"Все мужики ко..." или немного о работе с интроектами

Все мужики ко  или немного о работе с интроектами

"Все мужики ко..." или немного о работе с интроектами

Часто в гештальт-терапии говорят о "проглатывании без пережевывания и переваривания полученного материала". Речь идет об интроекции.

Интроекция как защита или сопротивление – это механизм, когда человек усваивает от других различные послания и идеи без должного осмысления, анализа и рассмотрения. Результатом такого усвоения являются интроекты.

 

Клиентка, назовем ее Зоя, приходит с запросом "не могу выйти замуж". Все отношения, которые были, заканчивались очень быстро. В ходе работы вылезает интроект "все мужики козлы".

На мой вопрос "Откуда ты об это узнала?", Зоя вспоминает слова своей матери (отец ушел из семьи к другой женщине, когда клиентке было несколько месяцев) и бабушки (бывшей замужем 2 раза, оба мужа ушли из семьи). Оказалось, что «козлами» в этой семье называли мужчин, которые уходят из семьи, из отношений. А так как в семье не осталось ни одного мужчины, то интроект стал обобщенным и перешел на весь мужской род в целом.

Терапевт (Т): - Действительно все мужики такие и исключений нет?

Клиентка (К) быстро и уверенно говорит, что исключений нет.

Т: - То есть таких семей, где мужчина остается, и живет со своей женой до глубокой старости, не существует?

К (замирает, ее глаза расширяются, на лице растерянность): - Это не тоже самое, у них по другому… - осекается она и через некоторое время медленно продолжает, глядя в пол, - Так бывает, но не со мной... - ее глаза увлажняются.

На мой вопрос, что с ней сейчас происходит, Зоя говорит о том, что ей себя жалко. Она начинает рассказывать, что всегда занимала пассивную позицию и встречалась с теми мужчинами, которые сами проявляли к ней интерес. Как правило, это либо женатые, либо мужчины, не заинтересованные в долгосрочных отношениях. Очевидно, что такие мужчины надолго не задерживались, не выдерживая ее стремления создать семью. Таким образом, они полностью соответствовали семейному интроекту.

В последующей работе Зоя осознает, что так происходит из-за другого интроекта, который она озвучивает как "я не достойна любви". Дальше, как вы уже понимаете, работа идет с этим и другими интроектами и проекциями клиентки.

Итак, в терапии при работе с интроектами выделяют собственно сам интроект, обычно это идея, которая является жесткой и не подлежит сомнению, оценке или критике. Зачастую интроекты содержат слова "все", "всё", "всегда", "никогда", "должен/должна", "правильно", "неправильно" и т.п.

Далее следует прояснение данного интроекта: Откуда ты об этом узнал(а)? Откуда ты знаешь, что это именно так? Кто из твоего окружения так говорил? Чей голос ты слышишь, кто так тебе говорил? В какой ситуации это было сказано?

Если клиент вспомнил от кого слышал данное послание, стоит попросить сказать его от имени "посланника" и прислушаться к своим эмоциональным реакциям и телесным ощущениям. Здесь, вполне вероятно, может всплыть контекст ситуации, в которой клиент (зачастую, будучи ребенком) воспринимал послание как проявление гнева или отвержения со стороны кого-то из родителей. Проиграв данную ситуацию с "пустым стулом", то есть, оказавшись на месте "посланника", клиент может испытать совершенно неожиданные переживания, например, чувство страха или тревоги. Это открытие позволяет по другому взглянуть на ситуацию и понять истинный смысл послания и уже осознанно подойти к его рассмотрению, принятию, отказу или трансформированию в более экологичную для клиента форму.

 

Например, на одной из сессий Зоя взволнованно рассказала, что руководство предложило ей должность главного бухгалтера, о которой она так долго мечтала. И хотя она давно и успешно работает в этой компании, Зоя считает, что не справится.

Т: - Что значит не справишься?

К: - Ну, не получится у меня ничего, – жалобно говорит Зоя и немного помолчав, быстро добавляет. - И потом у меня для этой должности мозгов не хватает!

Т: - С чего ты взяла, что тебе мозгов не хватает?

К: - Я просто знаю это и все.

На все мои вопросы и прояснения, Зоя непреклонно отвечает, что так оно и есть. Тогда я прошу ее повторить эту фразу от второго лица "для этой должности тебе мозгов не хватает", потом еще раз только громче, потом еще раз. Неожиданно женщина замирает и начинает вспоминать, как точно также ее мать говорила "что ей не хватит мозгов, чтобы учиться в аспирантуре". Зое очень хотелось после института преподавать и заниматься наукой, но она выбрала более практичную деятельность и пошла работать бухгалтером, о чем до сих пор сожалеет, хотя и сомневается, что у нее получилось бы. При этом Зоя очень злится на свою мать и практически не поддерживает с ней отношения.

В дальнейшей работе, когда Зоя из роли своей матери говорит эту фразу, то вдруг осознает, что за раздражением чувствует сильный страх. Мать Зои воспитывала дочь одна, ей пришлось уйти из школы, где она работала учительницей, и торговать на рынке вещами, чтобы прокормить себя и дочь. Отец никак не помогал, и Зоя всегда чувствовала, что в их семье жесткая экономия.

В результате данной работы, клиентка осознала, что за раздражением ее матери стоял сильный страх того, что если ее дочь займется наукой, то будет потом, как она "считать копейки".

 

Очень важно, чтобы интроект был расслышан клиентом, для этого можно поэкспериментировать с голосом – попросить клиента произнести послание несколько раз, произнести медленнее, громче и т.д., то есть, вариаций много.

 Иногда клиенту необходимо услышать интроект со стороны. В таких случаях терапевт сам произносит послание и просит клиента очень внимательно прислушиваться к себе, к своим телесным ощущениям и эмоциональным переживаниям, к возникающим образам и картинкам.

 Бывает, что послание переплетается с собственными убеждениями и "посланника" трудно идентифицировать, тогда стоит проверить интроект на реалистичность - Действительно это всегда так? И никогда не бывает иначе? Ни у кого? Ни при каких обстоятельствах?

 Есть также способы работы с интроектами, которые рождаются в совместном творчестве терапии в процессе контакта. Так, например, на одной из сессий я предложила клиенту передать свой интроект "в этой жизни никому нельзя доверять" в качестве послания своему единственному сыну, поясняя, что он (сын) приобретет и чего лишиться, если будет "всегда" безоговорочно (как и его отец) следовать этому посланию. Клиент довольно бодро и уверенно начинает перечислять "плюсы" своего послания – никто не обманет и не предаст, не будет боли и разочарований и все в том же роде. Дойдя до второй части задания, мужчина задумался, и произнес почти шепотом – у тебя не будет настоящей семьи, как у меня (на тот момент мужчина был разведен и, как он сам себя называл, был "воскресным папой").

Что важно помнить при работе с интроектами:

 Клиенты часто могут занимать интроецирующую позицию, например, "дайте совет", "а как вы думаете", "скажите, как правильно или как лучше", "вы же психолог, вам виднее" и т.д. И тут есть опасность "прикармливать" клиента. Поэтому нужно избегать интерпретаций и частого самопредъявления терапевтом своих идей и убеждений на начальных этапах работы с такими клиентами.

Не менее важно чаще делать паузы, давая возможность клиенту осмыслить, рассмотреть более пристально свой интроект, то есть "выплюнуть" или "прожевать" и "проглотить".

 Бывает так, что в процессе работы клиент не осознает своих телесных сигналов и эмоциональных переживаний, не понимает свои потребности (выход на Id клиента сильно ограничен). В этом случае с интроектами работать очень сложно, и для начала нужно возвращать клиенту чувствительность.

 Итогом приведенного в начале примера стало возобновление Зоей отношений со своей матерью и превращение интроекта в утверждение "все мужики, ко...конечно, разные".

P.S.: Коллеги, буду рада и благодарна за ваши отклики, примеры из практики, ссылки на материалы по данной теме и обмен опытом.



Просмотров: 349
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь