|
Мертвое и живоеАвтор статьи: Кокорин Михаил Валерьевич
Помните сказки про мертвую и живую воду? Их сюжеты могут быть разными, но есть в них одинаковые моменты. Обычно главный герой оказывается убитым и разрубленным на части своими врагами. А другой персонаж (брат, отец, мать, жена, любимая главного героя) находят мертвую и живую воду. Затем они смазывают части тела убитого и расчлененного героя мертвой водой, и происходит чудо – части срастаются и становятся целым, но бездыханным телом. Затем это тело окропляют живой водой, и герой оживает, после чего обычно говорит: «Как долго я спал!» Эта сказочная метафора поможет нам окончательно понять принципиальное различие и взаимосвязь между левополушарным и правополушарным восприятием-мышлением. Вы и сами, наверное, уже догадались, что «левополушарное» - это мертвая вода, а «правополушарное» - вода живая. Но обсудим эту взаимосвязь подробнее. Левополушарное, как мы уже знаем, связывает такие понятия и категории, как научное, абстрактное, общественное, объективное, теоретическое, внешнее, мужское, логическое, рациональное, последовательное, упорядоченное и МЕРТВОЕ. Действительно, логика, анализ занимаются разделением на части. Что главное для науки? Систематизация, теория, которая раскладывает все по полочкам, предварительно эти полочки соорудив. Наука уходит в абстракции, воображение, отрываясь от реальности, моделируя ситуации. Такое мышление, рациональное по сути, стремится к объективности, независимости от чьего-то субъективного, чувственного восприятия. Поэтому использует взгляд «снаружи», отказывается от индивидуального в пользу общественного, коллегиального. Но при этом левополушарное мышление уводит человека в состояние аналитика, интерпретатора своей жизни, заставляет воспринимать самого себя отвлеченно, холодно. Механизирует не только производство, но и отношения людей. Доводит до кристаллической ясности восприятие мира, но при этом охлаждает жизнь до температуры абсолютного нуля, идеального, кристаллизованного, чистого порядка. Так работает левое полушарие, так действует «мертвая вода». Она дает нам порядок - системный, но холодный взгляд. Подтверждением доминирования такого подхода в сегодняшней жизни является чрезмерное ФОРМАТИРОВАНИЕ любых творений современных людей. Например, в музыке за последние годы резко упали в цене ЖИВЫЕ музыкальные инструменты, на смену им пришли электрические. Деревянное пианино никто не покупает, газеты заполнены объявлениями: «Отдам пианино бесплатно, самовывоз». На смену пианино пришли многофункциональные синтезаторы. Теперь каждый желающий может почувствовать себя композитором, «забив» нотами в синтезатор или компьютер самую сложную музыкальную тему, затем настроив и отформатировав звук. В результате музыка получается идеальной по ритму, тембру, распределению в пространстве. Но она не живая. Можете со мной спорить, но это так. А то, что неживая музыка стала доминировать, - свидетельство того, что у современных людей настолько сильный левополушарный сдвиг, что они даже не замечают бездушности большинства популярных хитов. Хотя, наверное, все-таки кое-кто замечает, но не придает этому значения, как моде. Считая это современным, отражающим развитие общества. То же самое можно сказать и про вокал. Популярным становится не пение от души, от сердца, а владение «приемами извлечения звука», «техникой вокала», подражание уже известным исполнителям, отсутствие собственного голоса и стиля. Кроме того при студийных записях голос пропускается через компрессоры и синтезаторы, поэтому даже не имея хорошего голоса можно стать популярным певцом за счет его форматирования. Танцы тоже не стали исключением, очень часто теперь танец становится не более чем выученные шаблонные движения, синхронные, технически отработанные, но часто бессмысленные, стереотипные, идущие не от души. Ярким примером форматирования является и «увлечение» современных людей фотографией. Сегодня только ленивый не фотографирует. Процесс упростился многократно. Фотоаппараты есть у всех, или почти у всех. Но если внимательно посмотреть на фотографии, выложенные людьми в социальных сетях, то поражает их однотипность и однообразие. В этих фото на лицо подражание каким-либо шаблонам, с одинаковой композицией, светопередачей. Одинаковые позы, мимика, улыбки, жесты. Одинаковые комментарии друзей, знакомых… Театр также не стал исключением, школа и подход Станиславского, истинное актерское мастерство вытесняются игрой одной роли. Артисты одной роли не перевоплощаются, они всегда узнаваемы. Но это свойственная всему нашему цивилизованному обществу узкая специализация. Гораздо легче набрать ансамбль шаблонных актеров-типажей, чем с одним и тем же составом опираться на истинное искусство перевоплощения, когда актер в другой роли не узнаваем. Истинное мастерство, как это ни печально, не является коммерческим. Деньги, вложенные в рекламу типажа, внешней формы, окупаются гораздо эффективнее, чем продвижение самобытного, неповторимого, искреннего актера. И художники в этом ряду жрецов искусства не являются исключением. Есть модные, не обязательно одаренные, самобытные, художники, покупать картины которых престижно и выгодно с точки зрения вложения денег! А есть никому не известные, неповторимые оригиналы, которые не становятся популярными, потому что их искусство слишком непохожее, индивидуальное, а потому хрупкое, неповторяемое, невоспроизводимое. Заметьте, что все, что относится к «левополушарному», - будь то наука или искусство, экономика или политика, - характеризуется повторяемостью, воспроизводимостью, как обязательными условиями порядка и стабильности в обществе. Но от этого порядка веет могильным холодом. Все это не более чем соединение разрозненных частей общества МЕРТВОЙ ВОДОЙ. Теперь о правополушарном. Оно, как мы уже знаем, отвечает у нас за искусство, конкретное, индивидуальное, субъективное, практическое, внутреннее, женское, чувственное, иррациональное, подобное, ассоциативное, беспорядочное и ЖИВОЕ. Правополушарное включает в себя все то, о чем очень трудно говорить словами. Это мистическое восприятие мира, которое возникает при полном слиянии с воспринимаемым явлением или объектом. Которое не возможно без детской преданности и веры. Которое не требует доказательств и объяснений. Которое существует безусловно, не логично, не благодаря чему-то, не по какой-то причине, а вопреки рационализму, «здравому смыслу». Которое живет пока ощущает, чувствует, пылает огнем изнутри без всякого материального источника энергии или света. Например, разве можно объяснить любовь? Рассуждая с логической точки зрения 10 веков назад великий врач Абу Али Ибн Сина (Авиценна) отнес любовь к категории болезней, поскольку влюбленный теряет аппетит, сон, страдает от одержимости объектом любви, желания им обладать, а в случае любви несчастной, не взаимной может впадать в уныние, апатию, прострацию, терять смысл жизни, страдать от упадка сил, лихорадки, худеть и т.п. Какая страшная болезнь эта любовь с точки зрения холодного рационализма. Она нарушает порядок, заставляет страдать, мучиться, лишает покоя! Но в то же время, кто из тех, кто любил, откажется пережить это чувство вновь? Почему многие люди, приведя свою жизнь в порядок, вспоминают юность, молодость, те дни, когда были влюблены, как самое счастливое время своей жизни?
Они о прошлом не забыли, С тоскою вспоминая дни, Когда страдали и любили, - Не их любили, а они…
Состояние творчества тоже трудно поддается описанию. Вряд ли можно придумать какую-нибудь методику вхождения в него. И не один поэт, писатель или художник покончили жизнь самоубийством или трагически скончались, потеряв это состояние. Для людей, познавших радость искусства, потерять его равносильно смерти. Подобное мы наблюдаем и у людей, утративших свою любовь или веру. Почему несчастные влюбленные с легкостью могут умереть за любимого? Почему с такой же легкостью человек, преданный какой-то идее, верующий во что-то, может легко принять смерть? Все эти акты самопожертвования не имеют никакого смысла с точки зрения рационально мыслящего человека. Хотя, наверное, я не прав. Логик постарается найти в этом смысл и создать научную теорию, удовлетворительно объясняющую причину самоубийства или жертвенного поведения. Но будет ли это правильным, истинным объяснением? Ведь в действительности такие люди выбирают жизнь. Именно по ней они тоскуют, без нее страдают и к ней стремятся, не боясь смерти. Вот такой парадокс получается с точки зрения «левополушарного» анализа. Значит ли это, что я призываю уважаемых читателей умереть за искусство? Конечно, нет. Я напомню, что цель этой серии статей не совершить революцию, свергнув власть «левополушарных» консерваторов и установив власть «правополушарных» анархистов. Моя цель – равновесие, гармония обеих полушарий. А для этого равновесия необходимо вернуть «правополушарному» мышлению ПРАВО НА ЖИЗНЬ. Пускай остаются в нашем распоряжении всевозможные теории, науки, тесты, модели, карты, схемы! Но при этом я против власти машин. Пусть эти созданные умом человека механизмы и логикой объяснения будут занимать подобающее им место инструментов, которыми будет пользоваться настоящий, творческий, любящий, ни на кого не похожий человек, оживляющий все механическое, материальное огнем своего Духа и теплом своей Души! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|