«Дети-жаворонки и дети-совы»

Дети, так же как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Медики и психологи считают, что шестая часть (33%) всех людей - «жаворонки», треть (17%) - «совы». Оставшиеся (50%) не подчиняются суточному ритму. Их организм работает ровно, без волновых колебаний. Таких людей называют «сойками», «голубями» или аритмиками. Очень многие люди принадлежат к промежуточным хронотипам и не являются яркими представителями «сов», «жаворонков» или «голубей». Среди детей тоже есть «совы», «жаворонки», и «голуби».

Дети жаворонки и дети совы

«Совы» - это те, кто бодрствуют ночью и спят до полудня. При этом, проснувшись часов в 12 дня, они чувствуют себя прекрасно. «Совы» очень хорошо контролируют ритм сон-бодрствование. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им гораздо тяжелее вставать в ранние утренние часы. Засыпают «совы» далеко за полночь, просыпаются поздно, встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них перед утром. Пик работоспособности приходится на вторую половину дня и длится до глубокой ночи. «Совы» отличаются медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются достаточно их обосновать, иногда педанты, систематики, склонные к логическим размышлениям, математике, абстрактным обобщениям, инертны, выжидательны, замкнуты. Их отличает хорошее самообладание, расчетливость, излишняя строгость и деспотичность. Пассивные и нерешительные в новых начинаниях, они долго раскачиваются прежде, чем включиться в работу, но, начав, доводят дело до конца.

«Жаворонки» спят столько же времени, сколько и остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им «думается и соображается» утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Это «утренний» тип людей. Они просыпаются самостоятельно и довольно рано, чувствуют себя отдохнувшими после сна, бодрыми и работоспособными в первой половине дня, вечером испытывают сонливость и, если есть такая возможность, рано ложатся спать. Быстро восстанавливают силы, но и быстро устают. «Жаворонки» сильно и быстро реагируют на внешние воздействия, склонны к увлечениям. Эти люди большие энтузиасты.

«Голуби» - люди дневного типа. Сочетание у человека пассивного и активного темпераментов создает неопределеный биоритм работоспособности. Они наиболее приспособлены к обычной смене дня и ночи. При более детальном анализе все же выявляются некоторая склонность к тому или иному полюсу работоспособности, в зависимости от того, какой темперамент преобладает. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов.

Новорожденные могут спать до двадцати трех часов в сутки. Постепенно у них увеличиваются периоды бодрствования. К 2-3 годам они могут продолжаться до 10 часов. Но в этом возрасте часовой механизм очень пластичен: стиль детского сна сильно зависит от внешних факторов. Ученые в процессе исследований пришли к выводу, что хронотип проявляется к 6-7 годам, что совпадает со временем, когда ребенок начинает ходить в школу.

Психологи рекомендуют, если ваш ребенок типичный «жаворонок», заниматься с ним спортом, подвижными играми, осваивать счёт и грамоту в первой половине дня, а вечерние часы посвящать отдыху. А если типичная «сова», то все занятия и разного рода мероприятия следует назначать на вторую половину дня.

Известно, что «жаворонки» с большим трудом приспосабливаются к новому расписанию. Тогда как типичные «голуби» наоборот могут жить по любому расписанию, однако резкая смена режима для них нежелательна. Для того, чтобы «голубь» мог постепенно и плавно перейти на новое расписание ему необходимо не меньше месяца. Идеальным для школьного режима считается комбинированная разновидность – «голуби» – аритмики. Такие дети могут с легкостью настроить себя и заснуть в необходимое время.

А что же делать, если ваш ребенок типичный «жаворонок» или типичная «сова»?

Грамотно составьте распорядок дня и попытайтесь найти компромисс:

- Детям «совам» очень тяжело дается учеба, если занятия начинаются с утра. Выбирая ребенку «сове» школу отдайте предпочтение той, в которой есть возможность заниматься во вторую смену (после 12 часов дня). А если ребенок «жаворонок» - где есть возможность заниматься в первую смену.

- Если ваш ребенок «жаворонок», попытайтесь, чтобы его учеба приходилась на первую половину дня. Как известно, многие рекомендуют для лучшего запоминания стихов читать их на ночь, так вот перед выходом в школу «жаворонок» должен обязательно повторить стихотворение.

- «Жаворонок» любит плотно завтракать и обычно сразу после пробуждения. А «сова» может позавтракать позже, во время школьного завтрака, а утром немного перекусить.

- Ребенка «сову» следует приучить собирать портфель вечером, так как утром он спит «на ходу» и может не в хорошем расположении духа.

- Делайте с ребенком «совой» утреннюю гимнастику, она поможет ему проснуться

- Предварительная подготовка ко сну поможет ребенку выработать привычку ложиться в одно и то же время. Она складывается из своеобразных ритуалов: он должен почистить зубы, умыться или принять теплую ванну, перед сном ему надо рассказать сказку или почитать книгу.

Все перечисленное, безусловно, важно и позволяет облегчить жизнь первокласснику, но главный ответ на вопрос о том, что же делать, если ваш ребенок типичный «жаворонок» или типичная «сова» заключается в том, что не стоит переделывать «сов» и «жаворонков», просто нужно знать особенности своего ребенка и учитывать их при составлении режима сна и бодрствования, выборе школы и дополнительных занятий.

Желаю вам слышать и слушать себя.



Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Люди совы, жаворонки и голуби.
  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Если ребенок боится спать
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Зачем люди создают семью, если рано или поздно ее разрушают?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Быстро ешь, кому сказал?! или мой ребенок очень плохо кушает!
  • "Типичный я: утром апатия, днем шутки, вечером грусть, ночью бессонница" или о депрессии...
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • 8 часов в день, 40 часов в неделю... или Работа моей мечты (1)
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Ребенок боится спать один, что делать? Вопрос - ответ
  • Если ребенок не хочет идти в школу...
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Что делать, если ребенок не хочет читать
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Доброй ночи, "Совы".
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Дети растут очень быстро...
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Экстренная помощь, если надо быстро «взять себя в руки»!
  • Что делать, если ребенок капризничает? (часть 2)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь