|
Смысл одиночестваАвтор статьи: Арсеев Иннокентий Иварович
В жизни каждого человека есть некоторые данности, к которым он - осознанно или нет - определяет свое отношение. Одной из таких данностей является переживание одиночества - когда мы оказываемся один на один со своими мыслями и проблемами, когда мы изолированы от общества или когда мы чувствуем свою глубокую инаковость по отношению к окружающим. Отношение к одиночеству определяет степень нашей самодостаточности и самопонимания, характер отношений с людьми и способность чувствовать глубокую взаимосвязь всего со всем. В этой статье я предлагаю исследовать разные грани одиночества, что, возможно, поможет нам извлекать из встречи с одиночеством больше смысла. Один из самых одиноких образов в русском фольклоре - это чудовище из сказки "Аленький цветочек". Когда то оно было прекрасным принцем, но злая колдунья превратила его в монстра и изолировала от остального мира на волшебном острове, где есть прекрасный дворец, сады и яства, но нет ни одного человека. Этот образ навевает ассоциации с материнским комплексом: он сочетает в себе заботу и кормление с одной стороны и замыкание в отношениях с матерью - с другой. Ужасная Мать (колдунья) пресекает возможность контакта с миром, как бы говоря: "Люди отвергнут и обманут тебя; никто не будет любить тебя так, как мама - поэтому оставайся со мной навеки". Окружающее чудовище волшебство и стены дворца похожи на материнскую утробу, в которой Герой (принц) оказывается заперт - и предельно одинок, поскольку как раз стремится отделиться от матери и построить отношения с другой женщиной. Это одиночество поневоле; ловушка, в которую мы можем попасть даже в отсутствие реальной матери - если ее удерживающий и сковывающий образ закрепился в нашей психике. По-другому одиноко Кентервильское привидение (в том варианте, который представлен в советском мультфильме) - оно тоже живет в замке, но замок этот заселен обычными людьми, которые либо не верят в призраков, либо не желают иметь с ними дела. Привидение настойчиво пытается установить с ними контакт через испуг, гремя цепями и рисуя пятно крови на полу - но люди не понимают этих посланий. Мы можем поступать подобным образом, когда оказываемся среди тех, от кого сильно отличаемся, но в чьем внимании на самом деле нуждаемся (потому, к примеру, что нам нужно хоть чье то внимание) - мы провоцируем их чудаковатым поведением и негативными проявлениями. Одиночество такого рода коренится в наших прошлых выборах - в случае Привидения это было убийство; комплекс неполноценности, чувство вины, ощущение своей отделенности от других в силу совершенных поступков делают нас "чужими на празднике жизни". И тогда мы нуждаемся в некоем символическом прощении, искуплении и принятии. Однако бывает, что мы оказываемся "выброшенными" в одиночество в силу неких внешних обстоятельств - как, например, это случилось с максимально социальным персонажем Тома Хэнкса в фильме "Изгой". Он оказывается на необитаемом острове, полностью отрезанном от цивилизации; единственное, что напоминает о его прошлом - остатки товаров, которые должен был доставить его самолет. Профессия этого героя, основанная на обеспечении связи между людьми, еще больше оттеняет его невольное одиночество. Изо всех сил он старается выжить; и как одно из основных средств использует самодельного собеседника - мяч с отпечатком своей ладони. Хотя ему приходится очень тяжело, одиночество становится для него подлинной трансформацией: вернувшись в цивилизацию, он понимает, что уже не вписывается в свое прежнее окружение. И можно предположить, что в какой то мере одиночество как инаковость уже давно созревало в нем и случившаяся катастрофа лишь ускорила этот процесс. Этот пример учит нас тому, что одиночество (не только отсутствие людей, но и привычного окружения в целом) порой необходимо для того, чтобы мы поняли, кем на самом деле являемся и чего на самом деле хотим. Кроме того, мы призваны относиться к своей жизни более осознанно и вовремя замечать необходимость изменений (прекращения отношений, смена работы, пересмотр приоритетов и т.д.), чтобы не было необходимости во внешних событиях, которые жестко поставили бы нас лицом к лицу с собой. В чем то родственный этой истории образ одиночества представлен в романе Честертона "Шар и крест" - в определенный момент главных героев этого произведения сажают в изолятор психиатрической клиники. Это маленькие и абсолютно пустые комнаты - только в одной из стен каждой из них торчит железка, не имеющая никакого практического смысла; эта деталь чуть ли не больше всего сводит их с ума. Героям удается пробить проход друг к другу, что вызывает бурную радость от прекращения пытки одиночеством и бессмысленностью - но тут они обнаруживают третий изолятор, в котором сидит некий афонский монах. И оказывается, что для него источник их мучений является источником смысла и радости; ему не страшно отсутствие практического смысла окружающей обстановки - потому что он обретает смысл в наслаждении бытием как таковым (собственным и чужим); и ему не страшно одиночество - потому что он чувствует глубокую связь с миром и Богом. Одиночество здесь становится уединением, возможностью отвлечься от мирской суеты и ощутить Поток Жизни, возможностью быть, а не казаться. Итак, одиночество предстает перед нами как Путь - вне зависимости от его первопричины; из источника страданий, которых мы всеми силами избегаем (уходя в болтовню, переписки, интернет), оно преобразуется в источник озарений и смысла - если мы опять таки осознанно относимся к тому, что с нами происходит. И, как удачно выразился Макс Фрай, "самое интересное случается именно с одиноким путниками"... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|