|
Переживание эмоций – это важно?Автор статьи: Бутузова Юлия Александровна
Пережить что-то в своей жизни – это значит получить непосредственный опыт, стать мудрее ровно на одно переживание. Например, можно сколько угодно смотреть на яблоко, читать или узнавать о его вкусе, свойствах, и только откусив это яблоко, можно реально почувствовать его вкус, ощутить запах. Не проживая ситуацию, не ощущая своих собственных состояний, не чувствуя удовольствия или неудовольствия вряд ли можно получить опыт и знания о себе и других, познать себя, свои возможности, окунуться и прочувствовать свой собственный ресурс. Можно сколько угодно знать и наполняться информацией о многих вещах, но только пережитый опыт становится пригодным для использования его в будущем. Эмоции позволяют человеку непосредственно встретиться со своим внутренним миром, со своими потребностями и возможностями. Можно сказать, что десять базовых эмоций (интерес, радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) даны человеку для того, чтобы он смог в разных переживаниях разных эмоций познать мир, других людей и себя. Наиболее биологически значимая эмоция – это страх, потому что основная функция страха состоит в организации поведения, направленного на устранение угрозы, избегании опасности. Тревога как вариация страха связана с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного в условиях неопределенности. Умеренный уровень тревоги позволяет предвидеть определенные препятствия и трудности и запланировать способы их преодоления. Тревога и страх необходимы человеку в его исследовании и познании окружающего мира, в его изменении и созидании. Подавление человеком своих страхов и тревог может быть связано с нежеланием осознавать и принимать свои собственные возможности и конфликты, с нежеланием делать выбор, занимать позицию, принимать решение. Преодолевая страх, человек получает возможность развиваться, отдавать, быть свободной личностью, обновляться. В трудных жизненных ситуациях в ответ на стрессогенные события чаще всего возникает печаль (депрессия, горе). Эти эмоции могут способствовать личностному росту человека, мобилизуя его деятельность, направленную на достижение цели. Печаль – это эмоциональная реакция на утрату чего-то значимого для человека. Печаль отражает неудовлетворенную потребность человека в тесной связи с другим человеком или в достижении успеха. Печаль позволяет человеку по-новому понять то, о чем человек раньше не задумывался. Человек при этом сигнализирует другим с помощью печали, что ему плохо, что ему нужна помощь или поддержка. Депрессия, как и печаль, бывает связана с утратой, но в депрессии человек чувствует себя неспособным справиться с ней. Депрессия помимо печали включает в себя эмоции вины, стыда и гнева. Депрессия может быть вызвана не только смертью близкого человека, но и утратой самоуважения, дружеских или любовных отношений, потерей работы. Распространенный источник депрессии – одиночество, а также негативные способы мышления. Горе, как производное печали, является мощным фактором социального сплочения. Горе имеет приспособительное значение для человека, т.к. позволяет ему превозмочь себя и приспособиться к потере, вызвать со стороны других сострадание и получить помощь. Переживание горя – это стресс, который побуждает человека к личностной автономии и восполнению понесенной утраты. Отвращение возникло в рамках пищевого и сексуального поведения и служит для избегания боли и неприятных на вкус и потенциально опасных вещей. Отвращение связано с возникновением психического пресыщения, которое сопровождается раздражением по отношению к выполняемой деятельности. Испытывая отвращение к чему-то, человек стремится устранить объект отвращение или отстраниться от него. Презрение переживается как сознание своего превосходства над другим человеком в нравственном и физическом отношении. Презрение можно рассматривать как социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. Презрение может возникать в ситуации, когда человеку нужно почувствовать себя сильнее, умнее, образованнее соперника, в чем-то его превзойти. При возникновении препятствия к достижению цели, при ограничении психической или физической свободы, оскорблении или обмане чаще всего возникает эмоция гнева. Гнев, перерастающий в агрессию, является наиболее типичной реакцией на фрустратор (препятствие). Адаптивная роль гнева заключается в том, что он придает силы и решимости противостоять сложностям на пути, мобилизует энергию, повышает уверенность в себе, уменьшает страх при наличии опасности. Осознанный, принятый и конструктивно выраженный гнев позволяет осознать свои неудовлетворенные потребности и найти способы их удовлетворения без нарушения прав и потребностей других людей. Накопившийся гнев может найти неконструктивный выход в аутоагрессии (депрессии, суициды, алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость). Стыд представляет собой осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некоторых ситуациях и сопровождается огорчением, беспокойством или тревогой. Стыд делает человека восприимчивым к эмоциям и оценкам окружающих, к критике. Фиксация внимания на себе при эмоции стыда усиливает самокритику, что способствует самосовершенствованию. Человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других людей. Во избежание стыда человек развивает свои физические и нравственные качества, приобретает знания умения, соблюдает правила, культурно развивается. Вина – это эмоция отражения совести как ответное отношение к своему поведению. Переживание вины является результатом проступка, вступившего в противоречия с собственными нравственными нормами. Вина запускает защитный механизм: отменить совершившийся поступок и активизирует попытки нейтрализовать нанесенный ущерб. Она стимулирует человека к исправлению ситуации, вызывая желание загладить вину, принести извинения. Вина помогает почувствовать страдания обиженного. При возникновении необычной ситуации возникает удивление. Его основная функция в том, чтобы подготовить человека к эффективному воздействию с новым внезапным событием и его последствиями. Благодаря удивлению человек может осознать необычность в ситуации, внимательно ее проанализировать и сориентироваться в дальнейшем развитии событий. Интерес – это эмоция, обеспечивающая работоспособность человека. Он необходим для творчества. Интерес повышает способность человека к восприятию и переработке поступившей из внешнего мира информации, стимулирует к исследовательской и познавательной активности. Радость возникает не только по поводу достижения цели, но и по поводу предвидения этого достижения. Чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Радость является не самоцелью, а «побочным» эффектом достижения цели. Радость ускоряет процессы выздоровления больного человека, повышает выносливость. Отсутствие в жизни человека эмоций радости и интереса может вызвать серьезные психические и физические нарушения. Каждая из описанных выше эмоций несет свою функцию, поэтому любая эмоция необходима человеку. А подавление эмоций, неумение их проявлять, чувствовать, осознавать может привести к возникновению жизненных сложностей и к психосоматическим заболеваниям. Знакомство со своими эмоциями, их осознание и принятие помогает человеку повышать свой жизненный потенциал, развиваться, расти и быть успешным.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|