Рак – болезнь или черта характера? Часть 5 – область фиксации.

Что такое раковая опухоль? 
Почему в определенный момент часть человеческого организма «сходит с ума» и начинает пожирать окружающие ее здоровые ткани?

В предыдущей статье мы говорили об уровне личностной организации онкологического больного и об организации психотерапевтической работы на этом уровне.

Следующим шагом в психоаналитической диагностике является определение так называемой области фиксации.

Согласно теории, жизнь начинается с так называемой оральной стадии. Она продолжается с рождения до окончания грудного кормления. В это время ребенок учится получать первичные, частичные, парциальные чувственные удовольствия. И все они связаны со ртом – сосание, поглощение материнского молока, узнавание но вого.

 Рак  болезнь или черта характера Часть 5  область фиксации

На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Малыша приучают пользоваться туалетом самостоятельно, и его активность проявляется в процессах извержения и удерживания.

 

Во время фаллической стадии развития, которая приходится на четвертый год жизни ребенка, его внимание сосредотачивается на демонстрации гениталий, любование ими и сексуальные фантазии. Фрейд описывает этот период как стадию эдипова комплекса. 

 

На первый взгляд можно предположить оральную фиксацию онкологических пациентов. Обратимся к описанию орального характера у Дмитрия Райгородского:

Если поведенческий паттерн индивида характеризует чувство депривации, сильный страх потерять любовь объекта, внутренняя пустота и отчаяние, мы говорим, что у него оральный тип характера. Такие люди зависимы во взаимоотношениях. Их отличают колебания настроения, они то восторженны, то подавлены.

К этому описанию можно еще добавить оральные привычки, поведение, удовольствия, оральный (вербальный) интеллект. Характер орально фиксированного человека описывался много раз и во многих источниках, он прекрасно знаком читателю.

Если вы в силу профессиональной деятельности или других причин близко знакомы с людьми, больными онкологией, то отметить оральность их характеров не составит большого труда. Но вскоре вы почувствуете, что в этой характеристике чего-то не хватает. Как будто в характерах пациентов есть еще что-то общее, что-то, не попадающее под характеристику оральности. И это что-то, трудно поддающееся вербализации, точнее, совсем довербальное. Почти дообразное.

Что же это? Я попробовала задуматься о периодизации, которую мы с вами только что припомнили (оральный период – анальный – фаллический – латентный … и т. д.) и поняла, что точкой отсчета здесь считается рождение ребенка на свет. А эмбриональный период в расчет не берется. И это происходит сегодня, когда значение пренатальной психологии уже не отрицает никто.

 

Также на мысль о значении эмбрионального периода развития навела меня информация о том, что в ряде современных исследований канцерогенез рассматривают как форму злокачественного регрессивного эмбриогенеза. То есть, раковые клетки – это здоровые клетки человеческого организма, которые «впали в детство». Причем в самое раннее, пренатальное детство, детство во чреве матери. Когда клетки стремительно, очень стремительно размножались, ткани росли, перерождаясь из одной в другую, создавая органы и системы органов.

 

Что такое эмбриогенез? Развитие зародыша во чреве матери, от зачатия до стадии плода.

Что такое канцерогенез?

лат. cancerogenesis; cancer — рак + др.-греч. γ­νεσις — зарождение, развитие) 
— сложный патофизиологический процесс зарождения и развития опухоли (син. онкогенез).

Согласитесь, даже в определении есть какая-то патологическая, деструктивная ассоциация с эмбриогенезом.

 

Если сейчас попробовать представить себе, что же вносит в характер человека «эмбриональность» (по аналогии с оральностью), то, видимо, можно говорить о стремлении погрузиться в мир собственных грез и фантазий, отделиться от реальности околоплодными водами, выключиться из мира, предъявляющего непосильные, завышенные требования.

 

О сильных затруднениях в построении чувственных, теплых отношений, ощущении «стеклянной стены», отделяющей тебя от другого и препятствующей физическому контакту. О тоске по блаженству, бездействию, безопасности, сопровождающемуся поглощением соков организма — хозяина.

Видимо, это парадоксальное сочетание физической, эмоциональной отстраненности и острого стремления к симбиотическим отношениям и можно называть эмбриональностью.

Из такой фиксации видимо и «произрастают» такие патологии, как шизофрения, зависимость, ожирение (здесь ведь тоже можно говорить о патологическом регрессивном эмбриогенезе и стремлении обратно в матку) и предмет нашего исследования — онкология.

Таким образом, понимание того, что в момент получения травмы (например, утраты) во взрослом состоянии наша психика регрессирует к периоду первичной травматической фиксации, приводит нас к необходимости проанализировать, какие события в эмбриональный период могут привести в дальнейшем к онкологическому новообразованию.

Мне представляется, что знания эмбриона о предшествующих его зачатию абортах матери (на сегодняшний день уже можно считать доказанным, что эти знания у эмбриона есть. Получает ли он их, находясь в травмированной матке, или каким-то иным способом — неизвестно, но он знает, что его предшественники были убиты) — особенно в сочетании с неоднозначностью его собственного будущего, когда мать долго принимает решение, оставлять ли ребенка, колеблется - и могут быть спусковым крючком для онкологии в будущем.

 

Ведь именно тогда психика принимает как данность допустимость убийства и самоубийства, угрозу жизни со стороны матери как нечто естественное и природное, и собственное право на жизнь навсегда остается под вопросом.

 



Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Почему прокрастинация это болезнь и можно ли с этим, что-то сделать
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь