|
Такой маленький, а уже грубит и оговаривается!Автор статьи: Щурова Мария Михайловна
Бывает так, что дети 5-9 лет вдруг становятся невыносимы: слишком громкими, непослушными, капризными, оговариваются и даже грубят родителям. И это, казалось бы, ни с того ни с сего. Что делают, как правило, родители? Обычно сначала поговорят-поговорят, а ребёнок ещё пуще шалит и дерзит. Родители тогда включают тяжёлую артиллерию: наказывают, ругают, лишают чего-нибудь. А ребёнок тоже повышает градус непослушания, и тогда-то родители осознают, что растеряны. Все методы испробованы – ничего не работает: ребёнок, видимо, испортился. Где, когда непонятно. А он не испортился, он нам таким поведением сигнализирует, машет красной тряпочкой: «Эй, со мной что-то не так, я сам пока не понимаю, но внутри какие-то чувства, какая-то злость и беспокойство. Помогите!» Однако поскольку сказать (за редким исключением) не может, то языком становится картина его поведения. Психологи знают: с ребёнком никогда ничего не происходит просто так, без причины, и он как может говорит с нами – иногда невербально. Часто это бывает потому, что ребёнку начинают уделять недостаточно внимания. «Да я целый день с ним», - скажет мама. А что значит уделять внимание? Это когда ребёнок просто рядом бегает или самостоятельно играет? Или когда мы с ним разговариваем вполоборота, за мытьём посуды или приготовлением еды? А вот и нет. Уделять внимание, с точки зрения ребёнка, это говорить, играть с ним, шалить и возиться, не отвлекаясь ни на что другое. «Где же взять это время? - спросят родители, - когда весь день как белка в колесе, и всё ведь для него». Однако малышу это не объяснишь, хотя спокойно рассказывать о своей занятости и усталости обязательно нужно. Здесь другое – провести время, пусть небольшое, живя его жизнью, видя его глазами. Замечательный детский психотерапевт Вайолет Окленден говорила, что ребёнку в течение дня нужно уделять 20-30 минут, отбрасывая все дела. Предлагала даже будильник заводить на это время. И спрашивать у своего малыша: чем бы ты хотел, чтобы мы позанимались сейчас? (Не уроками, не олимпиадами – а тем, что он скажет!). И радостно, эмоционально, иногда серьёзно и сосредоточенно делать всё вместе. Это в течение дня. И обязательно каждый день. А перед сном, конечно, книжка вслух, какая-то история или обсуждение чего-то очень интересного. Одно другого не отменяет! Так просто? Да, только вот когда психолог начинает подробно расспрашивать родителей, оказывается, что все вместе, но каждый сам по себе. Поэтому плохое поведение ребёнка – это для нас сигнал, что мы чего-то недодали, о чём-то не спросили. И это можно исправить! Дети такие пластичные создания, они так любят родителей и так быстро переключаются, что буквально 3-4 дня вашего активного внимания способны вернуть малышу уверенность, а с ним спокойствие и покладистый нрав. А что делать с детской агрессией? Куда её девать? О злости, обидах обязательно нужно с ребёнком разговаривать. Это нормальные чувства. Часть их жизни. Даже если он злиться на папу-маму, бабушку-дедушку, брата-сестру. Вайолет Окленден предлагала каждый день перед уходом ко сну проводить «сердитые занятия», то есть говорить с ребёнком о том, что его расстроило или разозлило сегодня, просто слушать, не давать оценок. Ребёнок же в этот момент чувствует, что его услышали и поняли, что он не плохой, даже когда злиться на самых близких, он расслабляется и получает сигнал, что можно дальше познавать мир во всём его противоречии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|