|
Как наладить отношения с ребенком?Автор статьи: Елена Бархатова
Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за что-то (красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее), а просто так, просто за то, что он есть!
Такими фразами родители прямо сообщают ребенку, что его любят (или будут любить) только при определенных условиях ), «только если...». Для того, чтобы ребенок мог нормально развиваться, ему необходимо получать знаки безусловного принятия, знать, что его любят просто так, за то, что он есть, а не за то, что он что-то сделает или не сделает. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно психические заболевания. Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. Точнее, они могут услышать слова, но не их смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым. Принятие ребенка не означает, не выражать недовольство им. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они Вам не казались. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это. Одной из главных причин является настрой «воспитание». Родитель отказывает ребенку в принятии, боясь его испортить. Вот типичная реплика одной мамы: «Как же я буду его обнимать, если он еще не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Вероятнее всего ребенок отреагирует всевозможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков — старая проблема, то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, резонных «педагогических соображений» попадает в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов. Где же ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них. Для неприятия или даже отталкивания ребенка могут быть и другие причины. Иногда родители о них не подозревают, иногда их осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос. Это может быть незапланированное рождение ребенка, рождение ребенка не того пола, которого ожидали, перенос на ребенка негативного отношения к другому супругу, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, «тяжесть бремени», которое приходится нести. Чтобы понять, как строятся Ваши отношения с ребенком, выполните несколько упражнений. Упражнение первое Посмотрите, насколько вам удается принимать Вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз Вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у Вас не все благополучно. Упражнение второе Закройте на минуту глаза и представьте себе, что Вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как Вы показываете, что рады ему, что он Вам дорог и близок? А теперь представьте, что это Ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и Вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь Вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если Вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо. Упражнение третье Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Хорошо было бы делать тоже самое и по отношению ко взрослым членам семьи. Упражнение четвертое Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже. Расскажите, что у Вас получилось! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|