|
«Дети-жаворонки и дети-совы»Автор статьи: Громыко Елена Дмитриевна
Дети, так же как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Медики и психологи считают, что шестая часть (33%) всех людей - «жаворонки», треть (17%) - «совы». Оставшиеся (50%) не подчиняются суточному ритму. Их организм работает ровно, без волновых колебаний. Таких людей называют «сойками», «голубями» или аритмиками. Очень многие люди принадлежат к промежуточным хронотипам и не являются яркими представителями «сов», «жаворонков» или «голубей». Среди детей тоже есть «совы», «жаворонки», и «голуби». «Совы» - это те, кто бодрствуют ночью и спят до полудня. При этом, проснувшись часов в 12 дня, они чувствуют себя прекрасно. «Совы» очень хорошо контролируют ритм сон-бодрствование. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им гораздо тяжелее вставать в ранние утренние часы. Засыпают «совы» далеко за полночь, просыпаются поздно, встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них перед утром. Пик работоспособности приходится на вторую половину дня и длится до глубокой ночи. «Совы» отличаются медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются достаточно их обосновать, иногда педанты, систематики, склонные к логическим размышлениям, математике, абстрактным обобщениям, инертны, выжидательны, замкнуты. Их отличает хорошее самообладание, расчетливость, излишняя строгость и деспотичность. Пассивные и нерешительные в новых начинаниях, они долго раскачиваются прежде, чем включиться в работу, но, начав, доводят дело до конца. «Жаворонки» спят столько же времени, сколько и остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им «думается и соображается» утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Это «утренний» тип людей. Они просыпаются самостоятельно и довольно рано, чувствуют себя отдохнувшими после сна, бодрыми и работоспособными в первой половине дня, вечером испытывают сонливость и, если есть такая возможность, рано ложатся спать. Быстро восстанавливают силы, но и быстро устают. «Жаворонки» сильно и быстро реагируют на внешние воздействия, склонны к увлечениям. Эти люди большие энтузиасты. «Голуби» - люди дневного типа. Сочетание у человека пассивного и активного темпераментов создает неопределеный биоритм работоспособности. Они наиболее приспособлены к обычной смене дня и ночи. При более детальном анализе все же выявляются некоторая склонность к тому или иному полюсу работоспособности, в зависимости от того, какой темперамент преобладает. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Новорожденные могут спать до двадцати трех часов в сутки. Постепенно у них увеличиваются периоды бодрствования. К 2-3 годам они могут продолжаться до 10 часов. Но в этом возрасте часовой механизм очень пластичен: стиль детского сна сильно зависит от внешних факторов. Ученые в процессе исследований пришли к выводу, что хронотип проявляется к 6-7 годам, что совпадает со временем, когда ребенок начинает ходить в школу. Психологи рекомендуют, если ваш ребенок типичный «жаворонок», заниматься с ним спортом, подвижными играми, осваивать счёт и грамоту в первой половине дня, а вечерние часы посвящать отдыху. А если типичная «сова», то все занятия и разного рода мероприятия следует назначать на вторую половину дня. Известно, что «жаворонки» с большим трудом приспосабливаются к новому расписанию. Тогда как типичные «голуби» наоборот могут жить по любому расписанию, однако резкая смена режима для них нежелательна. Для того, чтобы «голубь» мог постепенно и плавно перейти на новое расписание ему необходимо не меньше месяца. Идеальным для школьного режима считается комбинированная разновидность – «голуби» – аритмики. Такие дети могут с легкостью настроить себя и заснуть в необходимое время. А что же делать, если ваш ребенок типичный «жаворонок» или типичная «сова»? Грамотно составьте распорядок дня и попытайтесь найти компромисс: - Детям «совам» очень тяжело дается учеба, если занятия начинаются с утра. Выбирая ребенку «сове» школу отдайте предпочтение той, в которой есть возможность заниматься во вторую смену (после 12 часов дня). А если ребенок «жаворонок» - где есть возможность заниматься в первую смену. - Если ваш ребенок «жаворонок», попытайтесь, чтобы его учеба приходилась на первую половину дня. Как известно, многие рекомендуют для лучшего запоминания стихов читать их на ночь, так вот перед выходом в школу «жаворонок» должен обязательно повторить стихотворение. - «Жаворонок» любит плотно завтракать и обычно сразу после пробуждения. А «сова» может позавтракать позже, во время школьного завтрака, а утром немного перекусить. - Ребенка «сову» следует приучить собирать портфель вечером, так как утром он спит «на ходу» и может не в хорошем расположении духа. - Делайте с ребенком «совой» утреннюю гимнастику, она поможет ему проснуться - Предварительная подготовка ко сну поможет ребенку выработать привычку ложиться в одно и то же время. Она складывается из своеобразных ритуалов: он должен почистить зубы, умыться или принять теплую ванну, перед сном ему надо рассказать сказку или почитать книгу. Все перечисленное, безусловно, важно и позволяет облегчить жизнь первокласснику, но главный ответ на вопрос о том, что же делать, если ваш ребенок типичный «жаворонок» или типичная «сова» заключается в том, что не стоит переделывать «сов» и «жаворонков», просто нужно знать особенности своего ребенка и учитывать их при составлении режима сна и бодрствования, выборе школы и дополнительных занятий. Желаю вам слышать и слушать себя. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|