Агрессия – запретный плод сегодняшнего невротика

Агрессия  запретный плод сегодняшнего невротика

Мы привыкли думать, что психоанализ – это про подавление сексуальных влечений, приводящее к неврозам. В начале ХХ века это во многом было правдой.

Первые пациенты Фрейда страшились своей сексуальности и подавляли ее. Но современный человек, переживший сексуальные революции, от подавления либидинозных импульсов уже практически не страдает. 

Сегодня на передний план выходит подавление и отрицание агрессии. Которое оказывается не менее, если не более болезнетворным.

  • Что такое агрессия?

  • Плохо это или хорошо?

  • Нужна она или вредна?

В современном обществе состояние агрессии, агрессивное поведение на словах подвергается безусловному осуждению. Особенно это касается отношения взрослых к детской агрессии.

Не груби старшим, не дерись, решай конфликты переговорами - и что же делать трехлетнему обитателю песочницы: вести переговоры он еще толком не умеет, а драться ему уже нельзя…

Давайте посмотрим, какие определения агрессии дает психоанализ.

Агрессия понимается в психоаналитической литературе очень широко. Она может включать в себя физическое или вербальное действие; сознательные или бессознательные желания напряженности, специфический тип психической энергии и идею инстинкта смерти (Storr, 1969).

У З.Фрейда агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов; агрессивное поведение не только врожденное, берущее начало из встроенного в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса ("влечения к смерти") не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.

Метапсихология З.Фрейда включает в себя топографический, динамический, структурный, генетический, экономический и адаптивный подходы (Фрейд, 1991).

  • Топографический подход в анализе агрессивности может быть выражен в качественной частной оценке содержания агрессивных фантазий, образов, реализованных в различного рода проекциях и в поведении, обусловленного этими проекциями.

  • Динамический подход позволяет выявлять фиксации влечений и их динамическую составляющую, раскрывать симптомы как отражение "судьбы влечений".

  • Экономический подход вносит в оценку агрессивности понимание путей реализации аффективного потенциала и позволяет выстраивать вероятностную модель существования и протекания агрессивных реакций.

  • Структурная оценка агрессивности, в той или иной мере, позволяет говорить о структурной самоподчиненности форм проявления агрессивности, их взаимосвязи друг с другом, об их иерархической и функциональной специфичности.

  • Генетический подход к агрессивности дает возможность качественно определить травматический смысл переживаемых в настоящем агрессивных состояний.

К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида.

Г.Маркузе, пользуясь учением Фрейда, утверждает, что цивилизация начинается с введения запретов на первичные инстинкты. Можно вычленить два главных способа организации инстинктов: 
а) сдерживание сексуальности, формирующейся в длительных и расширяющихся групповых отношениях, 
б) сдерживание инстинктов разрушения, ведущее к господству мужчины и природы, а также индивидуальной и социальной морали.

По мере того, как союз этих двух сил все более и более успешно способствует сохранению жизни укрупняющихся групп, Эрос берет верх над Танатосом: социальное использование вынуждает инстинкт смерти служить инстинктам жизни.

Фромм различает два вида агрессии.

  1. Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, "доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность.

  2. Другой вид представлен "злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих. Она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет таким образом никакой конкретной цели.

Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, т. е. предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере. Инстинкт - это ответ на физиологические потребности человека, а страсти - это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими.

Такое разделение агрессии на два вида представляется мне несколько надуманным. По этой логике можно разделить на два вида свежее и прокисшее молоко. Ведь и вид продукта в том и другом состоянии разный, и применение различно, и вкус… Но ведь и в том, и в другом случае мы говорим о молоке! Которое киснет, если его неправильно хранить и несвоевременно использовать.

Так и агрессия, если ей своевременно не находится здорового, биологически обоснованного применения, становится злокачественной. Поэтому и является злокачественная агрессия исключительно человеческой формой поведения, ведь нашим предшественникам по эволюционной лестнице подавлять свою природу в голову не приходило.

Отрицая правомерность и необходимость агрессии мы по большому счету ставим под сомнение сам инстинкт самосохранения, выживания. Ведь как, спрашивается, мы собираемся выживать и продолжать свой род без схваток с соперниками, без завоевания любимых объектов, без освоения необходимой (хотя бы для построения дома) территории, не имея возможности защитить свою семью, детей? Не зря сама реализация полового инстинкта сопровождается ростом агрессии и действиями во многом животными, агрессивными.

Кстати, подавленная и отвергнутая сексуальность тоже приобретает нездоровую, зачастую деструктивную окраску. Только нам, слава богу, не приходит в голову делить ее на доброкачественную и злокачественную. И мы исследуем размещение (катексис) либидо и стараемся выправить его путь.

Таким образом, можно говорить о том, что агрессия сочетается с половым влечением, энергия влечений определяет запас жизненной силы, ее больше или меньше, человек более или менее жизнеспособен. Чем меньше жизненной силы тратится на подавление своей природы, тем больше ее остается на выживание, движение, развитие, творчество.

Если рассматривать так называемые расстройства личности, с которыми мы имеем дело в клинической практике, как различные формы обращения человека со своим агрессивным потенциалом, можно выявить и причины их возникновения, и способы психотерапевтического лечения.

Агрессия может отрицаться в себе и отщепляться в окружающих, тогда мы будем говорить о паранойе преследования.
Агрессия может полностью блокироваться, и тогда мы имеем дело с депрессией. 
Или полностью направляться на себя самого и называться мазохизмом. И так далее.

Во всех случаях путь психотерапевта таков:

  • помочь пациенту маркировать свою агрессию,

  • затем осознать ее правомерность. 

  • А потом научиться ее здоровому применению, которое включает в себя обуздывание и сублимацию. Как обуздывается половое влечение в добропорядочную семейную сексуальную жизнь, как сублимируется сексуальность в творчество и обучение.



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самая большая проблема в детской агрессии, - нет, не в самой агрессии, а в реакции на нее родителей.
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • "Человек без агрессии". О вреде не присвоенных чувств
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Клиническая иллюстрация "наказательных" механизмов реализации вытесненной агрессии
  • Если ваш ребёнок подвергается агрессии
  • Подавление агрессии
  • О родительской агрессии. Беседа "Благослови зверей и детей"
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • Конспект 3 О.Кернберга "Неразделимая природа любви и агрессии" 11.06.2017
  • Лицо агрессии. Работа через зеркальный образ "я".
  • Конспект второго дня семинара доктора Кернберга "Неразделимая природа любви и агрессии"
  • Стигма "Яжемать" как ведро для слива агрессии
  • О пользе злости, а может быть и агрессии…
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Детская агрессия, как крик: " Повернись ко мне. Посмотри на меня. Мне плохо"
  • Кот кусается. А мне - можно? (Об агрессии)
  • Агрессия, ее подавление и насилие
  • Причины агрессии у человека: в чем корень зла?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • 10 примеров пассивной агрессии из жизни, которые мы привыкли не замечать
  • Пассивная агрессия или "без вины виноватые" /заметки полевого практика/
  • Детская агрессия или Ребёнок, как "подушка для маминых слёз".
  • Боюсь ли я своей агрессии
  • Формы агрессии
  • Агрессия, как топливо для "заведенной машины". Буллинг.
  • Подавленная агрессия: её проявления и истоки.
  • Конспект книги "Эго, голод и агрессия"
  • "Немотивированная" агрессия. Аудит причин.
  • Пассивная агрессия. Что делать. Как реагировать. Как себя вести



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь