|
Бесплатное онлайн обучение на психолога-сексолога. Психология. Лекция 4.Автор статьи: Михеева Анастасия Валерьевна
Психология. Лекция 4. Курс психология личности. Личность: норма, акцентуация, расстройство личности.Теория Кречмера о связи темперамента с типом телосложения. 4 функции любой теории личности. Теория личности Адлера. Теория личности поведенческая. Рационально – эмоциональная психология. Клиентцентрированная психология по Роджерсу. Экзистенциальная психология. Психоаналитическое направление.Транзактный анализ. Норма и патология. 3 критерия расстройства личности. Невроз. Психоз. Болезни зависимости.Личность: норма, акцентуация, расстройство личности. Акцентуация означает заострение личностный особенностей и приравнивается к норме. Это когда преобладают какие-либо черты, какие-то черты максимально проявляются. Не бывает чистых типов личности, что бывает что-то одно, а другого ничего нет. Например, истерические черты характера – больше всего энергии человек вкладывает в чувства, когда он ярко одет, когда он театрален, когда он жаждет внимания / признания, а остальные черты скрываются в тени. Акцентуация – яркое преобладание какого-то типа. Норма и акцентуация ещё называются личностной адаптацией (адаптировался по такому типу личности). Расстройство личности = психопатúя (старое название). Норма и акцентуация фактически близки. Иногда акцентуация проявляется тогда, когда человек сталкивается с какими-то стрессовыми ситуациями – и какая-то часть личности начинает преобладать. Теория Кречмера о связи темперамента с типом телосложения. Кречмер ввёл понятие «конституции». Конституция – это совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных свойств организма, обусловленных наследственностью и влиянием окружающей среды. С точки зрения Кречмера, соматическое функционирование (наше тело и наша психика) – проявление одной и той же жизненной активности, что есть взаимосвязь между психикой и телом. Выделил основные типы телосложения и предрасположенность этих типов к определённым типам отклонений, заболеваний, проблем:
Могут быть промежуточные типы, но всегда есть определённая тенденция. 4 функции любой теории личности:
Теория личности Адлера. С точки зрения этой теории личности, акцентуируется позитивная природа человека. Человек рассматривается, как он формирует свой уникальный стиль жизни. При этом проблемы возникают в ответ на неблагоприятные условия. Важным в этом направлении является то, какие цели ставит человек в жизни — в соответствии с этим мотивируется всё поведение. Теория личности – поведенческая / бихевиориальная. Человек – продукт среды. В основе лежит теория рефлексов Павлова. Что подкрепляется – то и вырабатывается. Наше поведение зависит от того, какое поведение подкрепляли, а какое отрицали в детском возрасте. Мы как будто научаемся – и какая-то модель научения подкрепляется пряником, а какая-то не подкрепляется, отрицается. Любое наше поведение – плохое, которое нам хотелось бы изменить – это результат плохого обучения (плохо научились: например, снимать стресс алкоголем). Плохое научение можно переучить. Поведенческие тренинги направлены на обучение какому-либо правильному поведению – например, тренинг пикапа, тренинг общения, тренинг прохождения собеседования. Тренинг формирует навык поведения. В основе тренинга лежит разыгрывание какой-то ситуации и нахождение новых способов её решения. В настоящее время поведенческое направление объединилось с когнитивным направлением. Часто можно встретить когнитивно – поведенческое направление (когниция – это мысль). С точки зрения чисто когнитивной теории, существуют «автоматические мысли» (они запускают цепь реакций настроения и поведения). Когнитивное направление выявляет эти автоматические мысли. Коррекционная модель объединённых двух теорий начинается с выявления автоматических мыслей до формирования правильного поведения и научения ему. Рационально – эмоциональная психология (эллисовская). Основатель – Эллис. Человек рождается как со склонностью к рациональному логическому мышлению, так и со склонностью к паралогичности (околологике), паралогическому мышлению. Человек может стать жертвой собственных паралогических (иррациональных) идей. Чаще всего иррациональные идеи – это сверхобобщение, когда какое-либо явление переносится и распространяется на все явления («все блондинки глупые», «все рыжие стервы», «все цыгане конокрады»). Каждый человек имеет собственную реакцию в зависимости от собственного мышления. Может стать жертвой своих убеждений. Можно корректировать принимаемые решения, корректировать ошибочные идеи и убеждения. Клиентцентрированная психология по Роджерсу. Человеку свойственно врождённое стремление к самореализации. В человеке есть некая энергия, направленная на рост личности. Отношения между психологом и клиентом воспроизводят те проблемы и отношения, которые существуют у клиента в жизни. Если психолог по-другому построит отношения с клиентом, этот новый опыт клиент может перенести в свою жизнь как модель нормальных адекватных отношений. Роджерс ввёл понятие эмпатии. Эмпатия – это понимание мыслей, чувств и поведения другого человека, как будто это ваши собственные, при сохранении и понимании словосочетания «как будто». Не слияние с клиентом, а понимание клиента, не симпатия к клиенту, а эмпатия. В психологическом консультировании эмпатия ставится на первое место. Эмпатия в значительной мере определяет успешность вашей работы с клиентом. Симпатия и эмпатия не исключают друг друга, они просто разные, симпатия – не профессиональное чувство, она может быть, её может не быть, а эмпатия – профессиональное качество психолога. Экзистенциальная психология. Экзистенция – существование. Это направление ищет ответы на риторические вопросы – в чём смысл жизни, смерти. Эти вопросы возникают при возрастных кризах: например, кризис среднего возраста – всё уже сделано, проблемы решены, что дальше делать, для чего дальше жить. Поиск смысла существования в этот кризисный период. Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир. Основное внимание уделяется проблемам одиночества, отношениям с другими людьми, поискам смысла существования. Основатель – Франкл (книга «Человек в поисках смысла»). Психоаналитическое направление. Основной смысл – в большей степени имеет значение бессознательная часть нашей психики, которая и определяет наше поведение. На самом деле миром правит не сознание, а бессознательное. Сущность человека определяется 2 энергиями: либидо (сексуальная энергия, влечение к жизни) и мортидо (влечение к смерти). Важен опыт раннего детства. Психоанализ предлагает структуру личности из 3 частей: суперэго, эго, ид. Патология возникает в результате вытесненных (как бы забытых) в детстве конфликтов. Вытесненный конфликт никуда не делся, и та драма, которая произошла в детстве, требует значительной энергии для удерживания двери закрытой – чтобы вытесненное не прорвалось из бессознательного. Если вытесненное допускается и осознаётся – происходит инсайт, понимание, и уже не нужно тратить энергию на поддержание вытеснения. Образ: в зале один человек агрессивно себя ведёт, его выставили за дверь, но он всё время пытается заглянуть, вернуться в зал, приходится несколько человек выставить у двери, чтобы они сдерживали его натиск. Транзактный анализ (транзакционный). Основатель – Эрик Берн. Все люди рождаются безусловно положительными. Личностное развитие нарушается (изменяется патологически) тогда, когда ребёнок сталкивается с необходимостью выжить и приспособиться к окружающей среде, в эти моменты наступает личностная деформация или патология. Все люди способны думать – следовательно, способны понять суть своей проблемы, её причины, и при наличии адекватной помощи решить её. Модель ТА в чём-то сходна с моделью психоанализа. В кратком виде модель — 3 части психики: родительская часть (примерно суперэго), взрослая (примерно эго), детская (соответствует ид). Философия есть в каждом направлении, типология – не в каждом. Проблемы, с которыми люди приходят к психологам:
Уровень проблем может относиться к норме и патологии. К норме относятся проблемы межличностного взаимодействия (как решить конфликт в семье, как построить отношения с ребёнком, конфликты на работе, проблемы организации рабочего времени, построения плана). Запросы на поддержку – помочь определиться в выборе, поддержать на время развода. К норме относятся всевозможные проявления характера в разных преломлениях, акцентуации характера, адаптации характера. Патология может быть разной степени глубины, разной степени повреждения. Степени повреждения: невроз, расстройство личности, психоз, болезни зависимости (алкоголизм, наркомания, зависимость от азартных игр, любовная зависимость и т.д.). Всё это хлеб психологов. Отдельно стоит органическое поражение центральной нервной системы (когда человек ограничен в возможностях вербально общаться с психологом) – например, болезнь Альцгеймера. В этих случаях возможности психолога ограничены – возможна только диагностика. Расстройство личности – 3 критерия:
Примеры расстройств: параноидное, истерическое. Невроз – реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Эта реакция может длиться много лет. Пример: невроз навязчивостей (обсессивно – компульсивный невроз) – навязчивое мытьё рук, навязчивый счёт. Периодически навязчивость усугубляется. Периоды декомпенсации (обострения). Человек таким образом снимает тревогу, которая зашкаливает. При неврозе множество симптомов – бессонница, тревога, множество фобий или страхов. Всё, что относится к патологии, записано в Международной классификации болезней, на данный момент в мире принята МКБ-10. Психоз – вид расстройства психики, которому свойственна неадекватная оценка больным себя, окружающей обстановки, отношения внешних обстоятельств к нему. Психоз сопровождается галлюцинациями и бредом. Бывает при шизофрении, при маниакально – депрессивном психозе, белая горячка при зависимости от алкоголя, галлюцинация при приёме наркотиков, либо при тяжёлой инфекции. При психозе возможности психологов ограничены. В психозе человек не пребывает долго – современная психофармакология не позволит больше нескольких дней пребывать в галлюцинации. Какой-то процент существует здоровой личности. Психолог присоединяется именно к этой здоровой части. Человек не может быть на 100 % в психозе. Даже в таком остром состоянии психолог может помочь. Болезни зависимости. Выделяют около полутора тысяч зависимостей. Родственник, проживающий совместно, страдает, а больной наслаждается своей зависимостью. Жена алкоголика с мужем – как паззлы, жена меняет своё поведение, меняется она – он обязательно придёт лечиться. Трудно градуировать патологии по степени глубины. Например, компенсированный человек с шизофренией может всю жизнь жить, успешно работать, иметь семью. А другой с неврозом вообще ничего делать не может – ни работать, ни семью завести. Хотя формально считается, что расстройство личности тяжелее невроза. Глобальное психотическое расстройство – шизофрения и МДП, остальные более мелкие. И формально считается, что из всех патологий психотическое расстройство самая тяжёлая форма патологии. Самокритика психических процессов и осознавание: наиболее высокая критика при неврозе, при расстройстве личности критика уже меньше, при зависимости критика нарушена, избирательна, при психозе отсутствует. Когда в твоей собственной личности проблема не проработана, помочь человеку с этой проблемой не сможешь. Расстройство личности формируется практически с рождения, как минимум с детства, самое позднее, что можно увидеть – пубертат (подростковый период). Если у человека есть склонность к расстройству личности, в пубертате это будет видно по тому, как он протекает: пубертат может затянуться, он может протекать с очень выраженными протестными реакциями. И хотя в подростковом возрасте бунтуют все, все отрицают ценности, пробуют новые формы поведения, здесь это будет зашкаливать (убегает из дома, попадает на учёт в детскую комнату милиции, диликвентное поведение — поступки, связанные с нарушением закона). При всём бунте здоровая личность удерживается в каких-то рамках, а личность с расстройством выходит за рамки – кто-то мамины котлеты в унитаз спустит, а кто-то машину угонит – нужен разный заряд, т.к. разная степень повреждения личности. Невроз – это нажитое, формируется в результате психотравмирующей ситуации и невозможности личности с ней справиться. При неврозе человек хорошо осознаёт свои проблемы, хорошо в них ориентирован, жалуется на них. При расстройстве личности нет критики по отношению к себе, к своим поступкам – «ну, сел я пьяный за руль, да у меня в районе все пьяные за руль садятся». Настя Михеева, психолог — сексолог, секс-коуч, преподаватель тантры, специалист по женскому оргазму. Для сайта Хэппи Вагина Гуру: для онлайн курсов и проекта бесплатного обучения на психолога-сексолога, секс-коуча и преподавателя современной сексуальной тантры с выдачей 3 сертификатов на русском и английском языках. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|