Переживание эмоций – это важно?

Пережить что-то в своей жизни – это значит получить непосредственный опыт, стать мудрее ровно на одно переживание. Например, можно сколько угодно смотреть на яблоко, читать или узнавать о его вкусе, свойствах, и только откусив это яблоко, можно реально почувствовать его вкус, ощутить запах.

Не проживая ситуацию, не ощущая своих собственных состояний, не чувствуя удовольствия или неудовольствия вряд ли можно получить опыт и знания о себе и других, познать себя, свои возможности, окунуться и прочувствовать свой собственный ресурс. Можно сколько угодно знать и наполняться информацией о многих вещах, но только пережитый опыт становится пригодным для использования его в будущем.

Эмоции позволяют человеку непосредственно встретиться со своим внутренним миром, со своими потребностями и возможностями.

Можно сказать, что десять базовых эмоций (интерес, радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) даны человеку для того, чтобы он смог в разных переживаниях разных эмоций познать мир, других людей и себя.

Наиболее биологически значимая эмоция – это страх, потому что основная функция страха состоит в организации поведения, направленного на устранение угрозы, избегании опасности.

Тревога как вариация страха связана с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного в условиях неопределенности. Умеренный уровень тревоги позволяет предвидеть определенные препятствия и трудности и запланировать способы их преодоления.

Тревога и страх необходимы человеку в его исследовании и познании окружающего мира, в его изменении и созидании. Подавление человеком своих страхов и тревог может быть связано с нежеланием осознавать и принимать свои собственные возможности и конфликты, с нежеланием делать выбор, занимать позицию, принимать решение.

Преодолевая страх, человек получает возможность развиваться, отдавать, быть свободной личностью, обновляться.

В трудных жизненных ситуациях в ответ на стрессогенные события чаще всего возникает печаль (депрессия, горе). Эти эмоции могут способствовать личностному росту человека, мобилизуя его деятельность, направленную на достижение цели.

Печаль – это эмоциональная реакция на утрату чего-то значимого для человека. Печаль отражает неудовлетворенную потребность человека в тесной связи с другим человеком или в достижении успеха. Печаль позволяет человеку по-новому понять то, о чем человек раньше не задумывался. Человек при этом сигнализирует другим с помощью печали, что ему плохо, что ему нужна помощь или поддержка.

Депрессия, как и печаль, бывает связана с утратой, но в депрессии человек чувствует себя неспособным справиться с ней. Депрессия помимо печали включает в себя эмоции вины, стыда и гнева. Депрессия может быть вызвана не только смертью близкого человека, но и утратой самоуважения, дружеских или любовных отношений, потерей работы. Распространенный источник депрессии – одиночество, а также негативные способы мышления.

Горе, как производное печали, является мощным фактором социального сплочения. Горе имеет приспособительное значение для человека, т.к. позволяет ему превозмочь себя и приспособиться к потере, вызвать со стороны других сострадание и получить помощь. Переживание горя – это стресс, который побуждает человека к личностной автономии и восполнению понесенной утраты.

Отвращение возникло в рамках пищевого и сексуального поведения и служит для избегания боли и неприятных на вкус и потенциально опасных вещей. Отвращение связано с возникновением психического пресыщения, которое сопровождается раздражением по отношению к выполняемой деятельности. Испытывая отвращение к чему-то, человек стремится устранить объект отвращение или отстраниться от него.

Презрение переживается как сознание своего превосходства над другим человеком в нравственном и физическом отношении. Презрение можно рассматривать как социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. Презрение может возникать в ситуации, когда человеку нужно почувствовать себя сильнее, умнее, образованнее соперника, в чем-то его превзойти.

При возникновении препятствия к достижению цели, при ограничении психической или физической свободы, оскорблении или обмане чаще всего возникает эмоция гнева. Гнев, перерастающий в агрессию, является наиболее типичной реакцией на фрустратор (препятствие). Адаптивная роль гнева заключается в том, что он придает силы и решимости противостоять сложностям на пути, мобилизует энергию, повышает уверенность в себе, уменьшает страх при наличии опасности.

Осознанный, принятый и конструктивно выраженный гнев позволяет осознать свои неудовлетворенные потребности и найти способы их удовлетворения без нарушения прав и потребностей других людей. Накопившийся гнев может найти неконструктивный выход в аутоагрессии (депрессии, суициды, алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость).

Стыд представляет собой осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некоторых ситуациях и сопровождается огорчением, беспокойством или тревогой. Стыд делает человека восприимчивым к эмоциям и оценкам окружающих, к критике. Фиксация внимания на себе при эмоции стыда усиливает самокритику, что способствует самосовершенствованию. Человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других людей. Во избежание стыда человек развивает свои физические и нравственные качества, приобретает знания умения, соблюдает правила, культурно развивается.

Вина – это эмоция отражения совести как ответное отношение к своему поведению. Переживание вины является результатом проступка, вступившего в противоречия с собственными нравственными нормами. Вина запускает защитный механизм: отменить совершившийся поступок и активизирует попытки нейтрализовать нанесенный ущерб. Она стимулирует человека к исправлению ситуации, вызывая желание загладить вину, принести извинения. Вина помогает почувствовать страдания обиженного.

При возникновении необычной ситуации возникает удивление. Его основная функция в том, чтобы подготовить человека к эффективному воздействию с новым внезапным событием и его последствиями. Благодаря удивлению человек может осознать необычность в ситуации, внимательно ее проанализировать и сориентироваться в дальнейшем развитии событий.

Интерес – это эмоция, обеспечивающая работоспособность человека. Он необходим для творчества. Интерес повышает способность человека к восприятию и переработке поступившей из внешнего мира информации, стимулирует к исследовательской и познавательной активности.

Радость возникает не только по поводу достижения цели, но и по поводу предвидения этого достижения. Чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Радость является не самоцелью, а «побочным» эффектом достижения цели. Радость ускоряет процессы выздоровления больного человека, повышает выносливость. Отсутствие в жизни человека эмоций радости и интереса может вызвать серьезные психические и физические нарушения.

Каждая из описанных выше эмоций несет свою функцию, поэтому любая эмоция необходима человеку. А подавление эмоций, неумение их проявлять, чувствовать, осознавать может привести к возникновению жизненных сложностей и к психосоматическим заболеваниям.

Знакомство со своими эмоциями, их осознание и принятие помогает человеку повышать свой жизненный потенциал, развиваться, расти и быть успешным.

 



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Чтобы удержать или вернуть человека, нужно его отпустить
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Человеку нужен человек. Для чего нужна психологическая помощь?
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • Как познать ценность себя или страх осознать свои желания...
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Патовая позиция или «почему я ни жив, ни мертв»? (Чувство вины и его отпечаток на судьбу человека).
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • Искаженные послания от человека к человеку в информационный век или Коммуникация души
  • Можно ли перевоспитать человека и как это сделать?
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • Способы показать человеку, что ты его любишь
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Не хочу больше жить! Или что можно сказать отчаявшемуся человеку.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь