Бесплатное онлайн обучение на психолога-сексолога. Психология. Лекция 4.

Психология. Лекция 4. Курс психология личности. Личность: норма, акцентуация, расстройство личности.Теория Кречмера о связи темперамента с типом телосложения. 4 функции любой теории личности. Теория личности Адлера. Теория личности поведенческая. Рационально – эмоциональная психология. Клиентцентрированная психология по Роджерсу. Экзистенциальная психология. Психоаналитическое направление.Транзактный анализ. Норма и патология. 3 критерия расстройства личности. Невроз. Психоз. Болезни зависимости.

Бесплатное онлайн обучение на психолога сексолога Психология Лекция 4

Личность: норма, акцентуация, расстройство личности.

Акцентуация означает заострение личностный особенностей и приравнивается к норме. Это когда преобладают какие-либо черты, какие-то черты максимально проявляются. Не бывает чистых типов личности, что бывает что-то одно, а другого ничего нет. Например,  истерические черты характера – больше всего энергии человек вкладывает в чувства, когда он ярко одет, когда он театрален, когда он жаждет внимания / признания, а остальные черты скрываются в тени. Акцентуация – яркое преобладание какого-то типа.

Норма и акцентуация ещё называются личностной адаптацией (адаптировался по такому типу личности).

Расстройство личности = психопатúя (старое название).

Норма и акцентуация фактически близки. Иногда акцентуация проявляется тогда, когда человек сталкивается с какими-то стрессовыми ситуациями – и какая-то часть личности начинает преобладать.

Теория Кречмера о связи темперамента с типом телосложения.

Кречмер ввёл понятие «конституции». Конституция – это совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных свойств организма, обусловленных наследственностью и влиянием окружающей среды. С точки зрения Кречмера, соматическое функционирование (наше тело и наша психика) – проявление одной и той же жизненной активности, что есть взаимосвязь между психикой и телом.

Выделил основные типы телосложения и предрасположенность этих типов к определённым типам отклонений, заболеваний, проблем:

  1. Астенический (лептосомный). Человек худой и высокий. Все длины преобладают над широтами – длинные кости, длинные пальцы, острый межрёберный угол. Отличается и форма внутренних органов – капельное (вытянутое) сердце. Чаще такие люди сутулые и не отличаются хорошей пластичностью, в крайнем варианте это может выражаться в «дебильной моторике» (устойчивое выражение, которое употребляется в научной литературе): несогласованность движений (например, верхних и нижних конечностей), угловатость, неуклюжесть, диспластичность (несуразность в пластике). Люди с астеническим телосложением чаще бывают шизоидами (у них шизоидный тип характера, шизоидное расстройство личности и как крайний вариант – шизофрения).
  2. Пикнический. Прямо противоположный тип. Коренастые приземистые люди, часто с излишним весом, межрёберный угол тупой (больше 90 градусов). Улыбчивые оптимистичные люди. Чаще страдают от высокого давления, склонны к покраснению кожных покровов. Пикнический тип телосложения чаще сочетается с циклоидным типом характера, при котором наблюдаются перепады настроения. Чаще бывает циклоидное расстройство личности и маниакально – депрессивный психоз МДП (тяжёлое эндогенное расстройство).
  3. Атлетический. Развитая мускулатура, большая основательность в моторике, им легче развивать мускулатуру, чем первому типу. Чаще наблюдается эпилептоидный тип характера со склонностью к большой любви к порядку, чтобы всё было на местах, разложено по полочкам, к основательности, застреваемости, вязкости (и мышления, и чувств). Вязкость – когда очень долго удерживается какое-то чувство (если впадает в гнев, то находится в нём долго). Точность, скрупулёзность, застреваемость на мелочах. Такой тип характера в современной классификации называется обсессивно – компульсивный тип. Расстройство личности – обсессивно-компульсивное. Из эндогенных заболеваний больше склонны к эпилепсии.
  4. Диспластический. Самый редко встречающийся тип. Отличается нарушением строения соединительной ткани с большой подвижностью в суставах и нарушением пропорций тела. Склонность к неврозам.

Могут быть промежуточные типы, но всегда есть определённая тенденция.

 4 функции любой теории личности:

  1. Обобщает накопленную информацию.
  2. Делает более понятными сложные явления за счёт выявления закономерностей. Бывает, что какой-либо феномен или нарушение объясняется лучше в одной теории личности, а лечится лучше всего в другой теории личности. Например, болезни зависимости наиболее полно и интересно объясняются с точки зрения психоаналитического направления, а лечение с точки зрения психоанализа наименее эффективно.
  3. Представляет последствия разных обстоятельств.
  4. Способствует поиску новых фактов по терапии и коррекции расстройств.

Теория личности Адлера.

С точки зрения этой теории личности, акцентуируется позитивная природа человека. Человек рассматривается, как он формирует свой уникальный стиль жизни. При этом проблемы возникают в ответ на неблагоприятные условия. Важным в этом направлении является то, какие цели ставит человек в жизни —  в соответствии с этим мотивируется всё поведение.

Теория личности – поведенческая / бихевиориальная.

Человек – продукт среды. В основе лежит теория рефлексов Павлова. Что подкрепляется – то и вырабатывается. Наше поведение зависит от того, какое поведение подкрепляли, а какое отрицали в детском возрасте. Мы как будто научаемся – и какая-то модель научения подкрепляется пряником, а какая-то не подкрепляется, отрицается. Любое наше поведение – плохое, которое нам хотелось бы изменить – это результат плохого обучения (плохо научились: например, снимать стресс алкоголем). Плохое научение можно переучить. Поведенческие тренинги направлены на обучение какому-либо правильному поведению – например, тренинг пикапа, тренинг общения, тренинг прохождения собеседования. Тренинг формирует навык поведения. В основе тренинга лежит разыгрывание какой-то ситуации и нахождение новых способов её решения.

В настоящее время поведенческое направление объединилось с когнитивным направлением.

Часто можно встретить когнитивно – поведенческое направление (когниция – это мысль).

С точки зрения чисто когнитивной теории, существуют «автоматические мысли» (они запускают цепь реакций настроения и поведения). Когнитивное направление выявляет эти автоматические мысли. Коррекционная модель объединённых двух теорий начинается с выявления автоматических мыслей до формирования правильного поведения и научения ему.

Рационально – эмоциональная психология (эллисовская).

Основатель – Эллис.

Человек рождается как со склонностью к рациональному логическому мышлению, так и со склонностью к паралогичности (околологике), паралогическому мышлению. Человек может стать жертвой собственных паралогических (иррациональных) идей. Чаще всего иррациональные идеи – это сверхобобщение, когда какое-либо явление переносится и распространяется на все явления («все блондинки глупые», «все рыжие стервы», «все цыгане конокрады»). Каждый человек имеет собственную реакцию в зависимости от собственного мышления. Может стать жертвой своих убеждений. Можно корректировать принимаемые решения, корректировать ошибочные идеи и убеждения.

Клиентцентрированная психология по Роджерсу.

Человеку свойственно врождённое стремление к самореализации. В человеке есть некая энергия, направленная на рост личности. Отношения между психологом и клиентом воспроизводят те проблемы и отношения, которые существуют у клиента в жизни. Если психолог по-другому построит отношения с клиентом, этот новый опыт клиент может перенести в свою жизнь как модель нормальных адекватных отношений.

Роджерс ввёл понятие эмпатии. Эмпатия – это понимание мыслей, чувств и поведения другого человека, как будто это ваши собственные, при сохранении и понимании словосочетания «как будто». Не слияние с клиентом, а понимание клиента, не симпатия к клиенту, а эмпатия. В психологическом консультировании эмпатия ставится на первое место. Эмпатия в значительной мере определяет успешность вашей работы с клиентом. Симпатия и эмпатия не исключают друг друга, они просто разные, симпатия – не профессиональное чувство, она может быть, её может не быть, а эмпатия – профессиональное качество психолога.

Экзистенциальная психология.

Экзистенция – существование.

Это направление ищет ответы на риторические вопросы – в чём смысл жизни, смерти. Эти вопросы возникают при возрастных кризах: например, кризис среднего возраста – всё уже сделано,  проблемы решены, что дальше делать, для чего дальше жить. Поиск смысла существования в этот кризисный период.

Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир. Основное внимание уделяется проблемам одиночества, отношениям с другими людьми, поискам смысла существования. Основатель – Франкл (книга «Человек в поисках смысла»).

 Психоаналитическое направление.

Основной смысл – в большей степени имеет значение бессознательная часть нашей психики, которая и определяет наше поведение. На самом деле миром правит не сознание, а бессознательное. Сущность человека определяется 2 энергиями: либидо (сексуальная энергия, влечение к жизни) и мортидо (влечение к смерти). Важен опыт раннего детства. Психоанализ предлагает структуру личности из 3 частей: суперэго, эго, ид. Патология возникает в результате вытесненных (как бы забытых) в детстве конфликтов. Вытесненный конфликт никуда не делся, и та драма, которая произошла в детстве, требует значительной энергии для удерживания двери закрытой – чтобы вытесненное не прорвалось из бессознательного. Если вытесненное допускается и осознаётся – происходит инсайт, понимание, и уже не нужно тратить энергию на поддержание вытеснения. Образ: в зале один человек агрессивно себя ведёт, его выставили за дверь, но он всё время пытается заглянуть, вернуться в зал, приходится несколько человек выставить у двери, чтобы они сдерживали его натиск.

 Транзактный анализ (транзакционный).

Основатель – Эрик Берн.

Все люди рождаются безусловно положительными. Личностное развитие нарушается (изменяется патологически) тогда, когда ребёнок сталкивается с необходимостью выжить и приспособиться к окружающей среде, в эти моменты наступает личностная деформация или патология. Все люди способны думать – следовательно, способны понять суть своей проблемы, её причины, и при наличии адекватной помощи решить её. Модель ТА в чём-то сходна с моделью психоанализа. В кратком виде модель — 3 части психики: родительская часть (примерно суперэго), взрослая (примерно эго), детская (соответствует ид).

Философия есть в каждом направлении, типология – не в каждом.

Проблемы, с которыми люди приходят к психологам:

 

Уровень проблем может относиться к норме и патологии.

К норме относятся проблемы межличностного взаимодействия (как решить конфликт в семье, как построить отношения с ребёнком, конфликты на работе, проблемы организации рабочего времени, построения плана). Запросы на поддержку – помочь определиться в выборе, поддержать на время развода. К норме относятся всевозможные проявления характера в разных преломлениях, акцентуации характера, адаптации характера.

Патология может быть разной степени глубины, разной степени повреждения.

Степени повреждения: невроз, расстройство личности, психоз, болезни зависимости (алкоголизм, наркомания, зависимость от азартных игр, любовная зависимость и т.д.). Всё это хлеб психологов. Отдельно стоит органическое поражение центральной нервной системы (когда человек ограничен в возможностях вербально общаться с психологом) – например, болезнь Альцгеймера. В этих случаях возможности психолога ограничены – возможна только диагностика.

 Расстройство личности – 3 критерия:

  1. Имеется стойкая дезадаптация в одной из сфер жизни, таких, как работа (например, 5 языков знает, а работу найти не может), семья, здоровье. В какой-то одной из этих сфер человек полностью неуспешен. Трудно себе представить, чтобы человек был счастлив, не имея реализации в какой-то из сфер – например, не имея семьи или длительной привязанности, творческой реализации на работе (при этом он может себя убеждать, что всё ОК, но это тот же случай, что и «зелен виноград» в басне Крылова). Клиент может убеждать и себя, и психолога, что он счастлив.
  2. Стойкость и длительность. Как правило, можно проследить эту проблему с раннего детского возраста.
  3. Тотальность. Задействованность всей психики. Все психические функции при этом будут страдать (и эмоции, и мышление, и поведение) – где-то есть повреждение, отражается сразу во всех сферах.

Примеры расстройств: параноидное, истерическое.

Невроз – реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Эта реакция может длиться много лет. Пример: невроз навязчивостей (обсессивно – компульсивный невроз) – навязчивое мытьё рук, навязчивый счёт. Периодически навязчивость усугубляется. Периоды декомпенсации (обострения). Человек таким образом снимает тревогу, которая зашкаливает. При неврозе множество симптомов – бессонница, тревога, множество фобий или страхов.

Всё, что относится к патологии, записано в Международной классификации болезней, на данный момент в мире принята МКБ-10.

Психоз – вид расстройства психики, которому свойственна неадекватная оценка больным себя, окружающей обстановки, отношения внешних обстоятельств к нему. Психоз сопровождается галлюцинациями и бредом. Бывает при шизофрении, при маниакально – депрессивном психозе, белая горячка при зависимости от алкоголя, галлюцинация при приёме наркотиков, либо при тяжёлой инфекции. При психозе возможности психологов ограничены. В психозе человек не пребывает долго – современная психофармакология не позволит больше нескольких дней пребывать в галлюцинации.

Какой-то процент существует здоровой личности. Психолог присоединяется именно к этой здоровой части. Человек не может быть на 100 % в психозе. Даже в таком остром состоянии психолог может помочь.

Болезни зависимости. Выделяют около полутора тысяч зависимостей. Родственник, проживающий совместно, страдает, а больной наслаждается своей зависимостью. Жена алкоголика с мужем – как паззлы, жена меняет своё поведение, меняется она – он обязательно придёт лечиться.

Трудно градуировать патологии по степени глубины. Например, компенсированный человек с шизофренией может всю жизнь жить, успешно работать, иметь семью. А другой с неврозом вообще ничего делать не может – ни работать, ни семью завести. Хотя формально считается, что расстройство личности тяжелее невроза.

Глобальное психотическое расстройство – шизофрения и МДП, остальные более мелкие. И формально считается, что из всех патологий психотическое расстройство самая тяжёлая форма патологии.

Самокритика психических процессов и осознавание: наиболее высокая критика при неврозе, при расстройстве личности критика уже меньше, при зависимости критика нарушена, избирательна, при психозе отсутствует.

Когда в твоей собственной личности проблема не проработана, помочь человеку с этой проблемой не сможешь.

Расстройство личности формируется практически с рождения, как минимум с детства, самое позднее, что можно увидеть – пубертат (подростковый период). Если у человека есть склонность к расстройству личности, в пубертате это будет видно по тому, как он протекает: пубертат может затянуться, он может протекать с очень выраженными протестными реакциями. И хотя в подростковом возрасте бунтуют все, все отрицают ценности, пробуют новые формы поведения, здесь это будет зашкаливать (убегает из дома, попадает на учёт в детскую комнату милиции, диликвентное поведение — поступки, связанные с нарушением закона). При всём бунте здоровая личность удерживается в каких-то рамках, а личность с расстройством выходит за рамки – кто-то мамины котлеты в унитаз спустит, а кто-то машину угонит – нужен разный заряд, т.к. разная степень повреждения личности.

Невроз – это нажитое, формируется в результате психотравмирующей ситуации и невозможности личности с ней справиться.

При неврозе человек хорошо осознаёт свои проблемы, хорошо в них ориентирован, жалуется на них. При расстройстве личности нет критики по отношению к себе, к своим поступкам – «ну, сел я пьяный за руль, да у меня в районе все пьяные за руль садятся».

Настя Михеева, психолог — сексолог, секс-коуч, преподаватель тантры, специалист по женскому оргазму. Для сайта Хэппи Вагина Гуру: для онлайн курсов и проекта бесплатного обучения на психолога-сексолога, секс-коуча и преподавателя современной сексуальной тантры с выдачей 3 сертификатов на русском и английском языках.




Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Расстройство личности - что это?
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Как формируется человек в футляре? Анализ психотипа личности
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Стратегии терапии сфокусированной на переносе при пограничной патологии и организации личности.
  • Эмоциональная зависимость как расстройство личности
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Транзактный анализ и Шизоидное расстройство личности (перевод статьи) часть 1
  • Транзактный анализ и Шизоидное расстройство личности (перевод статьи) часть 2
  • Пограничное расстройство личности и модель взаимодействия SETUP
  • Что такое расстройство личности?
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Истерический тип личности. Часть 2.1. Истерогенная семья. Кто эти люди?
  • Не думайте, что все психологи шарлатаны с дипломом. Психология личности
  • Сочувствие при нарциссическом расстройстве личности
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психолога
  • Если у вашего любимого человека пограничное расстройство личности?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности
  • О психотическом бреде при пограничном расстройстве личности
  • Психическая боль при пограничном расстройстве личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь