Болезни как следствие родительских предписаний

Человек действует по своему сценарию, потому что сценарий закреплен в его сознании родителями в очень раннем возрасте; он остается верным этому сценарию всю жизнь, даже когда физические голоса родителей навсегда замолкли. Это напоминает компьютерную запись или пластинку, которая издает звуки в определенной последовательности много лет спустя после того, как тот, кто сделал эту запись, покинул сцену. А наш человек тем временем сидит за пианино и барабанит по клавишам, и у него возникает иллюзия, что именно он исполняет народную песню или величественный концерт.

Эрик Бёрн

Во многих случаях психологической помощи людям, сталкиваюсь с тем, что родительские предписания и послания часто становятся причиной болезни или слабого здоровья. Родители, бабушки, дедушки передают не только свои взгляды, ценности, убеждения, но также отношение к здоровью, болезням, а часто и сами болезни, и это не генетика, а именно программы и установки, которые можно изменить.

Родительские предписания принимаются ребёнком в детстве и становятся частью жизненного сценария, влияют на отношение к себе и к своему здоровью, к другим людям, к миру. В большинстве случаев возраст не имеет значения и предписания продолжают иметь сильное и неосознанное влияние на жизнь человека и зачастую передаются последующим поколениям.

Болезни как следствие родительских предписаний

Одно из самых частых родительских предписаний, влияющего на здоровье человека, является послание "не будь здоров!". Происходит это если ребенок получает достаточную порцию внимания, заботы и любови, когда болеет. Дети становятся манипуляторами, когда не получают то, что им необходимо. С таким предписанием у меня наиболее часто встречались 2 варианта:

  • Вторичные выгоды ребенка от болезни: сидеть дома, не ходить в школу, получать внимание, любовь от родителей. Человек в детстве получал любовь только во время болезни. Он вырастает и регулярно болеет, часто без видимой причины. Отношения во взрослом возрасте напоминают комплиментарный союз, когда один болеет, другой заботится. 
  • Вторичные выгоды одного из родителей, чаще мамы. Родитель использует ребенка для получения собственных определённых выгод. Для примера: клиентка постоянно жаловалась на здоровье своего ребенка, но в процессе работа осознала, как рада остаться дома с ребенком: можно не ходить на работу, играть с ребенком, пить горячий какао, а ребенок выполнял подсознательное желание мамы, хотя и сам был не против этого. 


К сожалению, инвалидизация часто является действенным способом получения желаемого. Это может быть помощь посторонних, внимание, сочувствие близких, способ ухода от ответственности или пособие по инвалидности.

Реже встречается предписание "болеть нельзя!", которое приводит человека к состоянию полного отрицания болезней и внезапного резкого ухудшения состояния. Он держится до последнего, игнорируя сигналы тела, по сути выполняя родительское предписание, что болеть нельзя. Болезни в этом случае всячески пресекались или считались чем-то постыдным, слабым. 

Это предписание как мина замедленного действия, которая никогда не знаешь когда взорвётся. Для примера, на терапию обращается женщина, 42 года, никогда не болела и внезапно резко ухудшилось состояние, без видимых причин. Врачи ничего не нашли. В ходе работы, выясняется, что в детстве её били, когда она болела, для неё болезни - это запретное состояние. Многие годы она вырабатывала ресурс организма, пока этот ресурс не закончился. Через разрешение болеть, чувствовать своё тело, проработку её побоев в детстве, женщина начинает заниматься своим здоровьем, ценить и уважать своё тело, прислушиваться к своему организму, заметное улучшение в эмоциональном состоянии.



И еще одно послание, которое приводит к серьезным проблемам со здоровьем - "не живи!". В этом случае происходит программа на смерть, быструю - суицид, аварии, или медленную - болезни, наркомания, алкогольизм, курение. Дмитрий Шустов анализируя предписания алкоголиков с помощью трансактного анализа выявил около половины предписаний "не живи" в семейной системе ("Аутоагрессивность, суицид, алкоголизм"). 

И ещё несколько детальных случаев из своей практики:

  • Татьяна, 26 лет. Обратилась с запросом по психосоматике. Что-то отдельное не болит, но частые простуды, слабость, только становится лучше, и опять заболевает. С работой проблемы, отношения нестабильны. Выходим на внутреннего ребенка, который постоянно болеет и выясняем, что она получала в детстве внимание только когда болела - вся семья бросала свои дела и занимались девочкой. Через работу с внутренним родителем, Татьяна дает любовь своему внутреннему ребенку и необходимость болеть, чтобы получить эту любовь, пропадает. В процессе работы у Татьяны сформировались новые принципы и отношение к своему здоровью: "я люблю и принимаю себя, я даю себе любовь и заботу сама, мне не надо болеть, чтобы чувствовать себя нужной". 
  • Другой случай с женщиной, 31 год, Ксения. Частые простудные заболевания с детства, последнее время замечала, что когда кто-то в семье заболевает, это каким-то образом передается ей (без прямого контакта с заболевшим человеком). Начинаем выяснять установки и решения на "совместное заболевание" и выходим на то, что в их семье считается абсолютно нормально болеть вместе с другим, своего рода помощь другому через принятие части болезни на себя – «ты болеешь и я с тобой на пару, чтобы тебе одному так плохо не было». Несколько поколений этот принцип передается как семейный сценарий. По завершении работы, Ксения принимает новые принципы: "я помогаю другим в семье, когда здоровая, а не когда больная. Я не перенимаю болезни от других, пытаясь им помочь. Я забочусь о своём здоровье". Болезни ушли, состояние заметно улучшилось и что важно - она передаст новые принципы своим детям и последующим поколениям. 

При работе с психосоматикой необходимо выявить вторичные выгоды, родительские предписания, семейные сценарии и собственные детские решения. В ином случае прохождение болезни может быть временным.

Чтобы начать процесс понимания своего здоровья и возможных родительских предписаний, Вам помогут ответы на следующие вопросы:
- часто ли Вы болели в детстве? Как к Вам относились когда Вы болели? 
- что Вам разрешалось делать или не делать когда болели? Поддерживаете ли Вы это поведение во взрослом состоянии, когда болеете? 
- как в Вашей семье относятся к болезням? Как относятся к больному человеку? Что делают другие, когда кто-то заболевает?
- что Вы чувствуете если заболеваете? Как Вы относитесь к другому человеку, который заболел?

Тема интересная и регулярно появляются новые случаи, которыми я буду делиться в новых статьях. Подписывайтесь на мои обновления. 



Просмотров: 461
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Когда живем только вверх от шеи. Предписание "Не чувствовать"
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Посмотри в глаза своей болезни. Арт-терапия, как "скорая помощь" для каждого.
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Когда я говорю "любовь", я думаю о том, что...
  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Семейные системные расстановки.Что, где, когда?" ( Случаи из практики, теория, упражнение)
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Что делать родителям, когда подросток задает " неудобные " вопросы?
  • Психотерапия искусством или как известный художник однажды написал роман "История болезни"
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь