|
Как перестать оценивать друг друга?Автор статьи: Надежда Шелепова
Любая терапевтическая группа или тренинг начинаются с принятия групповых правил. И главным из них я бы выделила правило «Не давать оценку», его по-другому называют «Говорить Я-высказывания» или «Делиться опытом, а не давать советы». Все эти правила, я думаю, об одном и том же. Они вводятся для безопасности каждого участника, для того чтобы не сделать друг другу больно, не обидеть, не застыдить и не завиноватить другого. Таким образом создается достаточно искусственная ситуация, потому что в жизни мы живем среди оценок – нас оценивают, мы оцениваем других, мы оцениваем сами себя. Для исследования вопроса оценок, я бы задала гештальтистский вопрос: «Для чего нам нужны оценки?» Начну издалека, с самого нашего рождения. Появился на свет малыш, на 39 неделе беременности, в 11 утра 29 июня, мальчик, сразу закричал, вес 2900, рост 47 см. Это факты? Да, это факты. Они имеют нейтральную окраску. Когда же факты становятся оценками? Когда мама задумывается – почему он родился весом 2900 – нормально это или мало. Да еще и подруга через месяц родила сыночка весом 4 200. Дальше малыш растет, прибавляет вес, кушает мамино молочко или смесь из бутылочки, учится поворачиваться, сидеть, появляются первые зубки и т.д. И все это имеет свои сроки, которые являются фактами, пока их ни с чем не сравнивают. Но маме же интересно, а как там у других. И ждет, что у сыночка все будет нормально, как должно быть, а может быть и еще лучше. А значит быстрее, раньше, больше. Для чего это ей нужно? Для того, чтобы ей было спокойно за своего сыночка. Для того, чтобы радоваться его успехам. Для того, чтобы знать нужна ему дополнительная помощь или нет (чтобы он стал как все). Для того, чтобы была ОПОРА в виде знания, что у него все хорошо. Получается, что пока ребенка не оценили, не сравнили с другими, не повесили ярлык, маме будет не спокойно, она не сможет за него радоваться, будет сомневаться? Да и на что ей опираться? В гештальт-подходе принято опираться на факты или феномены. А что это такое? Нашла такое определение в интернете. Феномен – это некоторый описательный фрагмент реальности. Выше я уже писала, что данные, измеренные в цифрах, не имеющие окраски – это нейтральные факты. В данном примере, это будет вес ребенка, рост, срок родов, набор веса за месяц, количество зубов к одному году и т.д. Что еще относится к фактам: - описание мимики: у мужчины сдвинулись брови, появилась вертикальная складка между бровей, мышцы вокруг губ напряглись, губы стали тонкие, напряженные - возвращаясь к нашему примеру про маленького сыночка –описание действия: у ребенка появились слезы на глазах, в момент ухода мамы из дома; - описание мыслей: я думаю о предстоящей встрече с моим другом, о том, что мне на нее одеть; - описание переживаний, чувств, ощущений: я ощущаю, замедление дыхания, мне трудно вдохнуть, в груди тяжесть, давление, начинает пощипывать нос, подступают слезы, но я их останавливаю; - описание взаимодействия: я начинаю повышать голос, когда мой муж отворачивается во время нашего разговора и т.д. Как видно из этих примеров – факты отличаются от оценок тем, что за каждым из этих фактов может стоять совершенно разная оценка: - у мужчины сдвинулись брови, появилась вертикальная складка между бровей, мышцы вокруг губ напряглись, губы стали тонкие, напряженные. Это факт. Оценки: мужчина злится, мужчина сосредоточенно думает, мужчина расстроился или обиделся, у мужчины что-то болит и т.д. - у ребенка появились слезы на глазах, в момент ухода мамы из дома – это два разных факта: слезы у ребенка и уход мамы из дома; часто мы связываем два разных факта и делаем на основании этого оценку: ребенок расстроился из-за того, что мама ушла; а может быть у ребенка что-то заболело в этот момент? - я думаю о предстоящей встрече с моим другом, о том, что мне на нее одеть. Оценки: мне нравится мой друг, я хочу ему понравиться; или я не знаю какая будет погода и забочусь о своем комфорте Дальше можно продолжать очень долго, думаю, основная мысль понятна. Интересно разбираться с тем, откуда берутся именно те оценки, которые мы даем друг другу. Вернемся к примеру с мамой и ребенком: малыш родился весом 2900. Мало это или нормально? Может быть, сами родители этого малыша миниатюрные, невысокого роста и родились с похожим весом. А может быть он недополучал питания и поэтому не набрал вес. А может быть мама чуточку не доходила беременность. Мама тревожится, что с ее сыночком может быть что- то не так, она испытывает много сомнений– это же ее первый ребенок, помнит, как в детстве она много болела сама, как ее сравнивали родители с другими детьми и так далее. Основываясь на этих переживаниях, она начинает узнавать, а как должно быть. Вспоминает о весе сыночка ее подруги. И начинает сравнивать, приходя к выводу, что ее ребенок маленького веса, что он отстает от других деток, ему будет трудно и, что он будет болеть. Опираясь на эти переживания и выводы она совершает дальнейшие действия – докармливает его, бегает по врачам и много еще чего. Мы живем в мире, где все друг другу дают оценки, опираясь на собственный опыт, переживания и ценности; связывая разные факты в своем сознании; сравнивая друг друга. Гештальт-подход предлагает опираться на факты и не делать поспешных выводов, проверяя факты, подкрепляя их другими фактами, в конце концов у того мужчины можно просто спросить: отчего он сдвинул брови и у него стал напряженным рот (по крайней мере, если это близкий человек)))), прежде чем пугаться, что он разозлился на вас. Обращать внимание на факты, проверять свои выводы, давать обратную связь фактами, а не оценками – это отличная практика, которую можно использовать не только гештальт-терапевтам, но и всем нам в обычной жизни. Тогда правда становится легче общаться друг с другом, станет спокойнее и появится уверенность. А практиковаться в этом очень здорово на терапевтических группах) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|