Синдром ЛУЧШЕГО.

Когда я училась в первом классе, у нас была девочка, круглая отличница, но оценки ей доставались, в полном смысле этого слова-- слезами. Когда раздавали тетрадки, после проверки, и вдруг она там видела четверку, лицо ее делалось красно - багровым цветом, и она начинала рыдать на весь класс. Почему у нее такая реакция была с лицом, я не знала. Было в ней что- то альбиноское - белое лицо, очень светлые волосы и практически не видимые брови.

Когда она рыдала, ей абсолютно было все равно, как она выглядит и что о ней подумают. Она, приоткрывая глаза, искоса смотрела на учителя, ожидая реакции. " Лидочка, ну что ты так убиваешься?,- обычно восклицала учительница, на что Лидочка ревела еще громче. В конце концов, не выдержав такого натиска, учительница подходила, брала тетрадку и исправляла 4 на 5, после чего Лидочка успокаивалась и как ни в чем небывало продолжала слушать урок. Такие "концерты" были не редкостью и как то все привыкли к ним, мы были маленькими и у нас даже в мыслях не могло быть - возмутиться, поинтересоваться -- почему так?.

Я, к сожалению, не знаю, что с ней было дальше, так как, перешла в другую школу. Но мне вспомнился этот эпизод, после прочтения статьи Паниной Ирины Николаевны "Предубеждения. Портят ли они жизнь?" И вот я про отличницу. Я подумала, а что побуждало ее таким способом быть "лучшей". Возможно, дома ее ждали родители-деспоты, которые наказывали за малейшее отклонение в сторону от "лучшей", но забыли наделить девочку достоинством и принципами. А может быть, в ней настолько  был силен стереотип "Я должна быть лучшей, выделяться, неважно как". Родители не видят, каким путем она получает эти самые пятерки, но зато домой придет в полном порядке, а это уже лицемерие и ложь. Как говорится, "пять минут стыда и  ты лучший". Мне, почему то вспомнился здесь на сайте молодой наш коллега, я не помню его имени, но хорошо помню, что ему было 23 года, и он всегда писал статьи, то про психологов – идиотов, то про этот сайт – болото. Аналогично, выделиться любым способом, неважно каким.

Сейчас я понимаю, насколько непозволительно глупым было поведение учителя. Во-первых, другие дети вообще не принимались во внимание, во-вторых, учитель шел на поводу у маленькой истеричной девочки, которая, только что, ногами не била по полу и по нему  не валялась. А должно было быть все по - другому. Вызвать родителей, побеседовать на предмет того, что с дочкой то происходит? Учителю бы осознать, что этим он только способствует «извращенному», неадекватному поведению ученика.

 

К чему я это все пишу. Синдром "отличника", "лучшего" любой ценой, очень опасная дорожка. Отличник зацикливается на идеи лидерства, на страхе неодобрения. Он должен быть таким и никаким другим. Его эмоциональный настрой зависит только при удовлетворении от признания и похвалы. Фрейд утверждает, что все наши проблемы из детства, навязчивое желание родителей сделать детей идеальными может привить неправильное видение мира. При вхождении во взрослую жизнь, ножками не подрыгаешь, и слезки твои никто вытирать не будет. Мир не исправит твою жизнь с 4 на 5, а привык, и начинается прогибание этого мира под себя, в ответ – больные подзатыльники.

Для таких детей учеба является всем смыслом жизни, а оценка "отлично", показателем их "правильности". И учителями это всячески потакается. Какому - то Васе Пупкину, например, возможно исправить 2 на 3? да, это бред, хоть пусть лопнет от рыданий, да и смешно это будет, он привык к другому, учителем шанса не дается. А вот, как раз, такие Пупкины и получают в жизни массу возможностей и видят для себя пространство вариантов. Примеров масса, мальчик отличник, на которого возлагала и школа, и родители большие надежды, а после школы, растерялся как то. Зубрить нечего, нужно быстро соображать и жить. А не научили. Золотая медаль, на видном месте, а мальчик возит большого начальника большого предприятия, который, по иронии судьбы был троечником. Конечно, не у всех так плачевно все. Люди разные, случается, и отличник добивается многого в жизни, но я тут про детей и родителей, немного про учителей.

Человек с детства "заряженный" на cамые-самые достижения приобретает болезненное отношение к малейшей угрозе потери своего статуса. Эти люди не умеют "падать", а следственно "подниматься". Любая "не пятерка", расценивается как провал и поражение. Такой человек предъявляет в дальнейшем высокие требования не только к себе, но и к другим, а иногда, при этом испытывает нехватку ресурсов, так как, соответствовать высоким требованиям не так- то просто. Они очень болезненно и тяжело переносят свое "несовершенство". Синдром "лучшего" перерастает в перфекционизм. «Главная — очевидная — проблема перфекционистов заключается в том, что они идеализируют: все должно быть в лучшем виде или никак. По большому счету, они никогда не бывают довольны своими результатами, "все могло быть еще лучше"-главная мысль. Это недовольство, приводит к депрессиям, пессимистическому настроению, неуверенностью в своих силах. И, как правило, имеются проблемы во всех сферах жизни. Везде нужно иметь все идеальное и лучшее.

Как стать свободным от своих ограничений.

Признать себя неидеальным и разрешить себе быть таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Разграничить важные вещи и второстепенные, ослабить хватку. Воспринимать критику, просто, как недочеты, на которые следует обратить внимание, позволить другим быть неидеальными.

Родители, дайте ребенку с детства понять, что его любят не за что то, не за пятерки и не за победы, а просто, за то, что он есть. Не взращивайте в нем комплексы заниженной самооценки, боязнь сделать ошибку и неверие, в то, что его могут любить просто так, за его личные качества и индивидуальность, иначе, он всю жизнь будет доказывать, что его есть за что любить. "Смелым и уверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят"-, З.Фрейд.

 

 Синдром ЛУЧШЕГО



Просмотров: 310
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь