смысла.

Один из самых одиноких образов в русском фольклоре - это чудовище из сказки "Аленький цветочек". Когда то оно было прекрасным принцем, но злая колдунья превратила его в монстра и изолировала от остального мира на волшебном острове, где есть прекрасный дворец, сады и яства, но нет ни одного человека.

Этот образ навевает ассоциации с материнским комплексом: он сочетает в себе заботу и кормление с одной стороны и замыкание в отношениях с матерью - с другой. Ужасная Мать (колдунья) пресекает возможность контакта с миром, как бы говоря: "Люди отвергнут и обманут тебя; никто не будет любить тебя так, как мама - поэтому оставайся со мной навеки".

Окружающее чудовище волшебство и стены дворца похожи на материнскую утробу, в которой Герой (принц) оказывается заперт - и предельно одинок, поскольку как раз стремится отделиться от матери и построить отношения с другой женщиной. Это одиночество поневоле; ловушка, в которую мы можем попасть даже в отсутствие реальной матери - если ее удерживающий и сковывающий образ закрепился в нашей психике.

По-другому одиноко Кентервильское привидение (в том варианте, который представлен в советском мультфильме) - оно тоже живет в замке, но замок этот заселен обычными людьми, которые либо не верят в призраков, либо не желают иметь с ними дела. Привидение настойчиво пытается установить с ними контакт через испуг, гремя цепями и рисуя пятно крови на полу - но люди не понимают этих посланий.

Мы можем поступать подобным образом, когда оказываемся среди тех, от кого сильно отличаемся, но в чьем внимании на самом деле нуждаемся (потому, к примеру, что нам нужно хоть чье то внимание) - мы провоцируем их чудаковатым поведением и негативными проявлениями. Одиночество такого рода коренится в наших прошлых выборах - в случае Привидения это было убийство; комплекс неполноценности, чувство вины, ощущение своей отделенности от других в силу совершенных поступков делают нас "чужими на празднике жизни". И тогда мы нуждаемся в некоем символическом прощении, искуплении и принятии.

Однако бывает, что мы оказываемся "выброшенными" в одиночество в силу неких внешних обстоятельств - как, например, это случилось с максимально социальным персонажем Тома Хэнкса в фильме "Изгой". Он оказывается на необитаемом острове, полностью отрезанном от цивилизации; единственное, что напоминает о его прошлом - остатки товаров, которые должен был доставить его самолет. Профессия этого героя, основанная на обеспечении связи между людьми, еще больше оттеняет его невольное одиночество.

Изо всех сил он старается выжить; и как одно из основных средств использует самодельного собеседника - мяч с отпечатком своей ладони. Хотя ему приходится очень тяжело, одиночество становится для него подлинной трансформацией: вернувшись в цивилизацию, он понимает, что уже не вписывается в свое прежнее окружение. И можно предположить, что в какой то мере одиночество как инаковость уже давно созревало в нем и случившаяся катастрофа лишь ускорила этот процесс.

Этот пример учит нас тому, что одиночество (не только отсутствие людей, но и привычного окружения в целом) порой необходимо для того, чтобы мы поняли, кем на самом деле являемся и чего на самом деле хотим. Кроме того, мы призваны относиться к своей жизни более осознанно и вовремя замечать необходимость изменений (прекращения отношений, смена работы, пересмотр приоритетов и т.д.), чтобы не было необходимости во внешних событиях, которые жестко поставили бы нас лицом к лицу с собой.

В чем то родственный этой истории образ одиночества представлен в романе Честертона "Шар и крест" - в определенный момент главных героев этого произведения сажают в изолятор психиатрической клиники. Это маленькие и абсолютно пустые комнаты - только в одной из стен каждой из них торчит железка, не имеющая никакого практического смысла; эта деталь чуть ли не больше всего сводит их с ума.

Героям удается пробить проход друг к другу, что вызывает бурную радость от прекращения пытки одиночеством и бессмысленностью - но тут они обнаруживают третий изолятор, в котором сидит некий афонский монах. И оказывается, что для него источник их мучений является источником смысла и радости; ему не страшно отсутствие практического смысла окружающей обстановки - потому что он обретает смысл в наслаждении бытием как таковым (собственным и чужим); и ему не страшно одиночество - потому что он чувствует глубокую связь с миром и Богом. Одиночество здесь становится уединением, возможностью отвлечься от мирской суеты и ощутить Поток Жизни, возможностью быть, а не казаться.

Итак, одиночество предстает перед нами как Путь - вне зависимости от его первопричины; из источника страданий, которых мы всеми силами избегаем (уходя в болтовню, переписки, интернет), оно преобразуется в источник озарений и смысла - если мы опять таки осознанно относимся к тому, что с нами происходит. И, как удачно выразился Макс Фрай, "самое интересное случается именно с одиноким путниками"... 



Просмотров: 341
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • Одиночество травматика 2. "Мы чужие на этом празднике жизни".
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • "Одиночество – это то, когда меня не слышат"
  • Комментарий журналу "Витамин здоровья" по теме "Одиночество в толпе"
  • Одиночество: когда "Меня-нет"
  • Женское одиночество, "венец безбрачия" - есть ли свет в конце тоннеля?
  • "Заиграться" в одиночество": запрет на замужество
  • Если одиночество для Вас - это "сволочь"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Притча "Роза и Одуванчик" (про любовь,одиночество,привычку,измену)
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Ответственность за одиночество. Про "меня нет".
  • Новая колода МАК "Одиночество"
  • Хищение "смысла". [Введение в роль "слабого звена"]
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • из рождающейся книги "СВЕТ. Эффект жизни. Больше чем один"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я белая и пушистая". Как на самом деле воспринимают тебя мужчины
  • Техника с МАК "Мое одиночество".
  • "Святое" одиночество
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь