|
Цыганский классАвтор статьи: Леся Шандра (Палкина)
ЦЫГАНСКИЙ КЛАСС (рассказы советской учительницы) Передо мной сидит женщина 1938 года рождения. Зовут её Елена Михайловна, тридцать шесть лет проработала учительницей начальных классов. Проблемы с памятью. Множество разных мыслей со всех времен и ситуаций, сплетающихся в причудливый клубок. Общаться очень сложно, мысли все время "уплывают". Применить какую-либо пси-технологию, чтобы ей помочь, невозможно в силу её болезней и возраста. И было принято совместное решение - психокоррекция - сфокусировать её память на какое-либо событие из прошлого и вытащить его в настоящее. Итак, предлагаю. Стиль и изложение полностью Е.М. «Начало 1990-х годов, Екатеринбург. Рядом с 41 школой Верх-Исетского района находится Цыганский поселок. Жители его цыгане, но разные. Одни цыгане русские – это те, которые жили ещё там до революции. Они вязали, занимались торговлей, не гадали. В длинных юбках не ходили и считали себя привилегированной кастой. А другие были цыгане – сербияне. Это были цыгане из Молдавии, Украины, Сербии. Жили везде, после войны приехали в Россию. Хорошо владели русским языком и занимались гаданием. Русские цыгане в основном любили золото. Жених должен был запастись наличными. Чем больше золота, тем больше перспектива найти богатую невесту. Дети этих цыган учились в обычной школе, среди других детей. Основная масса, особенно мужчины, шли учиться дальше на зубных техников, а кое-кто шел учиться и на зубное протезирование. У сербиян добычей денег на пропитание занимались женщины, а мужчины занимались кузнечным делом. - Чем ваши отцы занимаются? -О-о-о! Наши отцы кормушку построят, потом продадут! Этих цыган власти заставляли своих детей отправлять в школу, учиться. Занимался этим участковый милиционер: - Как же так! Все учатся, а вы нет! Не будете учиться, я вас всех в тюрьму посажу! Родители стали отправлять детей в первый класс. Надо было собрать все документы и медицинские справки. А так как у нас была общеобразовательная школа с продленным днем, директор вынуждена была создать цыганский класс, детей было много. Я ходила по поселку и записывала детей. И выяснилось, что до того, как организовался класс, цыганят кто-то уже учил. Может, даже грамотная цыганка. Записывали всех. В первый класс записали 75 человек. Все пришли на запись в одно время, в школьной форме. Я ужаснулась, сказала директрисе: - Ты что, с ума сошла! Они расселись в классе на скамейки, на подоконники, на парты. - А моя мать говорит, что прививки нельзя делать! – кричит чернявый мальчик. Тут подключилась медслужба района. Родители русских детей стали возмущаться, это что за школа такая! В итоге взяли тех, кто пришел с медицинскими справками. 1 сентября пришло человек 45. Они не говорили по-русски. - Ты возьми, кто поумнее, а дураков отправь! – сказала директор школы. Я эту нервотрепку со страхом вспоминаю. Провели диагностику, оставили тех, кто очень хотел учиться, счет знал, кто-то буквы. Тот, кто учился у цыганской учительницы, тот и читать мог. Цыганята были 7-8 лет, мальчики и девочки. Приходили и 12-летние, просили учиться. Брала. Детей было 45-47 человек. А как же, грамотные, хотят учиться дальше. Я должна была придерживаться программы начальной школы. Учебники были для первого класса, а они пришли, чтобы мы чему-то другому их научили. Когда пришли проверяющие, то сказали, что ты идешь не по программе, вольнодумствуешь. А вольнодумство заключалось в том, чтобы понятней детям было. Фамилия у всех цыганят была одна: Дица. Мальчишки и девчонки выбрали главного. Его звали Коля. Он помогал мне, расшумится класс, он встанет, подойдет к доске: - Жа! Жа! (Тихо! Тихо!) -Ребята, я буду вас учить, а вы у меня поучитесь! Им очень нравилась физкультминутка: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем». Прописей не было, я сама писала в каждой тетради прописные буквы. Они с удовольствием бежали в школу. Я использовала на уроках пальчиковых кукол, они как бы попадали в кукольный театр. Я их водила в Свердловский кукольный театр, водила их в филармонию. Они приходили нарядные. Говорила им, чтобы они брали немножко денег: на мороженое, на пирожные. Я старалась, чтобы всем было поровну. Деньги складывались и всем все покупалось всё на всех. В театре они вели себя: «Жа!» - велел Дица. Бывшие мои ученики, уже пионеры – были как вожатые. Они наблюдали за детьми, за дисциплиной. Дисциплина была строгая, ребята были послушны. Как я их собирала в школу. Я вставала в шесть часов и шла на остановку автобуса, чтобы собрать детей на занятия. Директриса хотела закрыть класс. Я ходила по домам и стучала в окна по утрам. - Кто? - Учительница, в школу, в школу! - Сейчас. Быстро одеться. Пошли. Из волос учеников всегда торчали перья, они спали на перинах. Если их не собирали, то они бы опаздывали, а директор была настроена неприязненно по отношению к цыганам. Русские, как узнали, что в школе цыганский класс, перестали записывать своих детей в эту школу. Я их вела два года, потом перешла в другую школу. Что стало с ними потом, я не знаю."… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|