Как мы смотрим на своих детей или Знакомые незнакомцы

     Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать Вас в замечательное время летних каникул, которое дарит возможность нашим детям отдохнуть от изучения школьных дисциплин и выполнения домашних заданий. Общение с друзьями и близкими, поездки к морю или загород, прогулки, игры – не перечислить всего, что делает лето любимым и ярким временем, которое дети с нетерпением ждут весь год. Для нас, взрослых, большая радость видеть их счастливыми, загоревшими, улыбающимися, проводить с ними больше времени, разговаривать и лучше узнавать их, наблюдать, как они растут и меняются. И вот сейчас, я предлагаю Вам взглянуть на своих детей совершенно особым образом, быть может,  так,  как мы решаемся (или уже вынуждены) сделать это тогда, когда неожиданно для себя замечаем, что перед нами выросшие, взрослые люди, которые еще «вчера» были совсем маленькими, были детьми.

     Этот особый взгляд похож на то, как мы смотрим на людей, с которыми нам еще только предстоит познакомиться. Так мы общаемся с друзьями, знакомыми, коллегами. Мы обращаемся к ним с интересом, с уважением. Мы признаём, что они  могут быть не похожи на нас, иметь свою точку зрения на происходящее вокруг, ценим новый опыт, который получаем в общении с ними. Разговаривая – мы деликатны, терпимы, принимаем их индивидуальность, неповторимость. Подобное  взаимодействие обогащает обе стороны, предоставляет право быть собой, быть с другим, быть вместе.

     Не так обстоит дело с теми, кого мы называем детьми. Нам кажется, мы знаем о них всё: как появились на свет, чем болели, знаем игры, в которые любили играть в раннем детстве и которые предпочитают сейчас. Мы знаем их вкусы, увлечения, предпочтения; можем угадать, о чём они думают, как поведут себя в той или иной ситуации. Мы всегда рядом с детьми, и есть впечатление, что родитель даже лучше знает ребенка, чем тот себя.

     Но знаем ли мы своих детей? Знаем ли детские мысли, улыбки и слёзы, переживания, фантазии, мечты? Понимаем ли их печали, плохое настроение, страхи, волнения? Поставлю под сомнение утвердительный ответ, добавив, что мы лишь предполагаем то, каков наш ребенок, но оказываемся не в силах постичь всю глубину и богатство внутреннего мира, который заключен в каждом из детей.

    Иллюзия знакомства с собственными детьми зачастую не оставляет места более полному развитию ребенка, прорисовыванию его индивидуальных черт, сокращает возможности быть разным, непохожим, отличным от других. Родительское знание становится правилом, которое нельзя нарушить, клеткой – оберегающей ребенка, но ограничивающей рост. Все желания, поведение и поступки должны соответствовать ожидаемому и привычному; любое изменение или отклонение от того, что знает о ребенке взрослый, воспринимается им как угроза стабильности и спокойствию, которые царят в мире, сконструированном родительской фигурой. С раннего детства кормление по часам и укладывание спать – первые тренировки, приучающие младенца делать что-либо без желания и потребности,  по настоянию. Каждое новое родительское требование или запрет день за днем окутывают ребёнка слоями, из-под которых все меньше проступает уникальность, единичность, инаковость развивающейся личности.

     Родительский взгляд на ребенка не терпит неизвестности. Бывает так, что мы не просто хотим знать своих детей, мы обязуем их быть понятными, предсказуемыми, удобными для нас. Не терпим, когда какое-либо проявление детского характера или настроения вмешивается в наши планы, когда мнения не совпадают, когда желания расходятся. За самые первые годы, мы так легко привыкаем к контролю над детьми, пользуясь их беспомощностью и зависимостью, что с течением времени, вместо того, чтобы освобождать их,  отпускать, давать больше простора для обнаружения себя в этом мире, еще больше доказываем, что только взрослый знает, как лучше и как должно быть.

     Действительно, когда ребенок рождается, он представляет  собой лишь маленькое реагирующее тельце. Можно сказать, что психики как таковой еще не существует, присутствует только потенциальная возможность её построения. Новорожденный не знает, что он есть, каков он, у него нет представлений о происходящем вокруг него и с ним. Вместо этого есть только поток возбуждений и ответных реакций на них, которые ему предстоит в будущем дифференцировать, научиться различать. Без помощи ухаживающей материнской фигуры это было бы невозможно. Слова матери, обращенные к нему, постепенно выделяют младенца из хаоса, оформляют внешнее пространство, выделяют объекты, которыми оно наполнено. Пройдет еще много времени, прежде чем ребенок научится отличать себя от матери. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Узнавание себя происходит посредством процесса идентификации с чертами матери, всё материнское присваивается ребёнком, обнаруживается в себе. Можно сказать, что ребёнок приобретает своё Я по образу и подобию матери, строит своё психическое из кирпичиков, которые получает в общении с ней, как ранее получал её молоко.

     Однако на этом процесс не заканчивается. На следующем этапе ребёнку предстоит усвоить не только то, чем он похож на мать и других людей из своего окружения, но и то, чем он отличается от них. В этом ему также должны помочь его близкие. Они проведут черту, которая отделяет мир маленьких людей от мира больших, познакомят его с правилами, введут запреты, соответствующие возрасту. Это позволит ребенку определить своё место в семье и в социуме, будет способствовать усложнению его психической жизни, которая займётся поиском новых путей выстраивания отношений с людьми и миром.

     А ещё родители  расскажут маленькому человеку о том, какими особыми качествами и талантами он обладает. Они будут интересоваться тем, о чем он думает, что хочет, будут делиться с ним собственными мыслями, обучая ребенка взаимодействию, в основе которого ценность слова ребенка обладает такой же значимостью, как и слово взрослого.

    Так, день за днём, малыш постепенно сможет обрести самостоятельность, уверенность, научится доверять себе, слышать себя. Это произойдёт при условии, что рядом находящиеся взрослые окажут доверие  ребёнку, услышат его. Смогут посмотреть на него особым взглядом, наполненным уважением, которым мы удостаиваем тех, кого ценим и любим, в ком способны увидеть личность с собственной судьбой, свидетелями которой нам суждено быть.

 

 

 

 

 

 

   

    

     



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы, что они ждут от нас всю жизнь?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как не быть со своими детьми такими же какими были Ваши родители с Вами
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Как перестать быть жертвой, спасти себя и ни для кого не быть палачом?
  • Лучше гор могут быть только деньги 2
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • 4 вещи за которые точно не должно быть стыдно перед мужчиной и собой
  • Лучше книг могут быть только книги.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как быть в гармонии с собой и не потерять себя в современном мире
  • Психобизнес. Вы можете быть шикарный психолог, но об этом никто ж не знает!
  • Игры с детьми, которые не смотрят в глаза при общении
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Вспоминая себя: простые приемы, которые помогают находить с детьми общий язык
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Хочешь любить себя и быть счастливым – люби своё тело



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь