Дьявол носит Prada, чем я хуже? Зависимость от брендов

Автор статьи: 404

Часто в московской кофейне можно услышать следущий диалог девушек:

- я была со своей золотистой сумочкой Versace, в черном платье Fendi и туфлях Hermes,

- а, это те, что он подарил тебе на новый год?

...

Вещи стали не просто вещами, а частью личности, объектами нестерпимого желания обладать ими. Возможно даже заменой внутреннего мира?

Дьявол носит Prada чем я хуже Зависимость от брендов

Каково же психологическое содержание стремления людей обладать люксовыми брендами? 

 

1. Желание быть «круче», чем есть на самом деле.

Пример: девушка Виктория, 32 года, покупает очень дорогие вещи, не по карману себе, копит на них, пару раз даже брала кредит на сумку Furla и туфли Valentino, на новый Iphone. Ей очень важно чувствовать себя девушкой "люкс". В реальности Виктория 4 года живет в Москве в съемной квартире, имеет малообеспеченных родственников в глубинке, работает офис-менеджером в небольшой компании.

Иногда Виктория «обманывает» себя и окружающих модными поддельными брендами, ищет их на специальных ресурсах. Имеет компанию подруг, с которыми они обсуждают бренды и удачные покупки качественных реплик. Казалось бы, сэкономила тысячи рублей и довольна, лучше, чем брать кредит или продавать бабушкин рояль. Виктория хорошо разбирается в лейблах, может отличить оригинал и никогда не купит себе синтетическую подделку, на которой написано Шанель, да еще и с ошибкой. 

На вопрос: "Что Вы получаете, покупая сумку Louis Vuitton?" Виктория отвечает: "Сумку, упаковку и чек". Но кажется есть что-то еще, больше похожее на заглушение внутренней неудовлетворенностью своей жизнью.

По сути человек покупает не вещь, а именно этикетку. Теперь это та же жизнь, но с лейблом Balenciaga. 



Тенденция погони за брендами в России достаточно молодая - оно и ясно, раньше выбор в магазинах был невелик, хотя заиметь французские духи или американские джинсы считалось роскошью. Но это уже стало приданием.

Культура потребления отбрасывает на покупателей нехилую тень «мне нужно это». Пока не ясно зачем, но нужно. 

 

2. Стремление принадлежать к высшему слою общества.

Понятно, что большая часть обеспеченных людей одеваются и пользуются вещами премиального класса, даже если они не отличаются по свойствам от общедоступных, хотя часто такие вещи действительно бывают превосходного качества. 

В настоящее время, впрочем, стирается граница между слоями общества: бизнесмены носят масс-маркет, школьницы же пользуются Chanel №5.

Часто приводят в пример Стива Джобса, который ходил в одной и той же одежде no name, являясь при этом крайне обеспеченным человеком. С одной стороны, он как бы показывает этим жестом незаинтересованность в моде, с другой - выход на такой уровень сознания, когда уже не нуждаешься в лейблах, скорее они нуждаются в тебе. Заметим, при этом человек стал основателем самого желанного бренда техники в мире. Насколько это поведение был искренним? 

 

Будет ли Виктория относиться и к этой категории? Да, конечно, ведь дорогие марки дают ощущение превосходства над своим небогатым прошлым и, скорее всего, настоящим.



 

3. Желание походить на лидера мнений.

Все новое - это хорошо забытое старое. Если раньше секс-символами были актеры и певцы, то теперь это модные блогеры, популярные пользователи Инстаграм, ежедневно выкладывающие посты, где они, облаченные в дорогие брендовые вещи, красиво позируют на камеру. Прекрасна и легка их жизнь, им не надо работать, потому что им платят лишь за то, чтобы они сфотографировались в этой шикарной одежде. Кому же не хочется погрузиться в такой рай? Где все тебя обожают, осыпают лайками и лестными комментариями, а ты пожинаешь плоды своего успеха.

Каждый второй ребенок от 8 лет говорит, что хочет стать блогером, когда вырастет. Неудивительно, что так много людей хотят хотя бы немного приблизиться к «идеальному образу». 

 


4. Тренд и принадлежность группе, размытое "Я".

Нередко можно встретить компанию молодых девушек и парней, одетых в абсолютно одинаковую одежду — джинсы, кожанки, тимберленды, рюкзаки одинаковых марок. Молодые люди не всегда ощущают свое Я, стремятся выразить его максимально конгруэнтно текущей моде, не выбиваться, чтобы не навлекать осуждения сверстников, а быть просто «достаточно в тренде».

Такие люди вполне довольствуются не слишком дорогими брендами типа Zara и Adidas, но очевидно немалый процент перерастет в потребителей уже не масс-маркета, а люксового, а точнее рынка реплик.

Отмечу, что возраст, пока человек считается юным, в настоящее время размыт.



 

Все эти пункты в общем-то описывают разные грани одного и того же эффекта — желания быть лучше, чем есть в реальности, непонимание себя, стремление принадлежать к элите общества. 

 

Отмечу, наличие дорогих дизайнерских вещей в гардеробе абсолютно не означает наличие психологических проблем до тех пор, пока это является адекватным поведением для текущей реальности человека и не приносит ему и его окружению неудобства и переживания за:

- потраченный бюджет, наличие долгов, кредитов, нехватки средств на базовые потребности,

- сужение интересов человека до модных лоферов и "чокера как у той блогреши",

- проблемы в отношениях с близкими как результат.



Компании тратят огромные деньги на создание вселенной своего бренда, к которому хочется быть причастным.

Это образ дерзкий, свободный, рок-н-рольный, а может быть утонченный, элегантный, сдержанный? В любом случае это такой виртуальный мир богатства, успеха, отсутствия проблем, нехватки денег, отца-алкоголика, непослушных детей или недовольства собой.

Девушка Dior прекрасна и загадочна, мужчина оборачиваются, когда она идет, бросают к ее ногам всё. Мужчина Armani - с иголочки, успешен, красив, такому не откажет ни одна красотка. 



Вывод: раскрученный бренд всегда будет стремиться вписать в свои ряды тысячи неокрепших умов (возраст не имеет значения), внушая им, что именно этот стиль жизни нужен человеку, не тот, который он создал сам, а который выгоден компании. К сожалению, человек легко поддается манипуляции опытных маркетологов. Зрелая же личная знает, что ей нужно и сама создает свой образ, где не нужно походить на кого-то еще, а можно быть собой.

Вполне нормально пользоваться дорогими вещами, когда уровень жизни действительно это позволяет или позволять себя иногда что-то особенное - как торт на день рождения. Жить в мире тортов слишком сладко и странно. 

Благо появился более лояльный тренд в моде - покупка неизвестных редких брендов, что подчеркивает твою индивидуальность и уникальность. Естественно, такие бренды более доступны. Не знаю, другая ли эта сторона луны или действительно более осознанное поведение? 

*************

Если говорить про шопоголизм, то это является психическим расстройством, степень может вариироваться. Зависимость постоянно покупать вещи такая же как любые другие аддикции, что на время дает ощущение удовлетворения, но потом актуализируется вновь. Но это отдельная тема для обсуждения.

 

Текст: психолог Тамара Калюгина



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Быть "живой". Что это значит?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • ТА. "Принадлежать миру" - что это значит ?
  • "Я для себя" - что это?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Как это любить себя и что это дает?
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь