Двойное послание в отношениях

Двойное послание в отношениях

Такое часто бывает в партнерских отношениях, об этом снято много фильмов и не пережито много страданий девушек и женщин - На одном уровне партнер удовлетворяется с партнершей сексом, у той неизбежно возникает привязанность (при неоднократном удовлетворении потребности привязанность возникает неизбежно), а на другом уровне он избегает с ней встреч и партнерской близости (близость и привязанность разные вещи). С этим, как правило, женщина справиться не может, вот и попадает в тупик отношений. Но, надо сказать, что для нашей героини это не первый случай, скорее всего это её опыт развития в детстве, рядом со значимыми взрослыми.

И словно нет выбора...  в ситуации двойного послания его и правда нет. Однако, как замечает Виктор Франкл, взрослый человек вполне может совершать выбор в самых неблагоприятных условиях. "Ему, конечно, будет неприятно, но он это переживет и хоть останется в здравом уме и твердой памяти."

В ситуации же двойного послания мы вынуждены подавить свои ощущения, ну или не доверять им, т.к. если "доверять",  то придется что - то обнаружить, например свое отвращение или недоверие, свое раздражение или злость. Можно обнаружить, что на самом деле уже давно терпишь угрозы под предлогом - "я ж тебя люблю" или "я все это для тебя делаю", или "ах не благодарная же ты...." и т.д. 


При этом на одном коммуникационном уровне человек угрожает, а на другом сообщает о своей любви. На одном коммуникационном уровне (например, на вербальном) человек сообщает одно, а на другом (невербальном) другое. Сообщения противоречивы, двойная связь лишает способности получать  ясные по смыслу сообщения и принимать участие во  взаимодействии. 


Двойное послание, это про то, что родитель или партнер говорит одно, а делает или показывает другое. Мы получаем дилемму выбора из плохого и очень плохого. Бейтсон утверждает, что например, ребенку, в такой ситуации выбор сделать чрезвычайно сложно, даже невозможно.  Получив такой опыт коммуникации в детстве, наша героиня и представить не может, что бывает и другая форма отношений. Вместо того, чтобы изменить форму отношений или хотя бы засомневаться в ней, она надеется на милость судьбы, ожидает изменений от партнера или пытается усовершенствовать себя. 

Наша героиня попадает в такую ловушку, в которой ей опять нужно как - то справиться с ситуацией и она, либо подавляет или вытесняет свои чувства - ожидая что - "он изменится", "он одумается", "он заметит", "он догадается", "он сделает". Либо она все ж таки рискнет изменить настоящий способ жизни, усомнится в "правильности поступков" партнера и позаботится о себе в таких отношениях. Выбор делать ей. Но здесь нужна поддержка, желательно поддержка специалиста, т.к паттерны поведения и опыт заставляют не делать этого самого выбора , а поступать "как всегда" избегая риска и конфронтации с партнером, тем самым поддерживая собой дисфункциональность отношений и увеличивая силу страдание в них. Силу страдания, а не любви.

 Двойное послание в отношениях

P.S.

Немного от Бейтсона (из комментов Дениса Андрющенко):

1. Два участника, одного из которых мы для удобства определения называем "жертвой". Мы не предполагаем, что ДП-ситуация создается исключительно матерью; она может складываться и при участии обоих родителей или, возможно, братьев и сестер. 

2. Повторяющийся опыт. Мы предполагаем, что "двойное послание" - повторяющийся "сюжет" в жизненном опыте жертвы. Наша гипотеза связана с действием не единичного травматического переживания, а некоего повторяющегося опыта, в результате которого ДП-ситуация становится привычным ожиданием. 

3. Первичное негативное предписание. Оно может принимать одну из двух форм: 

(a) "Не делай того-то и того-то, иначе я накажу тебя" или 
(b) "Если ты не сделаешь того-то и того-то, я накажу тебя". Мы выбираем здесь контекст обучения, основанного на избегании наказания, а не на стремлении к награде, хотя для этого, может быть, нет формальных оснований. Мы предполагаем, что наказанием может послужить как холодность матери (или родителей), так и выражение ее (их) ненависти или гнева, а кроме того (что, возможно, является худшим из наказаний), проявление родителями полной беспомощности, вызывающей у ребенка чувство катастрофической незащищенности. 

Наши представления о наказании сейчас уточняются. Оно, как нам кажется, основано на опыте восприятия, который не укладывается в объем понятия "травма". 

4. Вторичное предписание, которое вступает в конфликт с первым на более абстрактном уровне и так же, как и первое, подкрепляется наказаниемили сигналами, угрожающими самому существованию. Вторичное предписание описать труднее, нежели первичное, по двум причинам. Во-первых, вторичное предписание относится к более абстрактному уровню и обычно передается ребенку невербальными средствами. Это могут быть поза, жест, тон голоса, значимое действие, нечто подразумеваемое в словесном комментарии. 

Во-вторых, оно может противоречить любому элементу первичного запрещения. Вербальные формулировки вторичного предписания, следовательно, могут быть чрезвычайно разнообразными. Например: "Не считай это наказанием", "Не считай, что это я тебя наказываю", "Не подчиняйся моим запретам", "Не думай о том, чего ты не должен делать", "Не сомневайся в моей любви".

Возможны также случаи, когда "двойное послание" создается не одним индивидом, а двумя, например, один из родителей может отрицать на более абстрактном уровне предписания другого. 

5. Третичное негативное предписание, лишающее жертву возможности покинуть поле. Формально, наверное, нет необходимости выделять это предписание в особый пункт, поскольку подкрепление на двух других уровнях уже включает угрозу существованию. Кроме того, если ДП-ситуации имеют место в раннем детстве, то очевидно, что ребенок не может их избежать. Однако в некоторых случаях, по-видимому, невозможность для жертвы бегства из ситуации обеспечивается с помощью специальных средств, которые не являются негативными,например с помощью внезапных обещаний любви и т.п. 

6. Наконец, полный набор составляющих перестает быть необходимым, когда жертва приучается воспринимать мир в стереотипах (patterns) "двойного послания". Почти любой фрагмент ДП-паттерна может теперь быть достаточным для того, чтобы вызвать панику или ярость.

 

Эльвира Сикорская (психолог, гештальт - терапевт, г. Томск)



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь