|
Детская Агрессия - Что это?Автор статьи: Макаримова Альфия
Детская агрессия – что это? Вот он еще милый ребенок, которого недавно носили на руках, катали в коляске, вдруг становится злым и агрессивным. Дерется, кусается, обижает других детей, отбирает и ломает чужие игрушки и вещи, замахивается руками на старших, бьет, кричит. Мамы бьют тревогу. Ему только пять лет, семь, восемь, девять. Соседи жалуются, дети не хотят с таким играть. С чем сталкиваются родители? Отчего ребенок становится злым, раздражительным, неуправляемым? Компьютерные игры? Переизбыток информации (интернет, телевизор, планшет и телефон)? Или не всё в порядке в семье? Причин у детской агрессии много Проявление ее - это сигнал, что ребенок не чувствует себя в безопасности, и пытается защититься и выжить, как умеет, испытывает страх, стресс, отчаяние, сомнение, разочарование, ревность. Также причиной детской агрессии могут быть черепно-мозговые травмы, резидуально-органическое поражение головного мозга (дети с ЗПР, СДВГ). Агрессия (не ее крайние проявления, не бездумная жестокость, а энергия, внутренний потенциал, напор) сама по себе не есть зло, она дана нам природой, а природа мудра и просто так ничего не рождает. Нужно лишь вовремя и правильно ребенку объяснить природу агрессии, и направить ее в позитивное созидательное русло. Агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Активность, лидерские задатки, умение постоять за себя, упорство в достижении поставленных целей имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Жизнь это приключение, в котором необходимо уметь бороться, преодолевать препятствия, проявлять инициативу, отстаивать свою жизненную позицию, поддерживать себя и друзей. Если не научить ребенка этому он может стать безвольным, слабым, инертным, ригидным, не упорным, а упрямым во вред себе. Присмотритесь к своему ребенку в дошкольном возрасте, возможно, он не просто задира и драчун, а будущий чемпион, руководитель, лидер, президент. Помогите ему развить в себе лучшие стороны личности и черты характера через спорт, творчество и гармоничные отношения в семье. Пара примеров Мальчик Саша живет с мамой, родители в разводе. Папа редко общается с сыном. Проблемы проявились в первом классе, когда Саша стал щипать детей, царапать, толкаться. На Сашу стали жаловаться дети, родители, учитель. К сожалению, ребенок стал изгоем. Дети с ним не хотели играть. Родители пришли на консультацию к психологу, согласились принять общие правила взаимодействия между собой на основе взаимоуважения и партнерской родительской ответственности за воспитание ребенка. А с ребенком была проведена работа по принятию правил общения в коллективе и беседа о правилах и законах, зачем они нужны вообще. Мальчику Давиду семь лет, на консультацию его привела мама. Ребенок при волнении заикается, мало и редко чем интересуется, не хочет ходить в школу и на дополнительные занятия, ему там скучно. Единственное увлекательное занятие планшет, игра в майнкрафт, тогда он счастлив. С детьми строит отношения с трудом, никому вреда не причиняет, у ребенка аутоагрессия. Может сам себя побить, выставить себя в смешном, неприглядном виде, умышленно поплевать, играть соплями и слюнями, чтобы у других возникло к нему отвращение, презрение. Ругает себя, может назвать себя дураком, глупым. Взрослые к нему также относятся с презрением. Благополучная семья? Причина нелюбви ребенка к себе отсутствие теплой обстановки в семье, формальное отношение друг к другу. При наличии мамы, папы, бабушек, мама занята на работе, папа, чтобы не обременять себя проблемами воспитания и общения с ребенком приучил ребенка к компьютерным играм и планшету, бабушка в семье выполняет функцию няни, домработницы, где приоритетом является то, что ребенок чистый и сытый. Внешне вполне благополучная семья. Частый запрос родителей – сделайте что-нибудь с моим сыном, дочерью. К сожалению, многие родители не осознают, что проблемы не в их «неуправляемом» чаде. Чтобы помочь ребенку, нужно изменить ситуацию в семье. И именно родителям нужно быть готовыми к длительной и серьезной работе над собой и своими отношениями с окружающими. В чем сложность - обычно к психологу обращаются мамы, но даже мама не всегда готова работать над собой и менять свой ритм жизнь. А остальные члены семьи и вовсе проблем не видят. Идеальный вариант выхода из подобных ситуаций: научиться родителям брать ответственность на себя, заботиться друг о друге, проявлять любовь и терпение, совместно проводить досуг. Активные игры, прогулки всей семьей, поездки за город, пикники, совместное хобби, творчество, спорт, Семейные праздники укрепляют и сплачивают семью. В семье заводить традиции: ребенку стоит читать сказки, обсуждать увиденное, прочитанное, учить выражать эмоции социально приемлемым способом, учить говорить о своих чувствах и о чувствах других людей. Рекомендации, если ваш дошколенок или младший школьник проявляет излишнюю агрессию: 1. Обратить внимание на себя и свои взаимоотношения с близкими. Дети учатся не на словах, а на личном примере. 2. Психика развивается, как и все в этом мире по своим законам, есть возрастные новообразования. Пласт за пластом происходит формирование психики. До 10 – 12 лет дети полностью копируют поведение, образ мыслей, речь с людей, которые с ними находятся в ближайшем окружении: мама, папа, бабушка, дедушка или лица, их замещающие. И лишь в подростковом возрасте они начинают выбирать себе для подражания кого-то сами. Осознанный выбор. В возрасте 3-5 лет ребенок научается принимать правила через сюжетно-ролевую игру. 3. К шести – семи годам ребенок формируется как личность. И такие понятия, как уважение, достоинство, самоуважение нужно обсуждать с ребенком уже в возрасте трех – пяти лет и старше. Также уже можно рассказывать ребенку, какие бывают чувства и эмоции. И относиться к ребенку, проявляющему агрессию, нужно, как к личности, с уважением. Нельзя директивными, жесткими методами бороться с агрессией, наказывать, унижать, ущемлять за «плохое поведение». Пускай в младшем возрасте ребенок из страха перед наказанием станет вести себя в соответствии с родительскими ожиданиями, но рано или поздно скрытая агрессия проявится вне дома, с младшими детьми, с чужими людьми, с животными, с предметами. 4. И особую группу составляют дети с задержкой развития и синдромом гиперактивности и дефицита внимания, они помимо всего перечисленного, нуждаются в психолого-медико-педагогическом сопровождении. Марина Олеговна Полякова, психолог-дефектолог Альфия Нурмухамедовна Макаримова, детский психолог http://detki.kz/magazines/klub-roditeley-detkikz/no09-75-sentyabr-2015
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|