Детская Агрессия - Что это?

Автор статьи: Макаримова Альфия

Детская агрессия – что это?

Вот он еще милый ребенок, которого недавно носили на руках, катали в коляске, вдруг становится злым и агрессивным. Дерется, кусается, обижает других детей, отбирает и ломает чужие игрушки и вещи, замахивается руками на старших, бьет, кричит. Мамы бьют тревогу. Ему только пять лет,  семь, восемь, девять. Соседи жалуются, дети не хотят с таким играть.

С чем сталкиваются родители? Отчего ребенок становится злым, раздражительным, неуправляемым? Компьютерные игры? Переизбыток информации (интернет, телевизор, планшет и телефон)? Или не всё в порядке в семье?

Причин у детской агрессии много

 Проявление ее  - это сигнал, что ребенок не чувствует себя в безопасности, и пытается защититься и выжить, как умеет, испытывает  страх, стресс, отчаяние, сомнение, разочарование, ревность.  Также причиной детской агрессии могут быть черепно-мозговые травмы, резидуально-органическое поражение головного мозга (дети с ЗПР, СДВГ). Агрессия (не ее крайние проявления, не бездумная жестокость, а энергия, внутренний потенциал, напор) сама по себе не есть зло, она дана нам природой, а природа мудра и просто так ничего не рождает. Нужно лишь вовремя и правильно ребенку объяснить природу агрессии, и направить ее в позитивное созидательное русло.

Агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Активность, лидерские задатки, умение постоять за себя, упорство в достижении поставленных целей  имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство.  Жизнь это приключение, в котором необходимо уметь бороться, преодолевать препятствия, проявлять инициативу, отстаивать свою жизненную позицию, поддерживать  себя и друзей. Если не научить ребенка этому он может стать безвольным, слабым, инертным, ригидным, не упорным, а упрямым во вред себе.  Присмотритесь к своему ребенку в дошкольном возрасте, возможно, он не просто задира и драчун, а будущий чемпион, руководитель, лидер, президент. Помогите ему развить в себе лучшие стороны личности и черты характера через спорт,  творчество и гармоничные отношения в семье. 

Пара примеров

Мальчик Саша живет с мамой, родители в разводе. Папа редко общается с сыном. Проблемы проявились в первом классе, когда Саша стал щипать детей, царапать, толкаться. На Сашу стали жаловаться дети, родители, учитель. К сожалению, ребенок стал изгоем. Дети с ним не хотели играть. Родители пришли на консультацию к психологу, согласились принять общие правила взаимодействия между собой на основе взаимоуважения и партнерской родительской ответственности за воспитание ребенка. А с ребенком была проведена работа по принятию правил общения в коллективе и беседа о правилах и законах, зачем они нужны вообще.

Мальчику Давиду семь лет, на консультацию его привела мама. Ребенок при волнении заикается, мало и редко чем интересуется, не хочет ходить в школу и на дополнительные занятия, ему там скучно. Единственное увлекательное занятие планшет, игра в майнкрафт, тогда он счастлив. С детьми строит отношения с трудом, никому вреда не причиняет, у ребенка аутоагрессия. Может сам себя побить, выставить себя в смешном, неприглядном виде, умышленно поплевать, играть соплями и слюнями, чтобы у других возникло к нему отвращение, презрение. Ругает себя, может назвать себя дураком, глупым. Взрослые к нему также относятся с презрением.

Благополучная семья?

Причина нелюбви ребенка к себе отсутствие теплой обстановки в семье, формальное отношение друг к другу. При наличии мамы, папы, бабушек, мама занята на работе, папа, чтобы не обременять себя проблемами воспитания и общения с ребенком приучил ребенка к компьютерным играм и планшету, бабушка в семье выполняет функцию няни, домработницы, где приоритетом является то, что ребенок чистый и сытый. Внешне вполне благополучная семья.

Частый запрос родителей – сделайте что-нибудь с моим сыном, дочерью.  К сожалению, многие родители не осознают, что проблемы не в их «неуправляемом» чаде. Чтобы помочь ребенку, нужно изменить ситуацию в семье. И именно родителям нужно быть готовыми к длительной и серьезной работе над собой и своими отношениями с окружающими. В чем сложность  - обычно  к психологу обращаются мамы,  но даже мама не всегда готова работать над собой и менять свой ритм жизнь. А остальные члены семьи и вовсе проблем не видят. 

Идеальный вариант выхода из подобных ситуаций: научиться родителям брать ответственность на себя, заботиться друг о друге, проявлять любовь и терпение, совместно проводить досуг. Активные игры, прогулки всей семьей, поездки за город, пикники, совместное хобби, творчество, спорт, Семейные праздники укрепляют и сплачивают семью.  В семье заводить традиции: ребенку стоит читать сказки, обсуждать увиденное, прочитанное, учить выражать эмоции социально приемлемым способом, учить говорить о своих чувствах и о чувствах других людей.

Рекомендации, если ваш дошколенок или младший школьник проявляет излишнюю агрессию:

1. Обратить внимание на себя и свои взаимоотношения с близкими. Дети учатся не на словах, а на личном примере.

2. Психика развивается, как и все в этом мире по своим законам, есть возрастные новообразования. Пласт за пластом происходит формирование психики. До 10 – 12 лет дети полностью копируют поведение, образ мыслей, речь с людей, которые с ними находятся в ближайшем окружении: мама, папа, бабушка, дедушка или лица, их замещающие. И лишь в подростковом возрасте они начинают выбирать себе для подражания кого-то сами. Осознанный выбор. В возрасте 3-5 лет ребенок научается принимать правила через сюжетно-ролевую игру.

3. К шести – семи годам ребенок формируется как  личность. И такие понятия, как уважение, достоинство, самоуважение нужно обсуждать с ребенком уже в возрасте трех – пяти лет и старше. Также уже можно рассказывать ребенку, какие бывают чувства и эмоции. И относиться к ребенку, проявляющему агрессию, нужно, как к личности, с уважением. Нельзя директивными, жесткими методами бороться с агрессией, наказывать, унижать, ущемлять  за «плохое поведение». Пускай в младшем возрасте ребенок из страха перед наказанием станет вести себя в соответствии с родительскими ожиданиями,  но рано или поздно скрытая агрессия проявится  вне дома,  с младшими детьми, с чужими людьми, с животными, с предметами.

4. И особую группу составляют дети с задержкой развития и синдромом гиперактивности и дефицита внимания, они помимо всего перечисленного, нуждаются в психолого-медико-педагогическом сопровождении. 

Марина Олеговна Полякова, психолог-дефектолог

Альфия Нурмухамедовна Макаримова, детский психолог

http://detki.kz/magazines/klub-roditeley-detkikz/no09-75-sentyabr-2015

 



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Постоять за себя: 10 правил, о которых нужно рассказать ребенку
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Ребенок плюется — мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • Почему ребенку важно "принять себя" в раннем возрасте
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Детская агрессия: как вести себя родителям
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Ребенок от первого брака. Как правильно себя вести
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь