Гнев-полезная эмоция

В январе 2014 года в прокат вышел фильм "Невероятная жизнь Уолтера Митти". С точки зрения психологии фильм полон потрясающе тонких образов и метафор. Возможно, я еще вернусь к образу матери в нем, но сейчас хотелось бы поговорить о другом. В фильме есть сцена в лифте, где начальник обесценивает, унижает  главного героя (Уолтера Митти), а тот в ответ лишь фантазирует, как разнесет полгорода  в схватке с ним, подобно супермену. Замечательная метафора той ярости которая кроется внутри человека, не умеющего постоять за себя в реальной жизни. Здесь она показана в виде сознательной фантазии главного героя, и, согласитесь, ее слишком много, для того, чтобы иметь возможность дать адекватный ответ тому, кто обесценивает. Так происходит,когда эмоции длительное время не находят выражения. Оптимальным в этой ситуации было бы направить часть этой энергии на поиск решения: как дать отпор обидчику и не быть уволенным.
 Но не всегда агрессия осознается человеком. Очень часто такие эмоции вытесняются в бессознательное и проявляются косвенным путем, находя свое выражение в осуждении окружающих, нетерпимости к меньшинствам или инакомыслящим, критичном отношении к своим и чужим мельчайшим промахам и др. Или целиком обращается против себя, проявляясь в виде повышенного артериального давления, язвы, астмы, аллергии и прочих психосоматических заболеваний.
Почему так случается? Все идет из детства. У ребенка куча поводов сердиться на родителей, т.к. процесс воспитания и "окультуривания" идет в разрез с его естественными желаниями бегать нагишом, совать пальцы в дверную щель или подстригать грядку с луком. Ограничения вызывают естественную реакцию протеста у малыша, и он использует агрессию по ее прямому назначению-для творческого исследования и преображения окружающего мира, а также для защиты своих интересов. Если родители (особенно мать) в силу особенностей своего характера  не могут принимать это состояние малыша, более того, дают ему понять, что сердиться на них неприемлемо, что они не любят и не хотят его видеть таким (часто сопровождая это словами "Это не мой мальчик, мне такой не нужен!", "Девочки не должны кричать, посмотри на себя, кому ты такая злюка нужна!"), то они не оставляют ему выбора. Ведь ребенок зависим от родителей. Без их заботы он погибнет. Кроме того, его психика еще незрелая, он не может выдерживать эмоции, они затапливают его, он еще не умеет ими управлять. А выражать свои агрессивные эмоции опасно! Тогда психика ребенка подавляет эти эмоции, вытесняя их в "дальний темный угол"-в бессознательное. 
Но, увы, без важного инструмента, агрессии, невозможно развиваться, творчески реализовать себя, невозможно радоваться жизни. Ребенок все чаще думает "Если я никогда не буду желать, я никогда не буду разочарован", т.к. он не может постоять за себя и выбрать то, что ему нравится, защитить свои интересы, а прошлый неудачный опыт отстоять свои права вызывает болезненные воспоминания. Так происходит, т.к. гнев-более архаичная (древняя) эмоция, научившись подавлять ее, человек с легкостью отказывается и от эмоций радости и интереса, чтобы не столкнуться с возможной неудачей в борьбе за то, что нравится.
Где же выход? В фильме герой попадает в такую ситуацию, когда нет иного выхода, кроме нехарактерных для него действий, благодаря которым он возвращается в воспоминаниях в тот период жизни, когда он сам отказался от своего права быть собой и проживать жизнь интересно и полно. Осознав, он снова становится "тем парнем" и начинает по-новому строить отношения с окружающими. В реальной жизни редко кому так везет. Зато такой опыт дает психоаналитическая психотерапия. Вы можете осознать, что заставило Вас отказаться от Вашего права быть самим собой и проживать жизнь так, как Вам хочется, понять несостоятельность и иррациональность тех детских умозаключений, безопасно вернуться в те детские состояния и заново "прожить" их, выразив все бессознательные эмоции без страха осуждения. Да, чтобы заглянуть внутрь себя требуется мужество, это так. Потому  психоаналитики говорят, что к ним приходят только самые сильные и умные люди. Буду рада познакомиться с Вами!



Просмотров: 579
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни
  • Фильм "Калашников". Война и труд, жизнь и эмоции.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Как безопасно выразить эмоции, если "адресат" не желает слушать
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Хорошая" девочка и "плохие" эмоции
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Эмоции и чувства - "краски жизни".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Регрессия в прошлую жизнь: "Я хочу понять причину не принятия себя"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь