|
Синдром ЛУЧШЕГО.Автор статьи: Кипра Марина Ивановна
Когда я училась в первом классе, у нас была девочка, круглая отличница, но оценки ей доставались, в полном смысле этого слова-- слезами. Когда раздавали тетрадки, после проверки, и вдруг она там видела четверку, лицо ее делалось красно - багровым цветом, и она начинала рыдать на весь класс. Почему у нее такая реакция была с лицом, я не знала. Было в ней что- то альбиноское - белое лицо, очень светлые волосы и практически не видимые брови. Когда она рыдала, ей абсолютно было все равно, как она выглядит и что о ней подумают. Она, приоткрывая глаза, искоса смотрела на учителя, ожидая реакции. " Лидочка, ну что ты так убиваешься?,- обычно восклицала учительница, на что Лидочка ревела еще громче. В конце концов, не выдержав такого натиска, учительница подходила, брала тетрадку и исправляла 4 на 5, после чего Лидочка успокаивалась и как ни в чем небывало продолжала слушать урок. Такие "концерты" были не редкостью и как то все привыкли к ним, мы были маленькими и у нас даже в мыслях не могло быть - возмутиться, поинтересоваться -- почему так?. Я, к сожалению, не знаю, что с ней было дальше, так как, перешла в другую школу. Но мне вспомнился этот эпизод, после прочтения статьи Паниной Ирины Николаевны "Предубеждения. Портят ли они жизнь?" И вот я про отличницу. Я подумала, а что побуждало ее таким способом быть "лучшей". Возможно, дома ее ждали родители-деспоты, которые наказывали за малейшее отклонение в сторону от "лучшей", но забыли наделить девочку достоинством и принципами. А может быть, в ней настолько был силен стереотип "Я должна быть лучшей, выделяться, неважно как". Родители не видят, каким путем она получает эти самые пятерки, но зато домой придет в полном порядке, а это уже лицемерие и ложь. Как говорится, "пять минут стыда и ты лучший". Мне, почему то вспомнился здесь на сайте молодой наш коллега, я не помню его имени, но хорошо помню, что ему было 23 года, и он всегда писал статьи, то про психологов – идиотов, то про этот сайт – болото. Аналогично, выделиться любым способом, неважно каким. Сейчас я понимаю, насколько непозволительно глупым было поведение учителя. Во-первых, другие дети вообще не принимались во внимание, во-вторых, учитель шел на поводу у маленькой истеричной девочки, которая, только что, ногами не била по полу и по нему не валялась. А должно было быть все по - другому. Вызвать родителей, побеседовать на предмет того, что с дочкой то происходит? Учителю бы осознать, что этим он только способствует «извращенному», неадекватному поведению ученика.
К чему я это все пишу. Синдром "отличника", "лучшего" любой ценой, очень опасная дорожка. Отличник зацикливается на идеи лидерства, на страхе неодобрения. Он должен быть таким и никаким другим. Его эмоциональный настрой зависит только при удовлетворении от признания и похвалы. Фрейд утверждает, что все наши проблемы из детства, навязчивое желание родителей сделать детей идеальными может привить неправильное видение мира. При вхождении во взрослую жизнь, ножками не подрыгаешь, и слезки твои никто вытирать не будет. Мир не исправит твою жизнь с 4 на 5, а привык, и начинается прогибание этого мира под себя, в ответ – больные подзатыльники. Для таких детей учеба является всем смыслом жизни, а оценка "отлично", показателем их "правильности". И учителями это всячески потакается. Какому - то Васе Пупкину, например, возможно исправить 2 на 3? да, это бред, хоть пусть лопнет от рыданий, да и смешно это будет, он привык к другому, учителем шанса не дается. А вот, как раз, такие Пупкины и получают в жизни массу возможностей и видят для себя пространство вариантов. Примеров масса, мальчик отличник, на которого возлагала и школа, и родители большие надежды, а после школы, растерялся как то. Зубрить нечего, нужно быстро соображать и жить. А не научили. Золотая медаль, на видном месте, а мальчик возит большого начальника большого предприятия, который, по иронии судьбы был троечником. Конечно, не у всех так плачевно все. Люди разные, случается, и отличник добивается многого в жизни, но я тут про детей и родителей, немного про учителей. Человек с детства "заряженный" на cамые-самые достижения приобретает болезненное отношение к малейшей угрозе потери своего статуса. Эти люди не умеют "падать", а следственно "подниматься". Любая "не пятерка", расценивается как провал и поражение. Такой человек предъявляет в дальнейшем высокие требования не только к себе, но и к другим, а иногда, при этом испытывает нехватку ресурсов, так как, соответствовать высоким требованиям не так- то просто. Они очень болезненно и тяжело переносят свое "несовершенство". Синдром "лучшего" перерастает в перфекционизм. «Главная — очевидная — проблема перфекционистов заключается в том, что они идеализируют: все должно быть в лучшем виде или никак. По большому счету, они никогда не бывают довольны своими результатами, "все могло быть еще лучше"-главная мысль. Это недовольство, приводит к депрессиям, пессимистическому настроению, неуверенностью в своих силах. И, как правило, имеются проблемы во всех сферах жизни. Везде нужно иметь все идеальное и лучшее. Как стать свободным от своих ограничений. Признать себя неидеальным и разрешить себе быть таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Разграничить важные вещи и второстепенные, ослабить хватку. Воспринимать критику, просто, как недочеты, на которые следует обратить внимание, позволить другим быть неидеальными. Родители, дайте ребенку с детства понять, что его любят не за что то, не за пятерки и не за победы, а просто, за то, что он есть. Не взращивайте в нем комплексы заниженной самооценки, боязнь сделать ошибку и неверие, в то, что его могут любить просто так, за его личные качества и индивидуальность, иначе, он всю жизнь будет доказывать, что его есть за что любить. "Смелым и уверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят"-, З.Фрейд.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|