|
Чтобы в доме был порядокАвтор статьи: Куликова Марина Петровна
«Прихожу с работы уставшая. В коридоре натыкаюсь на ролики, рюкзак, скомканный свитер… Верный признак того, что сын уже дома. На все просьбы убрать вещи и вытереть пыль ответ: «Сейчас, через пять минут!». Эти пять минут тянутся до глубокого вечера. В конце концов, злая и обиженная на сына, я привожу всё в порядок сама. А на следующий день всё повторяется…». Знакомая ситуация, не правда ли? Налицо каждодневное столкновение интересов: ребёнка, который просто не замечает беспорядка, и родителей, которые этот беспорядок ещё как замечают и очень нервничают по этому поводу. Но сами же и провоцируют этот беспорядок. Ребёнок очень быстро понимает, что убираться просто ни к чему: «Мне это не мешает, а кому мешает, пусть тот и убирает!». И ведь действительно – родители ворчат, но убирают. Но не стоит подозревать ребёнка в намеренном равнодушии. Дело в том, что он может быть просто не готов вести планирование своего поведения. У многих детей организованность поведения складывается долго, вплоть до совершеннолетия. А часто причина «непослушания» в том, что ребёнок не представляет себе, как подступиться к делу. Понятно, что мыть полы в комнате четырнадцатилетнего – значит пестовать в нём лентяя. А вот помочь ребёнку, организовать его труд (вне зависимости от возраста), просто необходимо. Бывает так, что детям некуда складывать свои «богатства»: не хватает ящиков в письменном столе, полок на стенах. Или же вещей, нужных и не очень, накопилось так много, что самостоятельно их не рассортировать. Тут-то и должны прийти на помощь родители: купить или смастерить нужную полочку, подсказать, куда лучше положить школьные принадлежности, а куда – игры и диски. В моей практике очень много примеров, когда родители жалуются на то, что ребёнок не приводит в порядок свою комнату. Мама 11-летного сына сетует на то, что сын не убирает в шкаф свою школьную одежду, а вешает её на спинку стула. В ходе беседы выяснилось, что мама сама препятствует выполнению своей просьбы: в шкафу нет свободных вешалок-плечиков. На что сыну вешать одежду? Когда мальчик сказал об этом, мама ответила великолепно: «На что хочешь, на то и вешай». Как в такой ситуации требовать от сына выполнения требований, если мама не создала условий для этого? В другой семье – культ чистоты. Мама, едва проснувшись утром, сразу берётся за дело: драит, стирает, моет… Но вот домой приходит сын - шестиклассник, и первые слова мамы не «Как дела в школе?», а «Осторожно, не наследи!». Пока сын обедает, мама рассказывает, как устала и упрекает его, что он совсем не помогает ей. Сын не выдерживает, бросает ложку и убегает в свою комнату с криком «Достала!». Конечно, маму можно понять: ведь её старания для сына и мужа. Вот только им, как оказалось, чистота такой ценой не нужна. Уж лучше пыль на письменном столе, чем вечно раздражённая и усталая мама. Здесь проблема в том, что в семье нет совместной деятельности, а ведь она – основа семейного взаимопонимания. И у сына вырабатывается стойкая неприязнь к домашним делам, они ассоциируются у него только с негативными ощущениями. С чего же начать в нелёгком деле приучения ребёнка к порядку? А начать нужно, как всегда, с себя. Не секрет, что маленький человек, словно губка, впитывает в себя всё, что происходит вокруг. И основное влияние в первые годы жизни на него, конечно же, оказывает семья. Для того чтобы ребёнок понимал, что такое порядок, он должен наблюдать его изо дня в день. Что мы понимаем под словом «порядок»? Для этого стоит просто окинуть взглядом квартиру после генеральной уборки: чистый пол, блестящие зеркала и сияющая сантехника, аккуратные ряды книг, посуда вымыта, одежда в шкафу, игрушки в коробках, пыль отсутствует и все на своих местах. Ну а для того, чтобы порядок «был» - его нужно поддерживать. А это значит – регулярно убирать вещи, мыть посуду после еды, чистить обувь, вешать в шкаф одежду и вытирать пыль. Причём, необходимо, чтобы стремление содержать свой дом в чистоте и аккуратности исходило в равной степени ото всех членов семейства, и носило систематический характер. В этой ситуации ребёнку будет легче усвоить подобного рода правила, со временем он начнет воспринимать домашние обязанности, как само собой разумеющиеся. Не ждите от ребёнка стремления к чистоте, если сами поддерживаете её от одного прихода гостей до другого. Если сами не вытираете пыль, или с лёгкостью проходите мимо своей грязной обуви, но очень хотите, чтобы сын или дочь с радостью убирались и ухаживали за своими вещами. Такого не будет!Помните незабвенную поговорку, что яблочко от яблони недалеко падает? Народную мудрость не проведёшь!
С уважением к Вам Куликова Марина Петровна. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|