В последнее время все больше людей отдают своих детей в спортивные секции, кружки творчества. Такая тенденция обнадеживает, вера в подрастающее поколение возрастает, перед нами обрисовывается картина перспективного будущего РФ.
Конечно нужно поддерживать таких детей, как со стороны близких, так и со стороны государства, всячески помогая им заниматься выбранным делом. Но остаются нерешенные вопросы.
Все ли дети достигнут успеха в выбранной деятельности? Как правильно подобрать приоритетное направление деятельности для ребенка, чтобы оно приносило ребенку удовлетворение и успех?
На первый вопрос ответ прост – нет. Хорошо будет, если 30% пройдут достойно все испытания, выполнят поставленные задачи и продолжат заниматься любимым делом.
Чтобы ответить на второй вопрос, необходимо ответить еще на три (вопросы будут уместны для детей от 10 лет и взрослых):
1. Чем ты хочешь заниматься?
2. Есть ли у тебя способности к выбранному делу?
3. Есть ли возможность превратить способности в профессиональные навыки?
Ответив на эти вопросы положительно, стоит только приступить к развитию способностей и реализации возможностей в выбранном направлении, несмотря на предстоящие трудности (без них не обойтись). Успешно справившись со всеми сложностями, человек становится сильней, поэтому не стоит их избегать, от смерти и несчастий не спрячешься даже дома (можно подавиться косточкой, заработать инфаркт и т.д.). К тому же проводя свою жизнь в домашних условиях, рано или поздно станет скучно, захочется ярких впечатлений, поэтому «игра в прятки с миром» не вариант. Успешные люди часто рискуют и побеждают, наслаждаясь «завоеванными трофеями». Те же, которые трусливо обходят стороной все препятствия, как правило, живут серо, депрессивно, апатично, работая на лекарства. Однако определять какой жизненный путь приемлемей для каждого остается личным выбором. Можно дать рекомендации, а воспользоваться ими или нет - личное дело каждого.
Большинство родителей не ждут глобальных результатов от своих детей (и правильно делают). В свое время, самостоятельно достигнув поставленной задачи, они позволяют и детям повторить свой успех или даже превзойти. Желая занять свободное время своего ребенка, выбирают увлечения для него исходя из своих интересов (интересов ребенка), территориального расположения кружка, секции. Как правило, количество попыток приучить свое дитя к выбранному виду деятельности минимальное. Дети у таких родителей в большинстве случаев надеются на собственные силы, на свой выбор и как ни странно, достигают успеха значительно чаще, нежели дети авторитарных родителей.
Получается, чтобы добиться успеха взрослому, необходимо соблюдать несколько правил успешного человека, а ребенку предоставить хоть небольшую свободу выбора.
Сложности возникают у «родителей-диктаторов», цели которых сильно разнятся по сравнению с «родителями демократического стиля воспитания». Многие «диктаторы» не добившись личного успеха или выполнив поставленную задачу лишь на половину, делают ставки на потомство, желают, чтобы хотя бы их дети прославили не совсем удачного родителя. В своем чаде они видят будущего спортсмена, певца, артиста и т.д., не учитывая мнение ребенка. Уже мысленно представляя его звездой, надеются только на успех. Хорошо еще, когда и сам ребенок рассчитывает на успех в своей деятельности. Гораздо хуже обстоит дело с родителями, которые хотят любыми средствами заставить ребенка заниматься «перспективной деятельностью», подвергая несогласного «психологическим пыткам», иногда и физическим. Под страхом наказания за непослушание ребенок старается поначалу не показывать свое нежелание трудиться, он пытается угодить родителям взамен на одобрительное отношение к себе.
Длительность такой «игры» зависит от стрессоустойчивости ребенка. Когда «сосуд терпения» переполнен, начинается «подростковая революция». Проявляется она незамысловато в виде протестов, споров, ссор с родителями.
Даже если протеста не будет, все равно, значительных успехов, как правило, такие дети не достигают. Они слишком много усилий тратят, чтобы соответствовать тому образу, который устойчиво закрепился в мыслях родителей. Хотя хорошие специалисты своего дела из них несомненно вырастут, но к сожалению отличниками, профессионалами с большой буквы им не стать. Им приходится жить по канонам своих родителей, доступ к удовлетворению личных потребностей и интересов блокирован деструктивными установками. Не сложно понять, что существование по правилам, продиктованным извне (родительское программирование), не приносит необходимой радости, не делает человека по-настоящему счастливым.
Воспитание начинается с детства и закрепляется в большинстве случаев на всю жизнь. Многие учатся, тренируются, работают, не там где им хотелось бы, со временем забывая о своих увлечениях, интересах, к 40 годам трансформируясь в депрессивно-апатичного человека. Идут по жизни, как «трамвай едет по рельсам» без возможности повернуть в интересующие места.
А ведь один из них мог бы стать профессиональным врачом, а не слесарем, со склонностью к профессиональному алкоголизму. Или вышел бы талантливый танцор, музыкант, а не полицейский-коррупционер.
К сожалению, взрослые люди с особой опаской относятся к изменениям, «дорожат синицей, думая, что руки не дотянутся до журавля», хотя имея желание и немного храбрости, могли бы поменять свою жизнь и жизнь своих детей в лучшую сторону.
Взрослый человек в отличие от детей способен взять на себя ответственность и измениться. А вот у детей такой возможности нет, они находятся под властью родителей, возможность выбора зависит от благосклонности «предков».
Поэтому родителям следует серьезно задуматься, кого они хотят вырастить: успешного человека, имеющего собственное мнение, занимающегося любимым делом, или неудачника, который ненавидит понедельник, коллег по работе, да и саму работу, трудясь ради материального благополучия. С первым вариантом все понятно, каждый человек стремится к успеху, а вот второй вариант даже для государства бесполезен, иногда даже вреден, не говоря о самом невезучем.
Все что нужно родителям - это предоставить своему ребенку возможность выбора. Дать ему возможность посетить хотя бы 5 секций (кружков) и позволить остановить свой выбор на самом интересном. Тогда сразу станет заметно, что у вашего ребенка «загорелись глаза» к любимому увлечению. Его не нужно будет заставлять и уговаривать, он сам с большой охотой будет бежать на занятия (тренировку). И только обстоятельства непреодолимой силы способны его остановить на пути к успеху и профессионализму.
Помните, что за будущее своих детей вы несете ответственность, от вас зависит качество жизни ребенка!!!
Касательно уже сложившихся взрослых, тех которые пошли по ложному пути, которые не получают удовлетворения от жизни, у них также есть возможность изменить направление «пути в никуда». Все что нужно – это немного смелости для решения свернуть с дороги в перспективное место. Если не хватает храбрости или не знаете какое направление деятельности выбрать, то следует обратиться за помощью к психологу. Профессионал своего дела обязательно вам поможет обрести гармонию с окружающим миром!